Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 1 апреля 2013 г. N 49-10Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_> члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 49-10р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Касторама РУС" (115114, г. Москва, Набережная Дербеневская, 7, СТР. 8, ИНН 7703528301) (далее - ООО "Касторама РУС", Общество) требований части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
представителей ООО "Касторама РУС" - <_> и <_> (далее - представители ООО "Касторама РУС"),
заявителя - <_> (далее - заявитель, гражданка), установила:
14.01.2013 в Воронежское УФАС России поступило заявление (вх. N 03-16/05 от 14.01.2013) гражданки, в котором указывается на нарушение ООО "Касторама РУС" ФЗ "О рекламе". 03.01.2013 заявитель приобрела керамическую плитку "Домино" (производство республика Беларусь) в магазине "Castorama", расположенного по адресу: г. Воронеж, пр-т Патриотов, 45 "Г", согласно условиям рекламной "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!"), содержащимся в рекламном буклете, приложенном к заявлению. Позднее, гражданка обратилась к дежурному менеджеру <_> за получением скидки по рекламной "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!"), сообщив указанному менеджеру, что в магазине "Старт", расположенном по адресу: г. Воронеж, Ленинский пр-т, 172 (далее - магазин "Старт"), реализуется аналогичная керамическая плитка "Домино" по цене дешевле, чем в магазине "Castorama". При этом гражданка предоставила дежурному менеджеру <_> ксерокопии ценников на керамическую плитку "Домино" (производство республика Беларусь), заверенные печатью магазина "Старт". Однако, указанный менеджер отказал ей в предоставлении скидки по рекламной "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!"), сославшись на тот факт, что магазин "Старт" не входит во "внутренний список" конкурентов магазина "Castorama".
На оставленную указанной гражданкой жалобу в книге "Отзывов и предложений" магазина "Castorama", а также заявку на участие в рекламной "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!"), 09.01.2013 гражданкой получен ответ за N 271 от <_> ООО "Касторама РУС" в г. Воронеже - <_> в котором указано, что на странице рекламного буклета о проведении рекламной "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!") содержится ссылка для покупателей, согласно которой с подробными правилами проведения указанной "акции" можно ознакомиться на сайте ООО "Касторама РУС", где указан список конкурентов магазина "Castorama", из которого следует, что магазин "Старт" в указанный список не входит.
В ходе рассмотрения вышеуказанного заявления Воронежским УФАС России установлено следующее.
Актами осмотров сайта www.castorama.ru от 30.01.2013 и 27.02.2013 Воронежского УФАС России установлено, что в период с 03.01.2013 по 30.01.2013 в магазинах "Castorama" проводилась рекламная "акция" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!"). Условия участия в "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!") заключаются в следующем: "Покупатель, который сделал покупку в гипермаркете Castorama и в течение 14 календарных дней нашел более низкую цену в магазинах конкурентов (см. список ниже), имеет возможность получить в качестве компенсации 200% разницы между ценой покупки и найденной более низкой ценой (далее "200% разницы") в виде скидки на кассе на данный товар, равной разнице между ценой покупки и найденной более низкой ценой. Предприятие торговли, с которым происходит сравнение розничных цен, должно находиться в одном городе с торговым центром "Castorama", куда покупатель обращается с заявлением о компенсации 200% разницы/_/
- Леруа Мерлен (все)
- Оби (все)
- Хоум центр (Краснодар)
- Бауцентр (Краснодар, Омск)
- Зеленая страна (Самара, Санкт-Петербург)
- Быстросклад (Самара)
- Старик Хоттабыч (все)
- Джиннстрой (Самара)
- Максидом (Питер, Ростов, Нижний Новгород)
- К-Раута (Санкт-Петербург)
- Метрика (Санкт-Петербург)
- Петрович (Санкт-Петербург)
- ХДМ (Ростов)
- Сатурн (Самара, Тольятти)
- Мегастрой (Тольятти)
- Баумаркет (Тольятти)
- Твой дом (Воронеж)
- СОМ (Воронеж)
- Стройдвор (Воронеж)
- Ордер (Нижний Новгород)
- Масштаб (Пермь)
- Суперстрой (Пермь)
- Баумолл (Пермь)
- Энкор (Воронеж)
- Акватория (Воронеж)/_/".
В рекламном буклете, приложенном к заявлению (вх. N 03-16/05 от 14.01.2013), содержится следующая информация: "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!"). Мы гарантируем нашим покупателям самые низкие цены на товары для дома и ремонта. Акция "Вернем 200% разницы!" - это компенсация 200% разницы между ценой товара в КАСТОРАМА и найденной Вами ценой на данный товар в другом магазине-конкуренте. Компенсация разницы в цене осуществляется в виде скидки на приобретаемый товар/_/Акция действует во всех городах, где присутствуют гипермаркеты КАСТОРАМА. ООО КАСТОРАМА РУС" оставляет за собой право приостановить действие Акции в любой момент без объяснения причин путем размещения информации на официальном сайте компании www.castorama.ru. Участником Акции может быть любое дееспособное физическое лицо, достигшее 18 лет. Подробные правила Акции - на www.castorama.ru/./ "Акция "Вернем 200%" не распространяется на: Некондиционный товар. Товар, купленный в кредит в магазине Касторама. Товар, купленный со скидкой. Товар, участвующий в какой-либо другой рекламной акции. Товар, продаваемый "под заказ"/_/" (далее - рассматриваемая информация N 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация N 1 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее - рассматриваемая реклама N 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе N 1 являются:
1. Магазины КАСТОРАМА;
2. Товары, реализуемые в магазинах КАСТОРАМА;
3. Акция "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!").
06.03.2013 Определением N 49-10р Воронежского УФАС России о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ "О рекламе" Воронежским УФАС России возбуждено дело N 49-10р в отношении ООО "Касторама РУС" по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и назначено рассмотрение дела на 15 часов 00 мин. (мск) 01 апреля 2013 года.
В рамках возбужденного производства по делу, актом осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 28.03.2013 Воронежским УФАС России установлено распространение информации: "НАЙДЕТЕ ДЕШЕВЛЕ ВЕРНЕМ 200% РАЗНИЦЫ! ЗА ЦЕНЫ ОТВЕТИМ!" "Castorama"" на рекламной конструкции, размещенной на фасаде магазина "Castorama", расположенного по адресу: г. Воронеж, пр-т Патриотов, д. 45 "Г" (далее - рассматриваемая информация N 2).
Рассматриваемая информация N 2 в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее - рассматриваемая реклама N 2).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе N 2 являются:
1. Магазин "Castorama";
2. "Акция" "НАЙДЕТЕ ДЕШЕВЛЕ ВЕРНЕМ 200% РАЗНИЦЫ! ЗА ЦЕНЫ ОТВЕТИМ!".
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая реклама N 1 не содержит конкретный список магазинов-конкурентов, в которых, согласно условиям "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!"), необходимо/возможно найти аналогичный товар по более низкой цене, в целях получения компенсации 200% разницы между ценой товара в магазине "Castorama" и найденной покупателем ценой на данный товар в другом магазине-конкуренте, что свидетельствует о возможности приобретения аналогичного товара в любом ином магазине, который соответствует определению термина "магазин-конкурент", содержащемся в рекламном буклете, и, таким образом, искажает смысл информации, распространенной в рекламном буклете (рассматриваемая реклама N 1) и вводит потребителей рекламы в заблуждение.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Кроме того, рассматриваемая реклама N 1 содержит утверждение следующего содержания: "Мы гарантируем нашим покупателям самые низкие цены на товары для дома и ремонта".
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Касторама РУС" не опровергли информацию о том, что в магазине "Старт" цены на аналогичный товар ниже, чем в магазине "Castorama", и таким образом, не доказали, что утверждение, содержащееся в рассматриваемой рекламе N 1 "Мы гарантируем нашим покупателям самые низкие цены на товары для дома и ремонта", соответствует действительности.
Следовательно, рассматриваемая реклама N 1 распространена с нарушением:
- требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выраженным в отсутствии в рассматриваемой рекламе N 1 конкретного списка магазинов-конкурентов, что искажает смысл информации, распространенной в рекламном буклете и вводит потребителей рекламы в заблуждение в каких именно магазинах требуется найти аналогичный товар по более низкой цене в целях получения компенсации 200% разницы между ценой товара в магазине "Castorama" и найденной покупателем ценой на данный товар в другом магазине-конкуренте, что не допускается;
- требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выраженным в содержании в рекламе не соответствующих действительности сведений о преимуществах товаров, реализуемых в магазине "Castorama", а именно, о самых низких ценах на рекламируемые ООО "Касторама РУС" товары, перед находящимися в обороте аналогичными товарами, которые, в том числе, реализуются магазином "Старт".
В рассматриваемой рекламе N 2 отсутствует часть существенной информации об основных условиях участия в "акции", и кроме того, отсутствует ссылка на сайт компании, где содержится информация о проведении "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы!" (За цены ответим!").
Следовательно, рассматриваемая реклама N 2 распространена с нарушением требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выраженным в отсутствии в рассматриваемой рекламе N 2 части существенной информации об основных условиях участия в "акции", и кроме того, в отсутствии ссылки на сайт компании, где содержится полная информация о проведении "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы!" (За цены ответим!"), что не допускается.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Касторама РУС" изложили правовую позицию, согласно которой рассматриваемая реклама N 1 и N 2 о проведении "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!") является рекламой стимулирующего мероприятия.
Комиссия Воронежского УФАС России считает правовую позицию Общества несостоятельной по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 9 ФЗ "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о 08.10.2012 N 58, нормы статьи 9 ФЗ "О рекламе" применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
Необходимо также учитывать, что результатом проводимого ООО "Касторама РУС" мероприятия является получение денежных средств - скидки на кассе на товар, равной разнице между ценой покупки и найденной более низкой ценой.
Следовательно, мероприятие, по условиям которого подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, требование к рекламе которого предусмотрены статьей 9 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, рассматриваемая реклама N 1 и N 2 о проведении "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!") не является рекламой стимулирующего мероприятия, поскольку "компенсация 200% разницы между ценой покупки и найденной более низкой ценой в виде скидки на кассе на данный товар, равной разнице между ценой покупки и найденной более низкой ценой" предоставляется каждому покупателю магазина "Castorama", выполнившему все условия участия в данной "акции".
В процессе рассмотрения дела представители ООО "Касторама РУС" признали факт нарушения ООО "Касторама РУС" части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Представители ООО "Касторама РУС" в ходе рассмотрения дела подтвердили факт распространения, в том числе и в настоящее время, рекламных буклетов о проведении "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!") в помещении магазина "Castorama", расположенном по адресу: г. Воронеж, пр-т Патриотов, д. 45 "Г", без указания в содержании данных буклетов конкретного списка магазинов-конкурентов.
Вместе с тем, представители ООО "Касторама РУС" указали на наличие в рекламных буклетах о проведении "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!") ссылки на официальный сайт компании - www.castorama.ru, где можно более подробно ознакомится с условиями участия в данной акции.
Комиссия Воронежского УФАС России, считает данный довод представителей ООО "Касторама РУС" несостоятельным, поскольку рекламные буклеты о проведении "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!") распространялись среди неопределённого круга лиц вне зависимости от наличия/отсутствия у потребителя возможности доступа к сети Internet.
Представители ООО "Касторама РУС" в ходе рассмотрения дела подтвердили также факт распространения, в том числе и в настоящее время, наружной рекламы: "НАЙДЕТЕ ДЕШЕВЛЕ ВЕРНЕМ 200% РАЗНИЦЫ! ЗА ЦЕНЫ ОТВЕТИМ!" "Castorama"" на рекламной конструкции, размещенной на фасаде магазина "Castorama", расположенного по адресу: г. Воронеж, пр-т Патриотов, д. 45 "Г", с отсутствием части существенной информации об основных условиях участия в "акции", в том числе с отсутствием ссылки на сайт компании, где содержится, по мнению представителей ООО "Касторама РУС", полная информация о проведении "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы!" (За цены ответим!").
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из содержания рассматриваемой рекламы N 1 и N 2, из письменных объяснений ООО "Касторама РУС" от 01.04.2013, а также из Рабочей инструкции "Организация работы по проведению акции "Вернем 200%" следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы N 1 и N 2 является "Касторама РУС" (115114, г. Москва, Набережная Дербеневская, 7, СТР. 8, ИНН 7703528301).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частями 3 и 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО "Касторама РУС" нарушений требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи ООО "Касторама РУС" предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей:
1) рекламу N 1: "Найдете дешевле вернем 200% разницы" ("За цены ответим!"). Мы гарантируем нашим покупателям самые низкие цены на товары для дома и ремонта. Акция "Вернем 200% разницы!" - это компенсация 200% разницы между ценой товара в КАСТОРАМА и найденной Вами ценой на данный товар в другом магазине-конкуренте. Компенсация разницы в цене осуществляется в виде скидки на приобретаемый товар/_/Акция действует во всех городах, где присутствуют гипермаркеты КАСТОРОМА. ООО КАСТОРАМА РУС" оставляет за собой право приостановить действие Акции в любой момент без объяснения причин путем размещения информации на официальном сайте компании www.castorama.ru. Участником Акции может быть любое дееспособное физическое лицо, достигшее 18 лет. Подробные правила Акции - на www.castorama.ru/./ "Акция "Вернем 200%" не распространяется на: Некондиционный товар. Товар, купленный в кредит в магазине Касторама. Товар, купленный со скидкой. Товар, участвующий в какой-либо другой рекламной акции. Товар, продаваемый "под заказ"/_/", распространенную/распространяемую в помещении магазина "Castorama", расположенном по адресу: г. Воронеж, пр-т Патриотов, д. 45 "Г", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе";
2) рекламу N 2: НАЙДЕТЕ ДЕШЕВЛЕ ВЕРНЕМ 200% РАЗНИЦЫ! ЗА ЦЕНЫ ОТВЕТИМ!" "Castorama"" распространенную/распространяемую на рекламной конструкции, размещенной на фасаде магазина "Castorama", расположенного по адресу: г. Воронеж, пр-т Патриотов, д. 45 "Г", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Касторама РУС" предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо, путем внесения в содержание рассматриваемой рекламы N 1 и N 2 о проведении "акции" "Найдете дешевле вернем 200% разницы!" (За цены ответим!"), отсутствующей существенной информации.
Решение изготовлено в полном объеме 12 апреля 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 1 апреля 2013 г. N 49-10Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016