Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 1 апреля 2013 г. N 57-31Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_> члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 57-31р по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (Ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125124) (далее - ФГУП "ВГТРК") в лице филиала ГТРК "Воронеж" (ул. Карла Маркса, 114, г. Воронеж, 394625) (далее - ГТРК "Воронеж"), требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя ГТРК "Воронеж" - <_> (далее - представитель ГТРК "Воронеж"), установила:
Воронежским УФАС России установлено распространение 19.02.2013 в эфире телеканала "Россия 1" в телепрограмме "Вести Воронеж" (с 19 часов 40 минут до 20 часов 00 минут (мск)) (далее в телепрограмме "Вести Воронеж" от 19.02.2013) информации следующего содержания: "Универсальность, надежность и инновации. Таких критериев для оценки современных банков уже недостаточно. Клиенты диктуют новые требования, мобильность и индивидуальный подход. Чтобы стать ближе к клиентам "Промсвязьбанк" открыл новый офис в самом центре города.
Геннадий Пичугин, клиент банка: "Этот офис банка располагается очень удобно - куда бы ни ехал, куда бы ни шел - приходится двигаться через центр"
Большую часть услуг банка можно получить через Интернет, поэтому очередей в отделении не будет - уверены сотрудники.
Юлия Кардапольцева, управляющая отделением банка: "Клиент не должен долго ожидать, клиенты с детьми до 7 лет обслуживаются вне очереди, при звонке в контакт центр банка клиент ждет не больше минуты, также все отзывы и предложения обрабатываются в течение трех дней, клиент получает обратную связь"
Этот операционный офис стал четвертым в городе. Как и во всех офисах банка, рядом с операционным залом открыли "зону 24" - для круглосуточного обслуживания через банкомат. Впрочем, это еще не все - в ближайшее время планируют сеть расширить.
Артем Рукин, заместитель регионального директора банка по развитию розничного бизнеса: "Как перспективу развития бизнеса в Воронеже, в связи с тем, что количество клиентов увеличивается постоянно, мы планируем рассмотреть открытие новой точки"
Услуги Промсвязьбанка скоро станут доступными во всех районах города. В ближайших планах руководства - открытие филиала на левом берегу" (далее - рассматриваемая информация).
В соответствии с Распоряжением Воронежского УФАС России (исх. N 03-16/530 от 21.02.2013) о проведении внеплановой документарной проверки Управлением у ФГУП "ВГТРК" была истребована копия записи эфира телеканала ФГУП "ВГТРК" и ГТРК "Воронеж" ("Россия 1") от 19.02.2013 с 19 часов 30 минут до 20 часов 00 минут (мск).
11.03.2013 ГТРК "Воронеж" предоставило копию записи эфира телеканала ФГУП "ВГТРК" и ГТРК "Воронеж" ("Россия 1") от 19.02.2013 с 19 часов 30 минут до 20 часов 00 минут (мск), подтверждающую распространение рассматриваемой информации в указанный временной интервал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (Банк "Промсвязьбанк", услуги, оказываемые ОАО "Промсвязьбанк", новый операционный офис ОАО "Промсвязьбанк"), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
14.03.2013 Воронежским УФАС России возбуждено дело N 57-31р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж". Рассмотрение дела назначено на 09 часов 30 минут 01.04.2013.
01.04.2013 в ходе рассмотрения дела, представитель ГТРК "Воронеж" заявил, что рассматриваемый информационный сюжет не имел целью продвижение товаров, работ, услуг и был подготовлен в рамках информирования населения о решении проблемы очередей при обслуживании в банках. Сюжет был подготовлен корреспондентами ГТРК "Воронеж", при этом, договор на оказание информационных услуг именно с кредитно-финансовой организацией и именно на спорный материал по информации ГТРК "Воронеж" не заключался.
Ознакомившись с материалами дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия считает возможным признать рассматриваемый материал рекламой, а рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.
В силу пункта 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащей признается реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе", прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Распространение рассматриваемой рекламы не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы, что является нарушением части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 1 статьи 14 Закона несет рекламораспространитель.
В данном случае рекламораспространителем является ФГУП "ВГТРК", так как оно, в том числе, является держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания серия ТВ N 20457 от 05 апреля 2012 года на телеканале "Россия" (Россия 1).
Закреплённое законодательное определение понятия "реклама", а также подробный анализ рекламного сюжета (последовательность подачи информации, логическая связь информации с видеорядом и т.д.) свидетельствуют о том, что транслируемый сюжет (рассматриваемая реклама) направлен на привлечение внимания потребителей к конкретным объектам рекламирования - банк "Промсвязьбанк", услуги, оказываемые ОАО "Промсвязьбанк", новый операционный офис ОАО "Промсвязьбанк".
Комиссия отклоняет доводы представителя ГТРК "Воронеж" о том, что рассматриваемый "информационный сюжет" не является рекламой и не имеет целью продвижение товаров, работ, услуг и был подготовлен в рамках информирования населения о решении проблемы очередей при обслуживании в банках, поскольку данная информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к конкретным объектам (банк "Промсвязьбанк", услуги оказываемые ОАО "Промсвязьбанк", новый операционный офис ОАО "Промсвязьбанк"), формирует и поддерживает интерес к ним, а также продвигает их на рынке, то есть, в соответствии с определением, содержащимся в Законе, является рекламой.
Кроме того, Комиссия отмечает, что отсутствие оплаты за рекламный материал, равно как и/или договора на оказание информационных услуг не является критерием для признания информации рекламой.
На основании части 1 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (Ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125124) в лице филиала ГТРК "Воронеж" (ул. Карла Маркса, 114, г. Воронеж, 394625) следующего содержания:
"Универсальность, надежность и инновации. Таких критериев для оценки современных банков уже недостаточно. Клиенты диктуют новые требования, мобильность и индивидуальный подход. Чтобы стать ближе к клиентам "Промсвязьбанк" открыл новый офис в самом центре города.
Геннадий Пичугин, клиент банка: "Этот офис банка располагается очень удобно - куда бы ни ехал, куда бы ни шел - приходится двигаться через центр"
Большую часть услуг банка можно получить через Интернет, поэтому очередей в отделении не будет - уверены сотрудники.
Юлия Кардапольцева, управляющая отделением банка: "Клиент не должен долго ожидать, клиенты с детьми до 7 лет обслуживаются вне очереди, при звонке в контакт центр банка клиент ждет не больше минуты, также все отзывы и предложения обрабатываются в течение трех дней, клиент получает обратную связь"
Этот операционный офис стал четвертым в городе. Как и во всех офисах банка, рядом с операционным залом открыли "зону 24" - для круглосуточного обслуживания через банкомат. Впрочем, это еще не все - в ближайшее время планируют сеть расширить.
Артем Рукин, заместитель регионального директора банка по развитию розничного бизнеса: "Как перспективу развития бизнеса в Воронеже, в связи с тем, что количество клиентов увеличивается постоянно, мы планируем рассмотреть открытие новой точки"
Услуги Промсвязьбанка скоро станут доступными во всех районах города. В ближайших планах руководства - открытие филиала на левом берегу", поскольку указанная реклама/способ ее распространения нарушает требования части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе", а именно: 19.02.2013 ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж" распространило рассматриваемую рекламу в эфире телеканала "Россия" (Россия 1) в телепрограмме "Вести Воронеж" (с 19 часов 30 минут до 20 часов 00 минут (мск)) без прерывания на сообщение о последующей трансляции рекламы.
2. Выдать ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе" путем снятия ненадлежащей рекламы с распространения либо путем приведения способа подачи рекламы в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе, в части установленного законодательством разграничения распространения рекламной информации от нерекламной.
Решение в полном объеме изготовлено 15 апреля 2013 года
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 1 апреля 2013 г. N 57-31Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016