Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ДМ-06/20353 (опубликовано 14 января 2015 г.)
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
рассмотрев дело N06-441/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования "город Набережные Челны" (423809, Республика Татарстан, пр. Х.Туфана, д.23) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка организации осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступили материалы Прокуратуры г.Набережные Челны по факту бездействия Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны", в части проведения конкурса по организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам города Набережные Челны без утверждения в установленном порядке маршрутов.
По итогам рассмотрения обращения заявителя, а также изучения представленных документов, Татарстанским УФАС России установлены следующие обстоятельства.
В 2013 году Исполнительным комитетом города Набережные Челны проведены конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны: N1,7, 13, 21, 22, 25,26, 27, 35, 42, 43.
Однако, указанные муниципальные маршруты не были утверждены в установленном порядке.
Вышеуказанные муниципальные маршруты были утверждены лишь 20.06.2014 г. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" от 20.06.2014 г. N3611.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан", открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в межмуниципальную или муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N70-ЗРТ, пассажирские перевозки транспортом общего пользования осуществляются перевозчиками в соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок, заключенным в установленном порядке по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования (далее - конкурс), за исключением случаев, предусмотренных частью 18 настоящей статьи, а также при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом.
Конкурс проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров и багажа, и является способом регулирования пассажирских перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Конкурс проводится в случаях:
1) открытия маршрута (маршрутов) регулярного сообщения;
2) истечения срока действия либо досрочного расторжения ранее заключенного договора на осуществление пассажирских перевозок по основаниям, предусмотренным условиями указанного договора;
3) введения дополнительных маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения в случае, если пассажирские перевозки на данном маршруте осуществляли несколько перевозчиков, а также в случае, если действующий перевозчик не способен обеспечить выполнение установленных договором требований при введении новых маршрутных графиков.
Согласно пункту 5 Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны от 04.05.2009 N1735 "Об организации транспортного обслуживания населения", открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в муниципальную маршрутную сеть, осуществляется на основании постановления Исполнительного комитета о формировании муниципальной маршрутной сети.
Таким образом, Исполнительным комитетом муниципального образования "город Набережные Челны" проведены конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны в отсутствие утвержденных паспортов маршрута, что приводит к незаконному осуществлению перевозу пассажиров, следовательно к возникновению нездоровой конкуренции среди перевозчиков.
Таким образом, в действиях Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка организации осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 N70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" (далее - Закон N70-ЗРТ), настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по транспортному обслуживанию населения по регулярным межмуниципальным и муниципальным маршрутам (далее также - организация пассажирских перевозок).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N70-ЗРТ, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Татарстан, органов местного самоуправления, в том числе формируют муниципальную маршрутную сеть, организуют и проводят конкурс на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования.
Согласно части 1 статье 10 Закона N70-ЗРТ, заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе определяет потребность населения в транспортном обслуживании автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулярным маршрутам; формирует маршрутную сеть в соответствии с параметрами качества транспортного обслуживания населения в пределах выделенных на эти цели бюджетных ассигнований; организует проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования; по результатам конкурса заключает с перевозчиками договоры на осуществление пассажирских перевозок; ведет реестр перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по регулярным маршрутам; формирует и утверждает соответственно межмуниципальную и муниципальную маршрутную сеть; в установленном порядке принимает решения об открытии новых маршрутов, изменении или прекращении существующих маршрутов, информирует участников перевозок и контролирующие органы о сроках начала, изменения и прекращения регулярного движения на маршруте; разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями нормативных правовых актов порядок допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N70-ЗРТ, открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в межмуниципальную или муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N70-ЗРТ, пассажирские перевозки транспортом общего пользования осуществляются перевозчиками в соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок, заключенным в установленном порядке по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования (далее - конкурс), за исключением случаев, предусмотренных частью 18 настоящей статьи, а также при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом.
Конкурс проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров и багажа, и является способом регулирования пассажирских перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Конкурс проводится в случаях:
1) открытия маршрута (маршрутов) регулярного сообщения;
2) истечения срока действия либо досрочного расторжения ранее заключенного договора на осуществление пассажирских перевозок по основаниям, предусмотренным условиями указанного договора;
3) введения дополнительных маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения в случае, если пассажирские перевозки на данном маршруте осуществляли несколько перевозчиков, а также в случае, если действующий перевозчик не способен обеспечить выполнение установленных договором требований при введении новых маршрутных графиков.
Согласно пункту 15 части 9 статьи 41 Устава муниципального образования города Набережные Челны к компетенции Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны по решению вопросов местного значения в области жилищного хозяйства, коммунальных услуг и транспорта, лесных отношений относится:
1. создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
2. осуществление контроля за качеством обслуживания пассажиров на муниципальных маршрутах;
3. утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
4. осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
5. осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах муниципального образования при осуществлении дорожной деятельности и др.
Согласно пункту 5 Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны от 04.05.2009 N1735 "Об организации транспортного обслуживания населения", открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в муниципальную маршрутную сеть, осуществляется на основании постановления Исполнительного комитета о формировании муниципальной маршрутной сети.
В целях организации пассажирских перевозок по автобусным муниципальным маршрутам города Набережные Челны и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Законом РТ от 13.11.2006 г. N70- ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильными городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории РТ" и статьей 41 Устава города, руководителем Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" вынесено Постановление N1179 от 25.02.2010 г. "Об утверждении автобусных муниципальных маршрутов города Набережные Челны", согласно которому утверждены такие автобусные муниципальные маршруты города Набережные Челны как: 1А, 1Б, 2, 6, 7, 8, 10, 22, 25, 43, 109, 112, 141, 203, 204, 205, 206, 207,209,211,212,213,304,305,307,309,424,845.
Однако, с принятием Постановления Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны N7100 от 25.11.2013 г. вышеуказанное Постановление утрачивает силу.
05.03.2013 г. Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" утверждает положение о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по автобусным регулярным муниципальным маршрутам города Набережные Челны (далее- Положение). Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с допуском перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок в целях обеспечения прав граждан на качественное и безопасное транспортное обслуживание в городе Набережные Челны, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в осуществлении указанных пассажирских перевозок, стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции. Заказчик пассажирских перевозок - муниципальное образование город Набережные Челны в лице Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны, организующее конкурс и по его результатам заключающее договор на осуществление пассажирских перевозок.
В 2013 году на основании Постановлений Исполнительного комитета город Набережные Челны в газете "Челнинские известия" были объявлены конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны: 1, 5, 7, 13,21,22, 25,26,27, 35, 42, 43 и в последующем с хозяйствующими субъектами были заключены договоры сроком на 5 лет:
1. по маршруту N1: договор N7-1 от 16.12.2013 г.;
2. по маршруту N5: договор N12-5 от 31.03.2014 г.;
3. по маршруту N7: договор N1-7 от 20.08.2013 г.;
4. по маршруту N13: договор N3-13 от 21.08.2013 г.;
5. по маршруту N21: договор N4-21 от 25.11.2013 г.;
6. по маршруту N22: договор N5-22 от 25.11.2013 г.;
7. по маршруту N25: договор N10-25 от 23.12.2013 г.;
8. по маршруту N26: договор N9-26 от 23.12.2013 г.;
9. по маршруту N27: договор N6-27 от 25.11.2013 г.;
10. по маршруту N35: договор N2-35 от 20.08.2013 г.;
11. по маршруту N42: договор N8-42 от 16.12.2013 г.;
12. по маршруту N43: договор N11-43 от 28.01.2014 г.
На момент заключения договоров вышеуказанные муниципальные маршруты утверждены не были в установленном порядке и соответственно являются не действительными.
Однако, лишь 20.06.2014 г. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" от 20.06.2014 г. N3611 были утверждены автобусные муниципальные маршруты города Набережные Челны такие как: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 29, 35, 42, 43.
Вместе с тем, конкурсы по маршрутам: 2,3,6,8,9,10,12,20,29 после принятия Постановления Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" от 25.11.2013 г. N7100 и Постановления Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" от 20.06.2014 г. N3611 не проводились.
В ходе проведения мониторинга официальных сайтов города Набережные Челны было установлено, что на официальном сайте города Набережные Челны- http://nabchelny.ru/company утверждены схемы вышеуказанных муниципальных маршрутов г. Набережные Челны, следовательно, данные муниципальные маршруты являются действующими.
Согласно Главе 2 Положения, конкурс проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров, и заключения с такими перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок. Заказчик объявляет конкурс в следующие сроки:
- при открытии маршрута (маршрутов) регулярного общения - не позднее 60 дней до начала осуществления пассажирских перевозок на соответствующем маршруте;
- в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения ранее заключенного договора по основаниям, предусмотренным условиями договора - не позднее, чем за 60 дней до окончания срока договора;
- в случае ведения дополнительных маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения.
По результатам конкурса с перевозчиком заключается договор. Договор дает право перевозчику осуществлять пассажирские перевозки на маршруте регулярного сообщения на условиях, определенных данным договором, соответствующих указанным в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе. Вместе с договором заказчик пассажирских перевозок выдает перевозчику маршрутную карту установленного образца на каждую единицу транспортного средства, утвержденные паспорт маршрута и расписание движения (Глава 10 Положения).
Следовательно, по вышеуказанным муниципальным маршрутам города Набережные Челны осуществляются перевозки пассажиров на территории города Набережные Челны в отсутствие проведения конкурсных процедур и соответствующих документов.
Таким образом, вышеуказанные действия Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" приводят к бесконтрольному и беспорядочному осуществлению перевозок граждан города по муниципальным маршрутам, что создает угрозу безопасности дорожного движения и приводит к незаконному осуществлению перевозу пассажиров, следовательно к возникновению нездоровой конкуренции среди перевозчиков.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о наличиях в действиях Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка организации осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать Исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка организации осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам города Набережные Челны, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде по статье 198 АПК РФ в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-06/20353 (опубликовано 14 января 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016