Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 13 января 2015 г. N 16
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России), в составе:
Председатель Комиссии:
***;
Члены Комиссии:
***;
при участии представителя ООО "Ушаковская" - ***, в отсутствие представителя ООО "Киррос"-котел" надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Киррос"-котел" на действия организатора закупки - ООО "Ушаковская" связанные проведением открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации по реконструкции котельной на твердом топливе мощностью 13 Гкал/час п. Дзержинск Иркутского района (извещение N 31401500774), руководствуясь ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Иркутское УФАС России от ООО "Киррос"-котел" поступила жалоба (вх.N 16366 от 26.12.2014 г.) на действия организатора закупки - ООО "Ушаковская" связанные проведением открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации по реконструкции котельной на твердом топливе мощностью 13 Гкал/час п. Дзержинск Иркутского района (извещение N 31401500774).
До начала рассмотрения жалобы, ООО "Киррос"-котел" направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, данное ходатайство было удовлетворено Комиссией Иркутского УФАС России.
Согласно своей жалобы ООО "Киррос"-котел" указало следующее.
Данное общество являлось участником закупки, а именно: открытого конкурса, проводившегося ООО "Ушаковская", на разработку проектно-сметной документации по реконструкции котельной на твердом топливе мощностью 13 Гкал/час п. Дзержинск Иркутского района извещение N 31401500774, размещенной на электронной торговой площадке zakupki.gov.ru.
По результатам проведенной закупки, данное общество признано победителем.
На стадии заключения договора с участником-победителем открытого конкурса, заказчик существенно изменил условия договора. Пункт 3.7. договора подряда N21К от 13.10.2014 г. направленного со стороны ООО "Ушаковская" для подписания в ООО "Киррос"-котел" отличался от аналогичного пункта проекта договора в конкурсной доку-ментации, размещенной на электронной площадке для публичного доступа.
На предложение ООО "Киррос"-котел" урегулировать разночтение протоколом разногласий и подписать договор на условиях конкурсной документации ООО "Ушаковская" ответило отказом.
Таким образом, Договор подряда на условиях конкурсной документации остался не подписан заказчиком, что привело к нарушению положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), пункта 8.1.1.8. Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ООО "Ушаковская" (далее - Положение о закупке).
Действиями ООО "Ушаковская" были нарушены права и законные интересы ООО "Киррос"-котел", а именно: право подписания договора подряда и право исполнения договора подряда на условиях, опубликованных на электронной площадке в документации открытого конкурса, что подтверждается конкурсной документацией, имеющейся на электронной площадке zakupki.gov.ru.
Кроме того, заказчик разместил без уведомления ООО "Киррос"-котел", как победителя конкурса извещение об отказе от про-ведения открытого конкурса от 27.11.2014 г. на электронной торговой площадке zakupki.gov.ru, чем также нарушил Закон о закупках и п. 8.4.1.Положения о закупке.
На основании изложенного ООО "Киррос"-котел" просит признать действия ООО "Ушаковская" нарушающими Закон о закупках.
В ответ на поступившую жалобу ООО "Ушаковская" представило письменные возражения, согласно которым указало следующее.
Согласно условиям конкурсной документации о проведении открытого конкурса, а именно п. 21 задания на проектирование - состав и комплектность проектной документации - проектная документация предоставляется заказчику в 4-х экземплярах на бумажном носителе и 1 в электронном виде, после проведения необходимой экспертизы, что и дублируется п. 3.7. Договора N 21 К на разработку проектно-сметной документации по реконструкции котельной на твердом топливе мощностью 13 Гкал/час в п. Дзержинск Иркутского района от 13.10.2014 г., подписанному сторонами закупки.
В свою очередь, участник закупки, признанный победителем - ООО "Киррос"-котел" направил в наш адрес протокол разногласий, в котором потребовал внести изменения в п. 2.5. Договора с условием о дополнительной оплате услуг согласующих организаций, исключая условие о включении в стоимость работ необходимых согласований, что влечет за собой увеличение стоимости договора и противоречит условиям конкурсной документации, в связи с чем ООО "Ушаковская" не согласилось с подписанием протокола разногласий, о чем было письменно сообщено ООО "Киррос-котел" (письмо исх. N 204 от 10.11.2014 г.).
В свою очередь, ООО "Киррос"-котел" письмом за исх. N 2ЭО/22-1108 от 17.11.2014 г. уведомил ООО "Ушаковская" о приостановлении работ по договору подряда и предложил, как одно из возможных выходов, расторжение договора подряда N21К от 13.10.2014 г.
26 ноября 2014 г. в наш адрес поступило соглашение о расторжении договора.
В связи с тем, что стороны пришли к соглашению о расторжении договора подряда N 21К от 13.10.2014 г. 27 ноября 2014 г. было опубликовано извещение об отмене конкурса.
Рассмотрев документы и пояснения, представленные участниками рассмотрения жалобы, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.
Конкурсной документацией по проведению открытого конкурса на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по реконструкции котельной на твердом топливе мощностью 13 Гкал/час п. Дзержинск Иркутского района, установлены требования к участникам конкурса (п. 1.3), порядок отказа от проведения конкурса (п.2.4), порядок заключения договора по результатам проведения конкурса (п. 9).
К конкурсной документации приложен проект договора подряда, который должен быть заключен по результатам конкурса. Согласно данного проекта в п. 3.7 указано, что оплата экспертизы проекта договора производиться Заказчиком и не входит в стоимость услуг по составлению проекта. Исполнитель осуществляет сопровождение проведения государственной экспертизы.
Согласно протокола заседания единой комиссии о подведении итогов на участие в открытом конкурсе от 01.10.2014 г. победителем данного конкурса признано ООО "Киррос"-котел".
На основании п. 8.1.1.8. Положения о закупке организатор заключает договор по результатам закупки. Согласно п.16.1 Положения о закупке, а также п. 9.1. Конкурсной документации по результатам закупки товаров, работ, конкурса между заказчиком и победителем заключается договор, формируемый путем включения условий, предложенных в заявке победителя, с которым заключается договор, в проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о конкурсе и документации о конкурсе.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что со стороны ООО "Ушаковская" на подписание ООО "Киррос"-котел" направлен договор N 21 К от 13.101.2014 г. в котором был изменен пункт 3.7, а именно указано, что оплата экспертизы проекта производится Подрядчиком и входит в стоимость услуг по составлению проекта. Подрядчик осуществляет проведение государственной экспертизы.
Комиссией Иркутского УФАС России, отклоняется довод ООО "Ушаковская" о том, что согласно п. 21 задания на проектирование (являющийся частью конкурсной документации) проектная документация предоставляется заказчику в 4-х экземплярах на бумажном носителе и 1 в электронном виде, после проведения необходимой экспертизы, что и дублируется п. 3.7. Договора N 21 К от 13.10.2014 г., поскольку в данном пункте не указано о том, с чьей стороны будет оплачиваться данная экспертиза, а регулируется порядок предоставления проектной документации заказчику.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, ООО "Ушаковская" предъявила к участнику закупки - победителю ООО "Киррос"-котел" требования к условиям исполнения договора по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Вместе с тем, согласно ст. 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, как заказчик не должен менять существенные условия договора, содержащиеся в проекте, равно как и победитель конкурса не может выдвигать новые условия, путем указания их в протоколе разногласий, отличные от первоначальной оферты (проекта договора).
Согласно п. 8.4.1.Положения о закупке, п. 2.4.1 конкурсной документации заказчик вправе принять решение об отказе от проведения открытого конкурса в сроки, указанные в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно извещения о проведении рассматриваемой закупки, срок отказа от проведения конкурса: в любое время до момента подписания договора заказчиком.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения жалобы, ООО "Ушаковская" подписало со своей стороны договор 13.10.2014 г., а 28.11.2014 г. разместило извещение об отказе от проведения конкурса.
Согласно положениям п. 2.4.2 конкурсной документации в случае принятия решения об отказе от проведения открытого конкурса, заказчик в течение дня, следующего за днем принятия такого решения размещает сведения об отказе от проведения открытого конкурса на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и в течение трех дней направляет по электронной почте уведомления всем участникам конкурса, получившим конкурсную документацию на бумажном носителе и (или) направившим конкурсные заявки заказчику.
Факт не направления в ООО "Киррос"-котел" по электронной почте уведомление об отказе от проведения конкурса представитель заказчика не оспаривал.
Ввиду того, что со стороны ООО "Киррос"-котел" направлено соглашение от 26.11.2014 г. о расторжении договора подряда N 21, а также отказ от 28.11.2014 г. от проведения конкурса ООО "Ушаковская", Комиссия Иркутского УФАС России не находит обстоятельств для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Иркутского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Киррос"-котел" обоснованной.
Признать ООО "Ушаковская" нарушившим ч.6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", п. 8.1.1.8., п. 8.4.1, 16.1 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ООО "Ушаковская", п. 2.4, п. 9.1 Конкурсной документацией по проведению открытого конкурса на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по реконструкции котельной на твердом топливе мощностью 13 Гкал/час п. Дзержинск Иркутского района, п. 10 Извещения о проведении открытого конкурса.
Копию решения направить ООО "Киррос"-котел" и ООО "Ушаковская".
Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности по ч. 8 ст. 7.32.3. КоАП РФ.
Председатель Комиссии ***
Члены Комиссии ***
***
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 января 2015 г. N 16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016