Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N РБ-08/18624 (опубликовано 11 декабря 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<>
рассмотрев дело N08-670/2014, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя <> по факту распространения в рекламно-информационном журнале "Совет и Любовь" июнь-сентябрь 2014 г. (N13) на странице 125 информации с текстом "Выездные регистрации в Таиланде. Звони и заказывай сказочную регистрацию на островах Таиланда от 500$.", которая содержит признаки нарушения части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ, в присутствии представителя ИП <> по доверенности N 16АА 2286208 от 03.07.2014 г.<> установила:
Согласно ст.33, 34 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с данными полномочиями Управлением установлен факт размещения в рекламно-информационном журнале "Совет и Любовь" июнь-сентябрь 2014 г. (N13) на странице 125 информации с текстом "Выездные регистрации в Таиланде. Звони и заказывай сказочную регистрацию на островах Таиланда от 500$.", содержащую признаки нарушения части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ (далее - Закон "О рекламе").
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная в рекламно-информационном журнале "Совет и Любовь" июнь-сентябрь 2014 г. (N13) на странице 125 с текстом "Выездные регистрации в Таиланде. Звони и заказывай сказочную регистрацию на островах Таиланда от 500$." содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
В целях установления рекламодателя Управлением был направлен запрос о предоставлении информации (N РБ-08/12063 от 19.08.2014 г.) в адрес редакции рекламно-информационного журнала "Совет и Любовь" - ИП <>
В ответ на указанный запрос Управлению от ИП <> были представлены письменные объяснения (вх. N9044 от 29.08.2014 г.) с приложением следующих документов:
договор N24/ХШ от 17.17.2014 г. на изготовление полиграфической продукции;
согласованный ИП <> макет рекламы;
счет N104 от 17.06.2014 г;
акт выполненных работ N 104 от 07.6.2014 г.;
платежное поручение N0401060 от 30.09.2014 г.;Исходя из анализа представленных документов следует, что рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <>услуги по указанному договору оплачены полностью (платежное поручение N0401060 от 30.09.2014 г.), работы выполнены в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством (акт выполненных работ N104 от 07.06.2014 г.).
Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела N08-670/2014, приходит к следующим выводам.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 7.1 статьи 5 Закона "О рекламе" в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет рубль как законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации денежное обязательство должно быть выражено в рублях. Вместе с тем пункт 2 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает использование на территории Российской Федерации иностранной валюты в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом, или в установленном законом порядке. Поэтому в случае, когда на территории Российской Федерации допускается использование иностранной валюты в качестве средства платежа по денежному обязательству, последнее может быть выражено в иностранной валюте.
Поскольку в вышеуказанной рекламе стоимостные указатели объекта рекламирования не были указаны в рублях, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7.1 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Из положений части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований части 7.1 статьи 5 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу в рекламно-информационном журнале "Совет и Любовь" июнь-сентябрь 2014 г. (N13) на странице 125 информации с текстом "Выездные регистрации в Таиланде. Звони и заказывай сказочную регистрацию на островах Таиланда от 500$.", поскольку в ней нарушены требования части 7.1 статьи 5 Закона "О рекламе".
Выдать ИП <> предписание о прекращении нарушения части 7.1 статьи 5 Закона "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N РБ-08/18624 (опубликовано 11 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016