Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N РБ-08/18025 (опубликовано 11 декабря 2014 г.)
Я, <> рассмотрев материалы дела возбужденного зеленодольской городской прокуратурой республики татарстан в отношении юридического лица - кредитного потребительского кооператива "союз капитал" (юридический адрес: 420107, г. Казань, ул. Спартаковская, д. 2, пом.206; фактический адрес: 420039, г. Казань, ул. Восстания, д. 46; инн 1655277573, дата регистрации в качестве юридического лица - 04.10.2013 г.) По факту нарушения рекламодателем законодательства российской федерации о рекламе - часть 1 статья 14.3 кодекса российской федерации об административных правонарушениях, установил:
Зеленодольской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения кредитным потребительским кооперативом "союз капитал" (далее по тексту - кпк "союз капитал") (юридический адрес: 420107, г. Казань, ул. Спартаковская, д. 2, пом.206; фактический адрес: 420039, г. Казань, ул. Восстания, д. 46; инн 1655277573) федерального закона от 13.03.2006 N38-фз "о рекламе" (далее по тексту - закон "о рекламе").
27.06.2014 г. И.о. Зеленодольского городского <> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 кодекса российской федерации об административных правонарушениях (далее - коап рф) по факту размещения рекламы на странице 23 газеты "зеленодольская правда" N34 (14454) от 14.05.2014 г. С текстом: "союз капитал; кредитный потребительский кооператив; принимаем сбережения; двойная гарантия с индивидуальным страхованием; займы от 0,5% до 2%; займы под залоговое обеспечение; быстрое рассмотрение; минимальный пакет документов; доход до 11% в месяц", содержащей нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 закона "о рекламе".
В пункте 1 статьи 3 закона "о рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, распространявшаяся на странице 23 газеты "зеленодольская правда" N34 (14454) от 14.05.2014 г. С текстом: "союз капитал; кредитный потребительский кооператив; принимаем сбережения; двойная гарантия с индивидуальным страхованием; займы от 0,5% до 2%; займы под залоговое обеспечение; быстрое рассмотрение; минимальный пакет документов; доход до 11% в месяц" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.
05.11.2014 г. В ответ на определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении Nа08-831/2014 (исх. Nрб-08/16376 от 24.10.2014 г.) От кпк "союз капитал" поступили следующие документы и сведения (в копиях):
- учредительные документы;
- инн, огрн;
- протокол N4 от 15.08.2014 г. Внеочередного собрания членов кпк "союз капитал";
- договор N156 от 18.04.2014 г. На оказание услуг по размещению объявлений и рекламы в газете;
- счет фактура Nва000001920 от 21.05.2014 г.;
- акт выполненных работ Nва000001920 от 21.05.2014 г.;
- квитанция об оплате от 21.04.2014 г.;
- паспортные данные <> (старший менеджер кпк "союз капитал").
В ходе изучения представленных документов и сведений управлением установлено, что рассматриваемая реклама распространялась на основании договора N договор N156 от 18.04.2014 г. На оказание услуг по размещению объявлений и рекламы в газете, заключенного между кпк "союз капитал" (рекламодатель, заказчик) и филиалом оао "татмедиа" (рекламораспространитель, исполнитель), услуги по данному договору оплачены полностью (квитанция об оплате от 21.04.2014 г.), заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет (акт выполненных работ Nва000001920 от 21.05.2014 г.).
В соответствии с частью 7 статьи 5 закона "о рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из смысла части 7 статьи 5 закона "о рекламе" следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы. Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре.
В соответствии с законом "о рекламе", реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.
При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.
Указание в рекламе достоверных сведений о рекламируемом товаре, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 федерального закона от 18.07.2009 n 190-фз "о кредитной кооперации" кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива. Предоставление займов регулируется главой 42 гражданского кодекса российской федерации, однако вышеуказанная статья закона "о кредитной кооперации" устанавливает дополнительное требование к сторонам данного договора. Кредитный кооператив вправе заключить договор займа только с членом кооператива. Членом кооператива физическое или юридическое лицо признается только с момента внесения записи в реестр членов кредитного кооператива правлением кредитного кооператива.
Однако, в рассматриваемой рекламе не обозначено, что кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива, что является нарушением части 7 статьи 5 закона "о рекламе".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 закона "о рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Объектом вышеуказанной рекламы являются финансовые услуги, а именно предоставление кпк "союз капитал" займа от 0,5% до 2% в день и займа под залоговое обеспечение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 федерального закона "о защите конкуренции" под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Виды финансовой деятельности определены в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном постановлением государственного комитета российской федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 n 454-ст (оквэд).
В соответствии с оквэд указанным видам деятельности присвоен код 65.22, 65.22.1 и 74.84 - предоставление кредита, потребительского кредита и прочих услуг, включенные в раздел j "финансовая деятельность".
В соответствии с пунктом 1.1 устава кпк "союз капитал" основная деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:
- объединения паенакоплений и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива и иных денежных средств (п. 1.1.1);
- размещение указанных в п. 1.1.1 денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива для удовлетворения их финансовых потребностей (п. 1.1.2).
Так, согласно части 3 статьи 28 закона "о рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с федеральным законом "о потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Таким образом, в ходе рассмотрения материалов административного дела управление пришло в выводу о необходимости переквалификации вменяемого нарушения с пункта 2 части 2 статьи 28 закона "о рекламе" на часть 3 указанной статьи, так как данная норма закрепляет специальное требование применительно к финансовым услугам, связанным с договорами займа.
В соответствии с письмом фас россии от 31.07.2014 N ад/30890/14 "о рекламе финансовых услуг", к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
В тексте рассматриваемой рекламы содержится только процентная ставка (от 0,5 до 2% в день) без указания на все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с федеральным законом "о потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Исходя из вышеизложенного, реклама, распространявшаяся на странице 23 газеты "зеленодольская правда" N34 (14454) от 14.05.2014 г. С текстом: "союз капитал; кредитный потребительский кооператив; принимаем сбережения; двойная гарантия с индивидуальным страхованием; займы от 0,5% до 2%; займы под залоговое обеспечение; быстрое рассмотрение; минимальный пакет документов; доход до 11% в месяц" была размещена с нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 закона "о рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 закона "о рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства российской федерации является ненадлежащей.
Из положения части 6 статьи 38 закона "о рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, части 3 статьи 28 закона "о рекламе" несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с частью 4 статьи 38 закона "о рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства российской федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством российской федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 кодекса российской федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 коап - отношения в области получения потребителем достоверной рекламы, соответствующей требованиям законодательства рф о рекламе.
Субъект правонарушения - кпк "союз капитал".
Объективная сторона данного правонарушения состоит в размещении ненадлежащей рекламы, недопустимой с точки зрения законодательства рф.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. У руководства кпк "союз капитал" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом российской федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 4.5 коап рф постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства российской федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Датой совершения административного правонарушения является 14 мая 2014 года - день издания газеты "зеленодольская правда" N34 (14454), местом - республика татарстан, г. Зеленодольск.
Рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось 13.11.2014 г. В отсутствие законного представителя кпк "союз капитал" или представителя по доверенности.
Кпк "союз капитал" надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Nа08-831/2014, заказное письмо с уведомлением вручено адресату 30.10.2014 г.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Оснований для применения ст.2.9 коап рф также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 14.3, ст. 23.48, ч. 2 ст. 25.1, ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 кодекса российской федерации об административных правонарушениях, постановил:
Наложить на кредитный потребительский кооператив "союз капитал" (юридический адрес: 420107, г. Казань, ул. Спартаковская, д. 2, пом.206; фактический адрес: 420039, г. Казань, ул. Восстания, д. 46; инн 1655277573, дата регистрации в качестве юридического лица - 04.10.2013 г.) За нарушение части 1 статьи 14.3 кодекса российской федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в размещении ненадлежащей рекламы, штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф должен быть оплачен плательщиком в доход бюджета по следующим реквизитам:
Расчетный счет: 40101810800000010001;
Банк получателя: отделение - нб республика татарстан;
Получатель: уфк рт (татарстанское уфас россии)
Инн получателя: 1653003714
Кпп: 165501001
Бик банка: 049205001
Октмо: 92701000;
Кбк: 161 116 26000 01 6000 140
Назначение платежа: уплата административного штрафа по делу а08-831/2014 за ненадлежащую рекламу.
Согласно части 1 статьи 32.2 кодекса российской федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 коап сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.25 коап неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 коап, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 коап, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего кодекса.
В соответствии с пунктом 7 части 21 федерального закона от 02.10.2007 N 229-фз "об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течении двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1, статьей 30.3 коап рф постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 коап рф постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N РБ-08/18025 (опубликовано 11 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016