Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N 05-03 (опубликовано 16 апреля 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - <_> члены Комиссии - <_> - начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, <_> - вр.и.о. начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков, <_>- старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, <_> - специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов,
рассмотрев дело N СЮ 05-03/2013-28 Ж по жалобе ООО "БВМ-Авто" (далее - Заявитель) (вх. N 2410 от 05.04.2013 года) на действия Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Удмуртское автодорожное предприятие" (далее - ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие") при проведении открытого аукциона 31300145824 по закупке вибрационного двухвальцового катка ДУ-96,
в присутствии:
представителей ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" - <_> по дов. от 27.03.2013 г. N 102, <_> по дов. от 09.01.2013 г. N 09, <_> по дов. от 09.01.2013 г. N 12,
представителя ООО "БВМ-Авто" - <_> по дов. от 09.04.2013 г.
<_> не являющегося представителем лиц участвующих в деле. установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба ООО "БВМ-Авто" на действия ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" при проведении открытого аукциона 31300145824 по закупке вибрационного двухвальцового катка ДУ-96.
Заявитель считает, что документация указанного открытого аукциона не соответствует действующему законодательству, а именно в закупочной документации указано конкретное торговое наименование товара (без указания на эквивалент).
Заявитель, считает, что указанные действия лишают права производителей и (или) продавцов эквивалентной техники участия в открытом аукционе.
На основании изложенного, Заявитель просит выдать ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" предписание об устранении нарушений, обязав ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" внести соответствующие изменения в конкурсную документацию позволяющую участвовать в открытом аукционе производителям и (или) продавцам техники эквивалентной модели, указанной в конкурсной документации.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители ООО "БВМ-Авто" и ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" поддержали доводы изложенные в жалобе и возражениях на жалобу.
Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрев жалобу ООО "БВМ-Авто", письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" проведен открытый аукцион 31300145824 по закупке вибрационного двухвальцового катка ДУ-96.
В закупочной документации указано конкретное торговое наименование товара (без указания на эквивалент).
В части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Антимонопольные требования к торгам определены в статье 17 Федерального закона N 135-ФЗ, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Положения Закона N 223-ФЗ, в отличие от Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Указанные в документации открытого аукциона 31300145824 требования к товару не нарушают запретов, предусмотренных Законом N 223-ФЗ, и направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего к поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, что названным законом не запрещено.
Действия заказчика, установившего в документации определенные требования к поставляемому товару, не противоречат положениям ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, из положений которой следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Доказательства, свидетельствующие о том, том, что содержащиеся в документации открытого аукциона 31300145824 требования к товару, создали одному участнику размещения заказов преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников размещения заказа, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников размещения заказа, со стороны заявителя не представлены.
При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие", при проведении открытого аукциона 31300145824 по закупке вибрационного двухвальцового катка ДУ-96, не нарушены требования Закона N 223-ФЗ, ограничения установленные статьей 17 Закона N 135-ФЗ, в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции не установлены.
Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В ходе рассмотрения дела нарушений части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Жалобу ООО "БВМ-Авто" на действия Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Удмуртское автодорожное предприятие", выразившиеся в установлении в документации открытого аукциона 31300145824 по закупке вибрационного двухвальцового катка ДУ-96 конкретного торгового наименование товара (без указания на эквивалент) признать необоснованной.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
<_>
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N 05-03 (опубликовано 16 апреля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016