Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 250-15-14 (опубликовано 8 декабря 2014 г.)
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 14 октября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 октября 2014 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Тонких А.С., специалист - эксперт контрольного отдела рассмотрев дело N 250-15-14, возбужденное в отношении Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ул.Карла Маркса, 75, г. Красноярск, 660049) (далее - Департамент) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в отсутствие представителей Департамента, Департамента градостроительства Администрации города Красноярска (далее - Департамент градостроительства), общества с ограниченной ответственностью "Макруш" (далее - ООО "Макруш", Заявитель), уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление (исх. N 8 от 21.07.2014; вх. N14306 от 22.07.2014) общества с ограниченной ответственностью "Макруш" (далее - ООО "Макруш", Общество) с жалобой на действия Департамента, выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, отказе в продлении срока договора аренды земельного участка.
В связи с тем, что в действиях Департамента усматривались признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном отказе (исх. N16/ю926д от 24.12.2013) в продлении срока договора аренды земельного участка ООО "Макруш", приказом Красноярского УФАС России от 30.07.2014 N422 возбуждено настоящее дело.
Определением от 30.07.2014 о назначении дела N 250-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен Департамент, в качестве заявителя ООО "Макруш", а рассмотрение дела назначено на 21 августа 2014 года.
Определением от 21 августа 2014 года, в связи с необходимостью получения дополнительной информации от Заявителя и Департамента, рассмотрение дела было отложено на 18.09.2014.
Определением от 18.09.2014 прекращено участие в рассмотрении дела N250-15-14 в качестве ответчика Департамента, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен Департамент градостроительства, а рассмотрение дела отложено на 14.10.2014.
При рассмотрении дела N250-15-14 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 09.12.1010 N 1415-ж между Департаментом и ООО "Макруш" заключен договор от 16.01.2012 N 29 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:30:0300:128:29, общей площадью 619 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Гагарина, 52, сроком действия с 09.12.2010 по 08.12.2013.
Размер арендной платы за участок, согласно договору составляет 4 418.73 (четыре тысячи четыреста восемнадцать рублей семьдесят три копейки) в месяц. Первый платеж по условиям договора начисляется с 09.12.2010 по 31.01.2012.
В период использования земельного участка ООО "Макруш" осуществлен государственный кадастровый учет предоставленного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300128:29. Также, на основании обращения "Макруш" от 12.07.2013 N5710-ек, был подготовлен градостроительный план земельного участка NRU24308000-09979.
ООО "Макруш" предпринимало соответствующие действия по освоению земельного участка: в августе было установлено временное помещение для рабочих, ежемесячно производилась оплата по договору аренды, получено заключение СЭС - N24.49.31.000.М.000751.04.10 ОТ 06.04.2010, согласно которому земельный участок для строительства здания магазина соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
ООО "Макруш" заключен договор N 11/03-13 на разработку рабочей документации с ООО "СибСтрой Проэкт". Стоимость работ составила 330.000,00 (триста тридцать тысяч) рублей 00 копеек.
Заявителем получены Технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение и водоотведение) N КЦО-12/8123 от 17.04.2012.
Проводилась работа по получению технических условий, с ОАО "МРСК Сибири" был заключен договор N20.24.4664.12 от 6 июня 2012 года на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, электроустановки магазина и инженерного обеспечения, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электротехники).
Кроме того, ООО "Макруш" проводились инженерно-геологические работы, о чем получен соответствующий акт 163/6 от 17.05.2011 о сдаче-приемке изыскательных работ по договору N 9355-11 от 16.05.2011 с ОАО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект".
14 декабря 2013 года ООО "Макруш" направлено заявление в адрес Департамента градостроительства о продлении срока договора аренды (исх.N9050-ек от 14.11.2013).
24 декабря 2013 года в ответ на заявление ООО "Макруш" (исх. N 9050-ек от 14.11.2013) о продлении срока договора аренды Департамент градостроительства сообщил (N16/ю926д) Заявителю об отказе в продлении срока предоставления земельного участка N16/1092682, в связи с не получением Заявителем разрешения на строительство, что в силу пункта 16 административного регламента предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением администрации г.Красноярска от 04.12.2012 N249-р, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта.
23.01.2014 Департамент градостроительства сообщил (исх. N 162-ек) ООО "Макруш" о том, что повторное рассмотрение заявления последнего (исх. N10309-ек от 27.12.2013) о продлении срока предоставления земельного участка нецелесообразно.
Исследовав материалы дела N250-15-14, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ. Положениями статей 30, 31, 32 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства. В силу пункта 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 3.7 Положения о Департаменте градостроительства, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р в редакции от 02.05.2012, предусмотрено, что Департамент градостроительства осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе, о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам.
В соответствии с пунктом 3.26 Положения о Департаменте градостроительства в той же редакции Департамент градостроительства рассматривает заявления юридических и физических лиц на заседаниях градостроительной комиссии Департамента.
Согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 15.06.2012 N 96-р "О внесении изменений в Распоряжение от 04.06.2008 N 1-дг" Департамент градостроительства является органом, оказывающим услугу номер 02/00/024, определенную указанным Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, как муниципальную услугу по продлению срока предоставления земельного участка для строительства.
Таким образом, соответствующее заявление общества, поданное в отношении спорного земельного участка, было рассмотрено и ответ, изложенный в письме от 24.12.2013 исх.N16/ю926д, был подготовлен уполномоченным органом - Департаментом градостроительства.
Оспариваемый отказ Департамента градостроительства в продлении распоряжения администрации города Красноярска от 24.12.2013 исх.N16/ю926д мотивирован ссылкой на положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и административный регламент предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденный распоряжением администрации г. Красноярска от 04.12.2012 N 249-р о том, что разрешение на строительство обществу не выдавалось.
Оспариваемый отказ Департамента градостроительства не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 2 статьи 46 ЗК РФ, согласно которому аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
При этом земельное законодательство не предусматривает обязанность лица, претендующего на продление срока предоставления земельного участка для строительства, представлять уполномоченным органам разрешение на строительство, также не предусматривает такое основание отказа в продлении срока предоставления земельного участка для строительства.
В связи с изложенным положения подпункта 4 пункта 16 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 04.12.2012 N 249-р, противоречат приведенным нормам земельного законодательства и не могут являться причиной отказа в продлении срока предоставления земельного участка для строительства.
В силу положений статьи 35 ЗК РФ не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Следовательно, с учетом положений статьи 46 ЗК РФ Департамент градостроительства должен был предложить обществу представить обоснование несоблюдения трехгодичного срока, определенного для строительства объекта.
Таким образом, отказ Департамента градостроительства (исх.N16/ю926д от 24.12.2013) в продлении срока предоставления земельного участка, основанный на том, что ООО "Макруш" не получено разрешение на строительство, без выяснения причин несоблюдения установленного срока, с учетом имеющихся в материалах дела документов, свидетельствующих об освоении земельного участка для строительства, не основан на законе и является необоснованным.
Необоснованный отказ (исх.N16/ю926д от 24.12.2013), направленный Департаментом градостроительства в адрес ООО "Макруш", в ответ на обращение последнего ограничивает права и законные интересы ООО "Макруш", поскольку препятствует осуществлению предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.
Частью 1 статьи 3 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральным законами случаев осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Учитывая вышеизложенное Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Департамента градостроительства, связанных с необоснованным отказом в продлении срока договора аренды земельного участка ООО "Макруш", нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что на момент вынесения решения необоснованный отказ (N16/ю926д от 24.12.2013) о продлении срока договора аренды от 09.12.1010 N 1415-ж Департаментом градостроительства не отозван, а заявление ООО "Макруш" о продлении срока действия договора аренды земельного участка от 09.12.1010 N 1415-ж (исх. N9050-ек от 14.11.2013) по существу не рассмотрено, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдать Департаменту градостроительства обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.
На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Департамент градостроительства Администрации города Красноярска нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части необоснованного отказа в продлении срока договора аренды земельного участка ООО "Макруш".
2. Выдать Департаменту градостроительства администрации города Красноярска обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Департаменту градостроительства администрации города Красноярска надлежит в срок до 28 ноября 2014 года отозвать необоснованный отказ (N16/ю926д от 24.12.2013) о продлении срока договора аренды от 09.12.1010 N 1415-ж; принять меры, направленные на повторное рассмотрение обращения общества с ограниченной ответственностью "Макруш" о продлении срока действия договора аренды земельного участка от 09.12.1010 N 1415-ж (исх. N9050-ек от 14.11.2013) с учетов выводов, изложенных в решении.
3. Передать материалы дела N 250-15-14 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Департамента градостроительства Администрации города Красноярска дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Примечание. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
Е. Л. Лужбин |
Члены Комиссии |
Е. В. Капсудин
А. С. Тонких |
|
|
|
|
Департамент градостроительства администрации города Красноярска ул. Карла Маркса, 93, г. Красноярск, 660049 |
ПРЕДПИСАНИЕ
о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции
27 октября 2014 года г.Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Тонких А.С., специалист-эксперт контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 27 октября 2014 года по делу N250-15-14 о нарушении Департаментом градостроительства администрации города Красноярска (ул. Карла Маркса, 93, г. Красноярск, 660049) (далее- Департамент) пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Департаменту в срок до 28 ноября 2014 года отозвать необоснованный отказ (N16/ю926д от 24.12.2013) о продлении срока договора аренды от 09.12.1010 N 1415-ж; принять меры, направленные на повторное рассмотрение обращения общества с ограниченной ответственностью "Макруш" о продлении срока действия договора аренды земельного участка от 09.12.1010 N 1415-ж (исх. N9050-ек от 14.11.2013)
Об исполнении настоящего предписания Департаменту надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г.Красноярск, пр. Мира, 81 "д") в течение пяти календарных дней с момента его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.Л. Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В. Капсудин
А.С. Тонких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 250-15-14 (опубликовано 8 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016