Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
N 06-10.1/60-2014 (опубликовано 15 января 2015 г.)
РЕШЕНИЕ по делу N 06-10.1/60-2014 13 января 2015 года город Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/60-2014 по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размеще-ния закрытым акционерным обществом "Новое Ипотечное Корпоративное Агентство" (далее - ЗАО "НИКА") рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (да-лее - Федеральный закон "О рекламе"), в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ЗАО "НИКА" (ОГРН 1075501005249, ИНН 5501107635, местонахождение: ул. 4-я Северная, д. 13, г. Омск, 644033), извещенного над-лежащим образом, в присутствии представителя ЗАО "НИКА" УСТАНОВИЛА: В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете "Московский комсомолец "МК в Омске" N 43 (910) от 22.10.2014 рекламы ЗАО "НИКА": "НИКА. Новое Ипотечное Кор-поративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа "Социальная ипоте-ка". Ставка 10,6% годовых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО "НИКА", со-держащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Феде-рального закона "О рекламе". Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связан-ных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), оп-ределяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее. Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением фор-мулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 За-кона "О потребительском кредите (займе)". В указанной рекламе ЗАО "НИКА" содержится информация о процентной ставке в 10,6%, однако отсутствуют сведения об остальных условиях, влияющих на стоимость займа. Анализ положений Федерального закона "О рекламе" показывает системную связь поло-жений части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" с положениями части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в ко-торой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. На определение Омского УФАС России N 06-10.1/60-2014 о возбуждении дела по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ЗАО "НИКА" были представлены письменные объяснения (вх. N 13378 от 03.12.2014), из которых следует: ".ЗАО "НИКА" не обязано было указывать в рекламном сообщении сумму займа; срок действия договора займа; валюту, в которой предоставляется заем, так как указанные све-дения не влияют ни на размер процентной ставки по займу, ни на полную стоимость займа. Приказом N 26 от 17 августа 2014 года в ЗАО "НИКА" утверждена программа ипотечного кредитования "Социальная ипотека", введенная в рамках государственной программы "Жилье для Российской семьи" и Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", ипотечный заем по которой предоставляется на следующих условиях: Валюта предоставления займа: рубли РФ Сумма ипотечного займа: от 300 до 2600 тыс.руб. Срок ипотечного займа: от 120 до 360 месяцев Размер первоначального взноса: не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья Ставка по займу: 10,6% Категории граждан, имеющих право на получение займа по программе "Социальная ипо-тека": 1. Относящиеся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Прави-тельства РФ от 25 октября 2012 года N 1099 "О некоторых вопросах реализации Феде-рального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса". 2. Категория граждан, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Феде-рации".
Как следует из утвержденной программы, размер ставки по ипотечному займу 10,6% го-довых не изменяется в зависимости от суммы займа или срока возврата ипотечного займа, следовательно, ни сумма займа, ни срок займа не влияют на полную стоимость займа в рамках программы "Социальная ипотека". Единственная валюта предоставления ипотечного займа в рамках программы "Социальная ипотека" - рубли РФ, что исключает также возможность изменения полной стоимости зай-ма в зависимости от курса валют. Исходя из вышеизложенного, следует, что иных условий, влияющих на полную стоимость займа, кроме ставки по ипотечному займу, при получении займа по программе "Социаль-ная ипотека", нет.". Омское УФАС России не может согласиться с позицией ЗАО "НИКА" по следующим ос-нованиям. В информации, содержащейся на официальном сайте ЗАО "НИКА" (www.nika-ipoteka.ru), приводятся основные условия по программе "Социальная ипотека", к которым относятся: - перечень категорий граждан, которым предоставляется заем (граждане, имеющие 1 ре-бенка и более, при этом возраст каждого из супругов (либо одного родителя в неполной семье) не превышает 35 лет; граждане, имеющие 3 и более детей; ветераны боевых дейст-вий; граждане, для которых работа в федеральных органах государственной власти, орга-нах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления является ос-новным местом работы; граждане, для которых основным местом работы является работа в: 1) государственных и муниципальных учреждениях, являющихся научными организа-циями или организациями научного обслуживания, в качестве научных работников, спе-циалистов научной организации или работников сферы научного обслуживания; 2) госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях; 3) государственных и му-ниципальных учреждениях здравоохранения; 4) государственных и муниципальных учре-ждениях культуры; 5) государственных и муниципальных учреждениях социальной защи-ты, занятости населения; 6) государственных и муниципальных учреждениях физической культуры и спорта. - Первоначальный взнос: не менее 30% от рыночной стоимости жилья. Для погашения за-долженности по кредиту можно использовать средства материнского (семейного) капита-ла. - Максимальная сумма кредита: 2,6 млн. рублей. - Максимальный срок кредита: до 30 лет. При участии нескольких заемщиков срок займа рассчитывается с учетом достижения 65-летнего возраста старшим из заемщиком. - Соотношение платеж/доход: ежемесячная сумма платежей заемщика не может превы-шать 45% его ежемесячного совокупного дохода. - Количество созаемщиков: не более 3. - Мораторий на досрочное погашение: отсутствует. - Страхование: обязательным условием является оформление договора имущественного страхования предмета залога (приобретаемой недвижимости). Также на сайте указано: "Величина процентной ставки по займу: первоначальный взнос (включительно) от 30% - годовая ставка (% годовых) 10,6%". Омским УФАС России приняты во внимание доводы ЗАО "НИКА" о том, что в рамках программы "Социальная ипотека" сумма и срок займа не влияют на полную стоимость займа, так как значение процентной ставки является фиксированным и ее размер не изме-няется в зависимости от суммы или срока предоставляемого займа. На заседании Комиссии 23.12.2014 представителем ЗАО "НИКА" была представлена Таб-лица N 1, содержащая сведения о заключенных с физическими лицами договорах займа, в том числе с процентной ставкой 10,6 % годовых. Определением от 23.12.2014 дело N 06-10.1/60-2014 было отложено в связи с необходи-мостью получения антимонопольным органом у ЗАО "НИКА" дополнительной информа-ции из Таблицы N 1, а именно: копий договоров, заключенных ЗАО "НИКА" в рамках программы "Социальная ипотека". Из представленных договоров следует, что полная стоимость займа в процентах годовых отличается от размера процентной ставки, заявленной в рекламе. По мнению Омского УФАС России, если указание в рекламе займа по программе "Соци-альна ипотека" процентной ставки является привлекательной информацией для потреби-теля о предлагаемой финансовой услуге, то отсутствие таких существенных условий пре-доставления займа как требования к заемщику (определенный перечень категорий граж-дан), предоставление обеспечения по договору, значение указанной в рекламе процентной ставки только при условии уплаты первоначального взноса, обязательное страхование мо-жет ввести в заблуждение потребителей рекламы и создать искаженное представление о стоимости займа. В судебной практике отмечается недопустимость распространения рекламы услуг, связан-ных с предоставлением кредита, в которой указывается только привлекательная для потре-бителя информация (например, Определение ВАС РФ от 25.09.2012 N ВАС-12215/12 по делу N А44-65/2012).
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" в пункте 25 указано: "В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы од-но условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные ус-ловия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может при-вести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потре-бителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением креди-та (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нота-риальному заверению документов, предоставления обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)". Таким образом, чтобы размещаемая реклама, связанная с предоставлением кредита или займа, соответствовала требованиям законодательства о рекламе, такая реклама либо не должна содержать никаких условий, определяющих стоимость кредита для заемщика, либо должна содержать все условия, влияющие на его стоимость, во избежание введения в за-блуждение потребителей данной рекламы. На основании вышеизложенного Омское УФАС России приходит к следующим выводам: 1. Отсутствие в распространенной рекламе ЗАО "НИКА" информации о необходимости обязательного страхования и об оценке объекта недвижимости как одних из условий, влияющих на стоимость займа, является нарушением части 3 статьи 28 Федерального за-кона "О рекламе". 2. Отсутствие в рекламе существенной информации о том, что процентная ставка 10,6% годовых доступна только определенной категории заемщиков при предоставлении обес-печения по договору в виде залога недвижимости, а также при условии уплаты 30% пер-воначального взноса, вводит в заблуждение потребителей рекламы и тем самым нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Данная позиция подтверждается информацией, содержащейся в выборочно представлен-ных ЗАО "НИКА" договорах займа. По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая рек-лама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федера-ции. По информации ООО "Медиа-группа Иртышская Мозаика" (издатель газеты "Московский комсомолец "МК в Омске), рекламодателем указанной рекламы является ЗАО "НИКА" в соответствии с договором N 24Б от 22.10.2014 на размещение рекламно-информационных материалов. В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответст-венность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе". Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя ЗАО "НИКА", Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО "НИКА" части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при размещении в газете "Московский Комсомолец "МК в Омске" рекламы по предоставлению займа в рам-ках программы "Социальная ипотека". Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмот-рения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законода-тельства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать рекламу ЗАО "НИКА": "НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа "Социальная ипотека". Ставка 10,6% годо-вых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуаль-ный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО "НИКА", размещенную в газете "Московский Комсомолец "МК в Омске" N 43 (910) от 22.10.2014, ненадлежащей, по-скольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального за-кона "О рекламе". 2. Выдать ЗАО "НИКА" предписание о прекращении нарушения законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2015 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу N 06-10.1/60-2014 13 января 2015 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 13.01.2015 по делу N 06-10.1/60-2014 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной закрытым акционерным обществом "Новое Ипотечное Корпоративное Агентство" (далее - ЗАО "НИКА") в газете "Московский Комсомолец "МК в Омске" N 43 (910) от 22.10.2014, на-рушающей требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ЗАО "НИКА" (ОГРН 1075501005249, ИНН 5501107635, местонахождение: ул. 4-я Се-верная, д. 13, г. Омск, 644033) в срок до 27 января 2015 года прекратить нарушение тре-бований Федерального закона "О рекламе": - части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: в рекламе "НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа "Со-циальная ипотека". Ставка 10,6% годовых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО "НИКА" указывать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа в рам-ках программы "Социальная ипотека". - части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: не допускать распростра-нение рекламы "НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа "Социальная ипотека". Ставка 10,6% годовых для отдельных ка-тегорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтвер-ждению дохода. Кредитор ЗАО "НИКА", в которой отсутствует существенная информация о том, что процентная ставка 10,6% годовых доступна при предоставлении обеспечения по договору в виде залога недвижимости, а также при условии уплаты 30% первоначального взноса. 2. ЗАО "НИКА" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28 января 2015 года. В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 ста-тьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нало-жить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. РЕШЕНИЕ по делу N 06-10.1/60-2014 13 января 2015 года город Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/60-2014 по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размеще-ния закрытым акционерным обществом "Новое Ипотечное Корпоративное Агентство" (далее - ЗАО "НИКА") рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (да-лее - Федеральный закон "О рекламе"), в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ЗАО "НИКА" (ОГРН 1075501005249, ИНН 5501107635, местонахождение: ул. 4-я Северная, д. 13, г. Омск, 644033), извещенного над-лежащим образом, в присутствии представителя ЗАО "НИКА" УСТАНОВИЛА: В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете "Московский комсомолец "МК в Омске" N 43 (910) от 22.10.2014 рекламы ЗАО "НИКА": "НИКА. Новое Ипотечное Кор-поративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа "Социальная ипоте-ка". Ставка 10,6% годовых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО "НИКА", со-держащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Феде-рального закона "О рекламе".
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связан-ных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), оп-ределяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее. Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением фор-мулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 За-кона "О потребительском кредите (займе)". В указанной рекламе ЗАО "НИКА" содержится информация о процентной ставке в 10,6%, однако отсутствуют сведения об остальных условиях, влияющих на стоимость займа. Анализ положений Федерального закона "О рекламе" показывает системную связь поло-жений части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" с положениями части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в ко-торой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. На определение Омского УФАС России N 06-10.1/60-2014 о возбуждении дела по при-знакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ЗАО "НИКА" были представлены письменные объяснения (вх. N 13378 от 03.12.2014), из которых следует: ".ЗАО "НИКА" не обязано было указывать в рекламном сообщении сумму займа; срок действия договора займа; валюту, в которой предоставляется заем, так как указанные све-дения не влияют ни на размер процентной ставки по займу, ни на полную стоимость займа. Приказом N 26 от 17 августа 2014 года в ЗАО "НИКА" утверждена программа ипотечного кредитования "Социальная ипотека", введенная в рамках государственной программы "Жилье для Российской семьи" и Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", ипотечный заем по которой предоставляется на следующих условиях: Валюта предоставления займа: рубли РФ Сумма ипотечного займа: от 300 до 2600 тыс.руб. Срок ипотечного займа: от 120 до 360 месяцев Размер первоначального взноса: не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья Ставка по займу: 10,6% Категории граждан, имеющих право на получение займа по программе "Социальная ипо-тека": 1. Относящиеся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Прави-тельства РФ от 25 октября 2012 года N 1099 "О некоторых вопросах реализации Феде-рального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса". 2. Категория граждан, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Феде-рации". Как следует из утвержденной программы, размер ставки по ипотечному займу 10,6% го-довых не изменяется в зависимости от суммы займа или срока возврата ипотечного займа, следовательно, ни сумма займа, ни срок займа не влияют на полную стоимость займа в рамках программы "Социальная ипотека". Единственная валюта предоставления ипотечного займа в рамках программы "Социальная ипотека" - рубли РФ, что исключает также возможность изменения полной стоимости зай-ма в зависимости от курса валют. Исходя из вышеизложенного, следует, что иных условий, влияющих на полную стоимость займа, кроме ставки по ипотечному займу, при получении займа по программе "Социаль-ная ипотека", нет.". Омское УФАС России не может согласиться с позицией ЗАО "НИКА" по следующим ос-нованиям. В информации, содержащейся на официальном сайте ЗАО "НИКА" (www.nika-ipoteka.ru), приводятся основные условия по программе "Социальная ипотека", к которым относятся: - перечень категорий граждан, которым предоставляется заем (граждане, имеющие 1 ре-бенка и более, при этом возраст каждого из супругов (либо одного родителя в неполной семье) не превышает 35 лет; граждане, имеющие 3 и более детей; ветераны боевых дейст-вий; граждане, для которых работа в федеральных органах государственной власти, орга-нах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления является ос-новным местом работы; граждане, для которых основным местом работы является работа в: 1) государственных и муниципальных учреждениях, являющихся научными организа-циями или организациями научного обслуживания, в качестве научных работников, спе-циалистов научной организации или работников сферы научного обслуживания; 2) госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях;
3) государственных и му-ниципальных учреждениях здравоохранения; 4) государственных и муниципальных учре-ждениях культуры; 5) государственных и муниципальных учреждениях социальной защи-ты, занятости населения; 6) государственных и муниципальных учреждениях физической культуры и спорта. - Первоначальный взнос: не менее 30% от рыночной стоимости жилья. Для погашения за-долженности по кредиту можно использовать средства материнского (семейного) капита-ла. - Максимальная сумма кредита: 2,6 млн. рублей. - Максимальный срок кредита: до 30 лет. При участии нескольких заемщиков срок займа рассчитывается с учетом достижения 65-летнего возраста старшим из заемщиком. - Соотношение платеж/доход: ежемесячная сумма платежей заемщика не может превы-шать 45% его ежемесячного совокупного дохода. - Количество созаемщиков: не более 3. - Мораторий на досрочное погашение: отсутствует. - Страхование: обязательным условием является оформление договора имущественного страхования предмета залога (приобретаемой недвижимости). Также на сайте указано: "Величина процентной ставки по займу: первоначальный взнос (включительно) от 30% - годовая ставка (% годовых) 10,6%". Омским УФАС России приняты во внимание доводы ЗАО "НИКА" о том, что в рамках программы "Социальная ипотека" сумма и срок займа не влияют на полную стоимость займа, так как значение процентной ставки является фиксированным и ее размер не изме-няется в зависимости от суммы или срока предоставляемого займа. На заседании Комиссии 23.12.2014 представителем ЗАО "НИКА" была представлена Таб-лица N 1, содержащая сведения о заключенных с физическими лицами договорах займа, в том числе с процентной ставкой 10,6 % годовых. Определением от 23.12.2014 дело N 06-10.1/60-2014 было отложено в связи с необходи-мостью получения антимонопольным органом у ЗАО "НИКА" дополнительной информа-ции из Таблицы N 1, а именно: копий договоров, заключенных ЗАО "НИКА" в рамках программы "Социальная ипотека". Из представленных договоров следует, что полная стоимость займа в процентах годовых отличается от размера процентной ставки, заявленной в рекламе. По мнению Омского УФАС России, если указание в рекламе займа по программе "Соци-альна ипотека" процентной ставки является привлекательной информацией для потреби-теля о предлагаемой финансовой услуге, то отсутствие таких существенных условий пре-доставления займа как требования к заемщику (определенный перечень категорий граж-дан), предоставление обеспечения по договору, значение указанной в рекламе процентной ставки только при условии уплаты первоначального взноса, обязательное страхование мо-жет ввести в заблуждение потребителей рекламы и создать искаженное представление о стоимости займа. В судебной практике отмечается недопустимость распространения рекламы услуг, связан-ных с предоставлением кредита, в которой указывается только привлекательная для потре-бителя информация (например, Определение ВАС РФ от 25.09.2012 N ВАС-12215/12 по делу N А44-65/2012). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" в пункте 25 указано: "В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы од-но условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные ус-ловия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может при-вести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потре-бителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением креди-та (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нота-риальному заверению документов, предоставления обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)". Таким образом, чтобы размещаемая реклама, связанная с предоставлением кредита или займа, соответствовала требованиям законодательства о рекламе, такая реклама либо не должна содержать никаких условий, определяющих стоимость кредита для заемщика, либо должна содержать все условия, влияющие на его стоимость, во избежание введения в за-блуждение потребителей данной рекламы. На основании вышеизложенного Омское УФАС России приходит к следующим выводам: 1. Отсутствие в распространенной рекламе ЗАО "НИКА" информации о необходимости обязательного страхования и об оценке объекта недвижимости как одних из условий, влияющих на стоимость займа, является нарушением части 3 статьи 28 Федерального за-кона "О рекламе".
2. Отсутствие в рекламе существенной информации о том, что процентная ставка 10,6% годовых доступна только определенной категории заемщиков при предоставлении обес-печения по договору в виде залога недвижимости, а также при условии уплаты 30% пер-воначального взноса, вводит в заблуждение потребителей рекламы и тем самым нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Данная позиция подтверждается информацией, содержащейся в выборочно представлен-ных ЗАО "НИКА" договорах займа. По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая рек-лама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федера-ции. По информации ООО "Медиа-группа Иртышская Мозаика" (издатель газеты "Московский комсомолец "МК в Омске), рекламодателем указанной рекламы является ЗАО "НИКА" в соответствии с договором N 24Б от 22.10.2014 на размещение рекламно-информационных материалов. В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответст-венность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе". Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя ЗАО "НИКА", Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО "НИКА" части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при размещении в газете "Московский Комсомолец "МК в Омске" рекламы по предоставлению займа в рам-ках программы "Социальная ипотека". Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмот-рения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законода-тельства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать рекламу ЗАО "НИКА": "НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа "Социальная ипотека". Ставка 10,6% годо-вых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуаль-ный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО "НИКА", размещенную в газете "Московский Комсомолец "МК в Омске" N 43 (910) от 22.10.2014, ненадлежащей, по-скольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального за-кона "О рекламе". 2. Выдать ЗАО "НИКА" предписание о прекращении нарушения законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2015 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу N 06-10.1/60-2014 13 января 2015 года г. Омск Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законо-дательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 13.01.2015 по делу N 06-10.1/60-2014 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной закрытым акционерным обществом "Новое Ипотечное Корпоративное Агентство" (далее - ЗАО "НИКА") в газете "Московский Комсомолец "МК в Омске" N 43 (910) от 22.10.2014, на-рушающей требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ЗАО "НИКА" (ОГРН 1075501005249, ИНН 5501107635, местонахождение: ул. 4-я Се-верная, д. 13, г. Омск, 644033) в срок до 27 января 2015 года прекратить нарушение тре-бований Федерального закона "О рекламе": - части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: в рекламе "НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа "Со-циальная ипотека". Ставка 10,6% годовых для отдельных категорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки. Индивидуальный подход к подтверждению дохода. Кредитор ЗАО "НИКА" указывать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа в рам-ках программы "Социальная ипотека". - части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: не допускать распростра-нение рекламы "НИКА. Новое Ипотечное Корпоративное Агентство. Ипотека у нас - это удобно. Новая программа "Социальная ипотека". Ставка 10,6% годовых для отдельных ка-тегорий граждан. Оперативное рассмотрение заявки.
Индивидуальный подход к подтвер-ждению дохода. Кредитор ЗАО "НИКА", в которой отсутствует существенная информация о том, что процентная ставка 10,6% годовых доступна при предоставлении обеспечения по договору в виде залога недвижимости, а также при условии уплаты 30% первоначального взноса. 2. ЗАО "НИКА" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28 января 2015 года. В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 ста-тьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нало-жить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 06-10.1/60-2014 (опубликовано 15 января 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016