Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
(опубликовано 1 декабря 2014 г.)
Решение N 05/06-14 28.11.2014 г. Резолютивная часть оглашена 24.11.2014 Изготовлено в полном объеме 28.11.2014 г. Омск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:, при участии от ответчика по делу - Региональной энергетической комиссией Омской области:; от заинтересованного лица - ОАО "ТГК-11" в лице Омского филиала:; от заинтересованного лица - : , рассмотрев дело N 05/06-14 по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Омской области (далее - РЭК Омской области) (644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, УСТАНОВИЛА: 1. В соответствии с приказом Омского УФАС России от 17.09.2014 N 275 возбуждено дело N 05/06-14 по следующим основаниям. В Омское УФАС России поступило заявление Дуриной Д.С., действующей в интересах ИП Паршина В.Н. б/д (вх. N 8164 от 29.07.2014, доверенность от 17.05.2014 б/н) об отказе ОАО "ТГК-11" в лице Омского филиала (далее - ОАО "ТГК-11") в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта по ул. Перелета-Степанца в городе Омске к системе теплоснабжения с тепловой нагрузкой объекта более 0,1 Гкал/час и не превышающей 1,5 Гкал/час. В своем заявлении Дурина Д.С. утверждает, что ОАО "ТГК-11" неоднократно отказывало ИП Паршину В.Н. в подключении к системе теплоснабжения, мотивируя тем, что тариф не установлен РЭК Омской области. В ходе рассмотрения Омским УФАС России указанного заявления, выявлено отсутствие, установленного РЭК Омской области, размера платы за подключение теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии с тепловой нагрузкой более 0,1 Гкал/час и не превышающей 1,5 Гкал/час к системе теплоснабжения на 2014 год. Обязанность РЭК Омской области по установлению размера платы за подключение к тепловым сетям установлена пунктами 13-14 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075). В отсутствии надлежащим образом утвержденного размера платы на 2014 год усматриваются признаки нарушения РЭК Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). 2. Рассмотрение дела N 05/06-14 в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции осуществлялось на заседаниях Комиссии 10.10.2014, 24.10.2014, 24.11.2014. 2.1. Представители заинтересованного лица - ИП Паршина В.Н. на заседании Комиссии 24.11.2014 сообщили, что договор о подключении к системе теплоснабжения ОАО "ТКГ-11" с ИП Паршиным В.Н. подписан 06.11.2014, условия подключения к системе теплоснабжения согласованы. Сторонами согласовывается протокол разногласий к договору о подключении к системе теплоснабжения. Представителями заинтересованного лица представлены в материалы дела N 05/06-14, в том числе, копии: - письма РЭК от 22.07.2014 N ИСХ-14/РЭК-3436; - проекта протокола разногласий к договору о подключении к системе теплоснабжения от 06.11.2014. 2.2. Представители заинтересованного лица - ОАО "ТГК-11" на заседаниях Комиссии 10.10.2014, 24.10.2014, 24.11.2014 пояснили следующее: ОАО "ТГК-11" 27.09.2012 в РЭК Омской области было направлено заявление N СК-3806/12 на установление платы за подключение к системе теплоснабжения Омского филиала ОАО "ТГК-11" объектов капитального строительства на территории г. Омска (с нагрузкой от 0,1 до 1,5 Гкал/ч) (к тепломагистралям от ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, КРК). Материалы были рассмотрены РЭК Омской области, и в установлении платы за подключение объектов капитального строительства к системе теплоснабжения ОАО "ТГК-11" было отказано, о чем имеется запись в протоколе РЭК Омской области от 20.11.2012 N 56. Далее приказом РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14 в отсутствие дела, открытого по заявлению ОАО "ТГК-11", была установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ОАО "ТГК-11", размер которой являлся некорректным. В приложении N 2 к данному приказу были перечислены мероприятия на сетях только от тепловых источников ТЭЦ-2, ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, при этом предполагалось, что приказ должен распространяться на все источники ОАО "ТГК-11". После опубликования данного приказа на совместном совещании в РЭК Омской области было отмечено, что данный приказ не учитывает всех затрат на создание технической возможности подключения потребителей, в частности, не учтены затраты на проведение мероприятий на существующих сетях от ТЭЦ-3 и КРК, кроме того, указанные необходимые мероприятия не приведены в приказе.
Отсутствие данных мероприятий ведёт к невозможности заключения договоров с потребителями, которые расположены в зоне действия рассматриваемых тепловых источников, так как условие о мероприятиях, выполняемых исполнителем для создания возможности подключения, является существенным для договоров подключения. В связи с этим возникла необходимость для подачи заявления на установление платы за подключение, которое в окончательной редакции было направлено в РЭК Омской области 22.03.2013. В дальнейшем РЭК Омской области был издан приказ от 21.05.2013 N 87/26, согласно которому приказ от 12.03.2013 N 48/14 был скорректирован с учётом мнения ОАО "ТГК-11". Срок действия приказа РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14 в редакции приказа от 21.05.2013 N 87/26 был ограничен датой вступления в силу приказа Федеральной службы по тарифам РФ, утверждающего методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, то есть 31.08.2013. При этом 22.03.2013, несмотря на действующий в то время приказ РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14, ОАО "ТГК-11" обратилось в регулирующий орган с заявлением на установление платы за подключение к системе теплоснабжения Омского филиала ОАО "ТГК-11" объектов капитального строительства на территории г. Омска (с нагрузкой от 0,1 до 1,5 Гкал/ч) (к тепломагистралям от ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, КРК) на 2014 год. В данном заявлении были учтены заявки всех заявителей, обратившихся до даты направления заявления с заявками на подключение к системе теплоснабжения Омского филиала ОАО "ТГК-11" с общей нагрузкой 89,06 Гкал/ч. РЭК Омской области по заявлению ОАО "ТГК-11" было открыто дело N 02-3/17 по установлению платы за подключение к системе теплоснабжения. Далее в рамках данного дела письмом от 19.09.2013 N ИСХ-13/РЭК-4567 РЭК Омской области направила запрос о предоставлении материалов в формате, указанном во вступивших в силу 31.08.2013 Методических указаниях по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, а также о предоставлении дополнительных материалов. Кроме того, ОАО "ТГК-11" предлагалось ответить на ряд вопросов. Запрашиваемая информация была предоставлена. На правлении РЭК Омской области 28.11.2013 дело N 02-3/17 об установлении платы за подключение объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Омска, с подключаемой тепловой нагрузкой более 0,1 Гкал/ч и не превышающей 1,5 Гкал/ч к системе теплоснабжения ОАО "ТГК-11", было закрыто, так как содержание представленных ОАО "ТГК-11" материалов и пояснений не устроило регулирующий орган. Представителем заинтересованного лица представлены в материалы дела N 05/06-14, письмо ОАО "ТГК-11" от 15.08.2014 N 3615/5083 (вх. Омского УФАС России N 8734) и копии документов, в том числе: - писем ОАО "ТГК-11" от 16.04.2014 N 41-22т/203, от 27.06.2014 N 41-22т/375 ИП Паршину В.Н.; - заявки ИП Паршина В.Н. (вх. ОАО "ТГК-11" N 12-11/172-6 от 09.04.2014) на подключение к системе теплоснабжения; - заявления ОАО "ОмскРТС" от 30.04.2014 N 4/н-РТС в РЭК Омской области; - заявления ОАО "ТГК-11" от 22.03.2013 N СК-1027/12 в РЭК Омской области на установление платы; - извещения РЭК Омской области от 05.04.2013 N ИСХ-13/РЭК-1348 об открытии дела от 25.04.2013 N 02-3/17; - писем ОАО "ТГК-11" от 16.04.2013 N СК-1433/12, от 15.08.2013 N СК-3074/12, от 04.10.2013 N ЕИ-3817/12 о предоставлении информации и материалов в РЭК; - приказа РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14 с приложениями N 1, 2; - приказа РЭК Омской области от 21.05.2013 N 87/26 с приложениями N 1, 2; - письма РЭК Омской области от 02.08.2013 N ИСХ-13/РЭК-3654 в ОАО "ТГК-11"; - выписки из протокола заседания РЭК Омской области от 20.11.2012 N 56; - выписки из протокола заседания РЭК Омской области от 28.11.2013 N 64 о закрытии дела от 25.04.2013 N 02-3/17. 2.3. РЭК Омской области в Омское УФАС России представлено письменное пояснение от 03.09.2014 N ИСХ-14/РЭК-4156/1 (вх. Омского УФАС России от 03.09.2014 N 9550-э), согласно которому в соответствии с пунктом 20 Правил N 1075 РЭК Омской области извещением об открытии дела от 05.04.2013 N ИСХ-13/РЭК-1348 были запрошены у ОАО "ТГК N 11" материалы, необходимые для установления платы. Письмом от 16.04.2013 N СК-1433/12 ОАО "ТГК-11" в РЭК Омской области представлены материалы, но, по мнению РЭК Омской области, требуемая информация была представлена не в полном объеме, следствием чего явилась невозможность установления платы на основании представленных материалов.
В связи с регистрацией в Министерстве юстиции РФ приказа ФСТ России от 13.06.2013 N 760-Э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания) в рамках открытого дела N 02-3/17 РЭК Омской области был запрошен (N ИСХ-13/РЭК-3654 от 02.08.2013) расчет платы за подключение к системе (системам) теплоснабжения объектов капитального строительства с указанной тепловой нагрузкой с приложением обосновывающих материалов в формате и с соблюдением требований, обозначенных в Методических указаниях. При этом, по информации РЭК Омской области, данное требование основано на том, что Методическими указаниями определены форма предоставления материалов и их содержание. Письмом от 15.08.2013 N СК-3074/12 ОАО "ТГК-11" ответило на запрос РЭК Омской области от 02.08.2013 N ИСХ-13/РЭК-3654, направив вышеупомянутый расчет платы. РЭК Омской области письмом от 19.09.2013 N ИСХ-13/РЭК-4567 запросило конкретизированный перечень документов. Представленные ОАО "ТГК-11" (исх. от 04.10.2013 N ЕИ-3817/12) по указанному запросу документы вновь не соответствовали требованиям органа регулирования. При этом РЭК Омской области указала, что согласно пункту 163 Методических указаний плата за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, устанавливается на расчетный период регулирования. При этом ОАО "ТГК-11" в своих предложениях расходы и нагрузку потребителей на 2013 год не выделило. В состав платы за подключение объектов с нагрузкой от 0,1 Гкал/час до 1,5 Гкал/час включаются мероприятия от существующих тепловых сетей и тепловых пунктов до точек подключения заявителей. ОАО "ТГК-11" данное требование не исполнило. Решением Правления РЭК Омской области 28.11.2013 дело N 02-3/17 было закрыто в связи с непредставлением ОАО "ТГК-11" документов, запрошенных РЭК Омской области письмом от 19.09.2013 N ИСХ-13/РЭК-4567 в соответствии с требованиями Методических указаний. ОАО "ТГК-11" было предложено представить заявление и материалы для установления платы за подключение объектов с нагрузкой от 0,1 Гкал/час до 1,5 Гкал/час на 2014 год. Представитель Ответчика на заседании Комиссии 24.10.2014 пояснила, что на момент обращения ОАО "ТГК-11" с заявлением от 22.03.2013 N СК-1027/12 об установлении платы за подключение к системе (системам) теплоснабжения объектов капительного строительства с тепловой нагрузкой свыше 0,1 Гкал/час и не превышающей 1,5 Гкал/час такая плата уже была установлена РЭК Омской области (12.03.2013) на основании ранее поданного ОАО "ТГК-11" заявления. Поскольку постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", иными нормативными правовыми актами, определявшими на тот момент порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, не предусматривалась процедура возврата заявления и/или оставления его без рассмотрения, РЭК Омской области 05.04.2013 открыла дело N 02-3/17, о чем известила ОАО "ТГК-11". Извещением об открытии дела от 05.04.2013 N ИСХ-13/РЭК-1348 у ОАО "ТГК-11" были запрошены материалы, необходимые для установления платы. На заседании Комиссии 24.11.2014 представитель Ответчика пояснила, что срок установления платы за подключение к системе (системам) теплоснабжения объектов капительного строительства с тепловой нагрузкой свыше 0,1 Гкал/час и не превышающей 1,5 Гкал/час установлен до 01.01.2015. Фактически, в связи с необходимостью опубликования решения об установлении тарифов в газете "Омский Вестник", в срок - до 26.12.2014. В подтверждение изложенных доводов Ответчиком представлены пояснения от 03.09.2014 N ИСХ-14/РЭК-4156/1 (вх. Омского УФАС России N 9550-э от 05.09.2014) и копии документов, в том числе: - письма РЭК Омской области от 19.09.2013 N ИСХ-13/РЭК-4567 о предоставлении информации ОАО "ТГК-11"; - заявления ОАО "ТГК-11" от 20.09.2012 N СК-3806/12; - приказа РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14 с приложениями N 1, 2; - приказа РЭК Омской области от 21.05.2013 N 87/26 с приложениями N 1, 2; - договора, заключенного с ИП Паршиным В.Н., от 06.11.2014 б/н о подключении к системе теплоснабжения; - приказа РЭК Омской области от 24.09.2013 N 155/49 о признании утратившим силу приказа РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14; - распоряжения Губернатора Омской области от 11.11.2013 N 206-р; - распоряжения Губернатора Омской области от 18.12.2013 N 232-р; - проекта протокола разногласий к договору о подключении к системе теплоснабжения от 06.11.2014. 3. Рассмотрев имеющиеся в деле N 05/06-14 материалы, выслушав представителей заинтересованных лиц, Ответчика, Комиссия заключает следующее. 3.1. Размер платы за подключение определяется в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Порядок определения размера платы за подключение установлен Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075). Обязанность РЭК Омской области по установлению размера платы за подключение к тепловым сетям установлена пунктами 13-14 Правил N 1075. Согласно пункту 13 Правил N 1075 (в редакции от 22.10.2012, действовавшей до 12.08.2013) регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пункт 15 Правил N 1075 (в редакции от 22.10.2012, действовавшей до 12.08.2013). Перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении цен (тарифов), предусмотрен пунктом 16 Правил N 1075. В силу пункта 17 Правил N 1075 (в редакции от 22.10.2012, действовавшей до 12.08.2013) для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил N 1075, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 Правил N 1075 документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела (пункт 20 Правил N 1075 (в редакции от 22.10.2012, действовавшей до 12.08.2013). Пунктом 30 Правил N 1075 (в редакции от 22.10.2012, действовавшей до 12.08.2013) предусмотрено, что решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил N 1075. По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. ОАО "ТГК-11" 27.09.2012 в РЭК Омской области было направлено заявление N СК-3806/12 на установление платы за подключение к системе теплоснабжения Омского филиала ОАО "ТГК-11" объектов капитального строительства на территории г. Омска. Приказом РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14 была установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ОАО "ТГК-11". В дальнейшем в указанный приказ внесены изменения (приказ РЭК Омской области от 21.05.2013 N 87/26). Срок действия приказа РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14 (в редакции от 21.05.2013) был ограничен датой вступления в силу приказа Федеральной службы по тарифам РФ, утверждающего методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, то есть 31.08.2013. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По мнению Комиссии, действие РЭК Омской области по установлению в приказе от 12.03.2013 N 48/14 (в редакции от 21.05.2013) сроков, ограничивающих его применение, является препятствующим осуществлению деятельности ОАО "ТГК-11" на товарном рынке услуг теплоснабжения, и нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В период действия приказа РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14 "Об установлении платы за подключение к системе (системам) теплоснабжения от тепловых источников ОАО "ТГК-11" (Омский филиал)" ОАО "ТГК-11" 22.03.2013 обратилось к Ответчику (вх-13/РЭК-1049 от 22.03.2013) с заявлением N СК-1027/12 об установлении платы за подключение к системе (системам) теплоснабжения объектов капительного строительства г. Омска с тепловой нагрузкой свыше 0,1 Гкал/час и не превышающей 1,5 Гкал/час. На основании данного заявления РЭК Омской области 05.04.2013 было открыто дело N 02-3/17, которое решением Правления РЭК Омской области 28.11.2013 было закрыто в связи с непредставлением ОАО "ТГК-11" документов, запрошенных РЭК Омской области письмом от 19.09.2013 N ИСХ-13/РЭК-4567 в соответствии с требованиями Методических указаний. ОАО "ТГК-11" было предложено представить заявление и материалы для установления платы за подключение объектов с нагрузкой от 0,1 Гкал/час до 1,5 Гкал/час на 2014 год. Кроме того, исходя из имеющихся в материалах проверки документов, в нарушение пункта 30 Правил N 1075 (в редакции от 22.10.2012, действовавшей до 12.08.2013), срок принятия решения по делу N 02-3/17 органом регулирования не был соблюден. На основании изложенного, руководствуясь частями 1 и 2, пунктами 1-3 части 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать действие Региональной энергетической комиссии Омской области по установлению в приказе РЭК Омской области от 12.03.2013 N 48/14 "Об установлении платы за подключение к системе (системам) теплоснабжения от тепловых источников открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (Омский филиал)" сроков, ограничивающих его применение в расчетном периоде регулирования 2013-2014 г.г., препятствующим осуществлению деятельности ОАО "ТГК-11" на товарном рынке услуг теплоснабжения, и нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 2. Выдать предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства со стороны Региональной энергетической комиссии Омской области. 4. Материалы дела N 05/06-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Председатель Комиссии Члены Комиссии: 4. Материалы дела N 05/06-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (опубликовано 1 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016