Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 25-ФАС22-Р/03-13 (опубликовано 11 апреля 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
<_>
Члены Комиссии:
<_><_>
рассмотрев дело N 25-ФАС22-Р/03-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в г.Бийске, на пересечении пер.Коммунарского и ул.Ленина, рекламной конструкции с рекламой магазина "Барселона", содержащей изображение скелета человека, одетого в красную кожаную куртку, в которой усматриваются признаки нарушения ч.6 ст. 5 Федерального законаот 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе"),
в присутствие:
рекламодателя - ИП Пушкарева С.А. (<_>) в лице представителя по доверенности <_> установила:
24.01.2013 г. на Интернет сайте Информационного агентства "АМИТЕЛ" www.amic.ru размещена статья "Одежда из кожи": бийчане в шоке от уличной рекламы", сообщающая о том, что на улицах Бийска появилась реклама магазинов, торгующих меховой и кожаной одеждой, в которой использован образ скелета человека, одетого в красную кожаную куртку. Информация сопровождается фотографией рекламы.
Указанная реклама выявлена специалистами управления на пересечении пер.Коммунарского и ул.Ленина, напротив магазина "Спорттовары".
Реклама содержит следующую информацию: "Барселона у ЦУМА, у МОСТА. Одежда из кожи", в которой присутствует изображение скелета человека, одетого в ярко красную кожаную куртку, на черном фоне.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламированияпонимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в указанной рекламе является магазин кожи "Барселона".
В соответствии с ч.6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Этические требования к содержанию рекламы установлены в отношении неопределенного круга категорий и объектов, их перечень не является исчерпывающим и закрытым.
07.02.2013 г. копия фотографии рассматриваемой рекламы магазина "Барселона" направлена в Экспертную комиссию в сфере охраны норм общественной нравственности, утвержденную Постановлением администрации города Барнаула N 1736 от 25 июня 2012 г.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1) какова характеристика рассматриваемой рекламы с точки зрения пристойности и морали
2) является ли использованный в рекламе образ скелета человека непристойным и оскорбительным
3) содержит ли рассматриваемая реклама нарушения общепринятых норм морали и нравственности
Согласно заключению экспертной комиссии в сфере охраны норм общественной нравственности при администрации г.Барнаула от 22.02.2013 г., анализируемый рекламный блок, размещенный в г.Бийске, имеет три структурных элемента: текстовый фрагмент, фотография (изображение) и цветовое оформление.
Тестовый фрагмент указывает на название и местоположение "Барселона у ЦУМА у МОСТА", на вид рекламируемого товара "Одежда из кожи" и по своему содержанию является нейтральным.
Базовыми (визуально центральными) составляющими второго элемента - изображения - являются части скелета человека: череп и кости правой руки. Изображение скелета человека или его фрагментов однозначно привлекает внимание потенциального потребителя товара, но вызывает всегда только отрицательные реакции, негативные эмоции, в том числе мысли о смерти, состояние печали и депрессии. Мировым сообществом профессиональных "рекламщиков" (составителей рекламы) такие изображения негласно запрещены.
Таким образом, изображенный скелет отличается ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывает явно негативные ассоциации.
Вместе с тем, мощным отрицательным эмоциональным действием обладает сочетание костей с красным фоном тестового фрагмента "ОДЕЖДА ИЗ КОЖИ", красным цветом букв "У ЦУМА У МОСТА", красным цветом куртки изображенного объекта. Создание такого цветового решения вызывает ассоциации тестового (рекламного) сообщения со сценами насилия над людьми или животными, демонстрирует грубость, преступную жестокость или извращения.
Сочетание изображения скелета и красного цвета в анализируемой рекламе можно рассматривать как показ аморального, непристойного и наносящего ущерб безопасности, здоровью, морали и благополучию потребителя и считается незаконным.
Анализ рекламы показывает, что ее содержание нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, использованное изображение скелета человека является непристойным и оскорбительным.
Согласно ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 Федерального закона "О рекламе").
Деятельность в рекламируемых магазинах "Барселона" осуществляет ИП Пушкарев С.А.
На запрос антимонопольного органа (исхд. N 243/7 от 24.01.2013 г.), ИП Пушкарев С.А пояснил (вхд. N 609 от 04.02.2013 г.), что размещая наружную рекламу предприниматель преследовал целью лишь привлечь внимание нестандартным образом к сети своих магазинов по продаже кожаных и меховых изделий. При этом искренне полагал, что "эксплуатирует" безобидные и полюбившиеся потребителям образы скелетов из кинофильма "Пираты Карибского моря". ИП Пушкареву С.А. не известно морально-этических норм, которые бы нарушало изображение скелета человека, одетого в куртку. Широко известно, что скелеты человека присутствуют в каждом кабинете биологии в общеобразовательных школах. Активное использование образа скелета человека в кинематографе и даже в детских фильмах и мультфильмах не вызывает ни у кого непристойных чувств и никого не оскорбляет. Изображение скелета, одетого в кожаную куртку красного цвета, не делает безобидный образ непристойным или оскорбительным.
К ответу на запрос приложен договор N 2 аренды рекламной плоскости от 01.01.2013 г., заключенный между ИП Пушкаревым С.А. (Арендатор) и ООО <_> (Арендодатель); акт приема-передачи выполненных работ от 01.01.2013 г.
Таким образом, на основании представленных предпринимателем документов и пояснений установлено, что рекламодателем указанной рекламы является ИП Пушкарев С.А.
На заседании Комиссии, представитель ИП Пушкарева <_> пояснил, что настоящее дело возбуждено в отношении ненадлежащего лица. Несмотря на то, что в указанной наружной рекламе содержится название магазинов "Барселона", принадлежащих ИП Пушкареву С.А., договор аренды рекламной плоскости N 2 от 01.01.2013 г. с рекламным агентством <_> заключен <_> как физическим лицом. Им же утвержден макет рекламы. Следовательно, рекламодателем является <_> как физическое лицо, а не индивидуальный предприниматель.
Относительно содержания рекламы поддержал позицию, ранее изложенную ИП Пушкаревым С.А. письменно (вхд. N 609 от 04.02.2013 г.), добавив, что имеющееся в материалах дела заключение экспертной комиссии в сфере охраны норм общественной нравственности при администрации г.Барнаула не является надлежащим доказательством, поскольку представляет собой лишь мнение определенного круга лиц. Кроме того пояснил, что рассматриваемая реклама возможно и не нравится некоторым потребителям рекламы, пугает их, однако это не является доказательством того, что она выполнена с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, в настоящее время изображение головы и руки скелета на рекламе заменено на образ из кинофильма "Маска".
На заседание комиссии представлены:
- договор N 2 аренды рекламной плоскости от 01.01.2013 г., заключенный между <_>
и ООО <_>
- акт приема-передачи выполненных работ от 01.01.2013 г.;
- макет рекламы;
- фотография исправленной рекламы.
Комиссия, заслушав доводы стороны, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.
Правовое регулирование рекламной деятельности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы.
В 1995 г. основан Общественный совет по рекламе, который в 2000 г. преобразован в Рекламный совет России - орган саморегулирования рекламной деятельности.
Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.
В 2000 г. членами Совета разработан и введен в действие Российский рекламный кодекс.
В его основу положены нормы Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты.
Исходя из понятий и норм, заложенных в Российском рекламном кодексе, Международном кодексе рекламной деятельности, любая реклама должна быть законной, пристойной, корректной и достоверной.
Современная реклама должна разрабатываться с чувством ответственности перед обществом и должна соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности. Никакая реклама не должна оказывать отрицательное влияние на доверие общественности к рекламной деятельности.
Термин "этичность рекламы" трактуется как соответствие формы и содержания рекламной информации, условий, порядка, времени и способов ее распространения правилам этики, т.е. совокупности норм поведения, традиций и моральных принципов, сложившихся в обществе.
В Федеральном законе "О рекламе" требования к этичности рекламы установлены частью 6 статьи 5, в соответствии которой в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов.
При применении указанной нормы необходимо исходить из смысла и содержания, используемых в ней терминов.
Непристойность - все шокирующее, явно ранящее и открыто оскорбляющее скромного и воспитанного человека. Это могут быть жесты, слова и выражения, поступки, одежда или ее отсутствие, изображения и предметы. Понятие непристойности, граница между пристойностью и непристойностью - характеристики, тесно связанные с вопросами нравственности, этики и сложившегося в обществе этикета.
С наружной рекламой в городе не может контактировать ограниченная какими-либо характеристиками группа людей, она предназначена для широкого круга потребителей рекламы (как активных, так и пассивных потребителей), в связи с чем, при ее распространении необходимо учитывать мнение различных слоев населения.
Указанная реклама вызвала широкий общественный резонанс в городе, на что указывают комментарии посетителей Интернет сайта Информационного агентства "АМИТЕЛ". Часть людей возмущена подобной рекламой, смотреть на нее неприятно, она вызывает негатив. Другие снисходительно относятся к рекламе, следуя принципу: "Не нравиться - не смотри".
Кроме того, согласно заключению экспертной комиссии в сфере охраны норм общественной нравственности при администрации г.Барнаула, содержание указанной рекламы нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, использованное изображение скелета человека является непристойным и оскорбительным.
Относительно доводов представителя рекламодателя о том, что дело возбуждено в ношении ненадлежащего лица, Комиссия пришла к следующим выводам.
Деятельность в рекламируемом магазине осуществляет ИП Пушкарев С.А.
Ответ на запрос антимонопольного органа представлен ИП Пушкаревым С.А., которым также представлены договор аренды рекламной плоскости, заключенный ИП Пушкаревым С.А. и акт приема-передачи выполненных работ, подписанный ИП Пушкаревм С.А.
У антимонопольного органа отсутствуют основания сомневаться в представленных ИП Пушкаревым С.А. документах и пояснениях.
Вместе с тем, представителем ИП Пушкарева С.А. представлен аналогичный договор с идентичными реквизитами, заключенный <_> и акт приема-передачи выполненных работ, также подписанный <_>
У Комиссии антимонопольного органа также отсутствуют основания сомневаться в подлинности представленных документов, вместе с тем, к указанным документам Комиссия относится критично по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суммы штрафов за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренные для физических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно разняться.
Таким образом, в случае признания рекламы ненадлежащей и привлечения рекламодателя к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, сумма штрафа для рекламодателя - физического лица значительно ниже, чем для рекламодателя - индивидуального предпринимателя. По мнению Комиссии, представляя второй экземпляр договора, представитель ИП Пушкарева С.А. преследует цель снизить размер административного наказания.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что дело возбуждено в отношении надлежащего лица -ИП Пушкарева С.А.
Таким образом, Комиссией установлено, что при размещении в г.Бийске наружной рекламы магазина "Барселона", в которой присутствует изображение скелета человека, одетого в ярко красную кожаную куртку, на черном фоне, рекламодателем - ИП Пушкаревым С.А. нарушены требования ч.6 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу"Барселона у ЦУМА, у МОСТА. Одежда из кожи", в которой присутствует изображение скелета человека, одетого в ярко красную кожаную куртку, на черном фоне ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования ч.6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать рекламодателя - ИП Пушкарева С.А. нарушившим требования ч.6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.
Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_><_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 25-ФАС22-Р/03-13 (опубликовано 11 апреля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016