Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
от 30 декабря 2014 г. N 02-05-25-2014
Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 декабря 2014 года. г. Чита
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела N 25 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Федерального Государственного Унитарного предприятия "Амурское" ФСИН России (ИНН 2801030089, 675014, Амурская область. г. Благовещенск, ул. Мостовая, 119) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
Председатель Комиссии;
Члены Комиссии:
начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков;
специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы
при участии: представителя ФГУП "Амурское";
представителя ИП Удода С.В. установила:
По результатам рассмотрения заявления гражданина, направленного межрайонной прокуратурой г. Краснокаменск Забайкальского края о высоких розничных ценах на почтовый конверт (50 рублей), туалетную бумагу (14 рублей), реализуемых в магазине Следственного изолятора N 2 г. Краснокаменск установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно Договору комиссии от 08.09.2014 года N 688 (далее - Договор комиссии) ФГУП "Амурское" ФСИН России осуществляет реализацию товара индивидуального предпринимателя Удода в розницу в 12 торговых объектах уголовно - исполнительной системы УФСИН России по Забайкальскому краю, расположенных на территории Забайкальского края, в том числе:
- ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ КП-6 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-7 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-11 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Забайкальскому краю.
Разделом 6 Приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189"Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 189) установлены правила приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров. Пунктом 59 Приказа N189 подозреваемые и обвиняемые приобретают продукты питания, предметы первой необходимости и другие, не запрещенные к хранению и использованию промышленные товары по безналичному расчету в магазине (ларьке) СИЗО или в иных торговых точках при отсутствии в СИЗО магазина (ларька).
Так как, на территориях СИЗО NN 1,2 уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) действуют магазины, следовательно, подозреваемые и обвиняемые имеют возможность приобретать продукты питания, предметы первой необходимости только в этих магазинах.
Согласно пунктам 15, 100 Приказа Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (далее - Приказ N 205) осужденным запрещается нарушать линию охраны объектов либо границы территории исправительных учреждений. Для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами.
Магазины действуют на территории:
- ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-7 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю;
- ФКУ ИК-11 УФСИН России по Забайкальскому краю;
Таким образом, в соответствии с Приказами NN 189, 205 подозреваемые, обвиняемые, и осужденные имеют возможность приобретать товары только в магазинах расположенных на территориях учреждений УИС.
В 2014 году ФГУП "Амурское" ФСИН России осуществляет в магазинах розничную реализацию по договорам комиссии товаров ИП Удода С.В., ранее товаров ИП Гамаевой.
Статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
ФГУП "Амурское" ФСИН России по предварительной информации занимало доминирующее положение по розничной реализации товаров (на территории 11 локальных товарных рынков, географические границы которых совпадают с географическими границами объектов уголовно - исполнительной системы УФСИН России по Забайкальскому краю).
Аналитический отчет по результатам исследования рынка розничной реализации почтовых конвертов маркированных показал, что за период с 22 января по декабрь 2014 года ФГУП "Амурское" на товарном рынке розничной реализации конвертов почтовых маркированных "Евростандарт" в географических границах локальных товарных рынков занимает доминирующее положение согласно Таблице 1.
Таблица N1
Перечень локальных товарных рынков
NN
товарного рынка
Наименование объекта уголовно- исполнительной системы Географические границы товарного рынка (местонахождение объекта уголовно - исполнительной системы, в том числе его объекта торговли)
1 Федеральное казенное учреждение
"Исправительная колония N 1"
УФСИН России по Забайкальскому
краю.
Забайкальский край, г. Нерчинск, ул. Шилкинская, 2.
2 Федеральное казенное учреждение
"Исправительная колония N 2"
УФСИН России по Забайкальскому
краю. Забайкальский край, Карымский район, п.Шаро-Горохон
3 Федеральное казенное учреждение
"Исправительная колония N 3"
УФСИН России по Забайкальскому
краю Забайкальский край, г. Чита, ул. Угданский проезд, 61.
4 Федеральное казенное учреждение
"Лечебное исправительное учреждение N4" Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по
Забайкальскому краю".
Забайкальский край, г. Чита, ул. Кабанская, 1. Е
5 Федеральное казенное учреждение
Исправительная колония N 5 УФСИН
России по Забайкальскому краю" Забайкальский край, г. Чита, ул. А. Липова, 5.
6 Федеральное казенное учреждение
"Исправительная -колония N 7" УФСИН России по Забайкальскому краю.
Забайкальский край, п. Оловянная, ул. Дзержинского, 13а.
7 Федеральное казенное учреждение
"Исправительная -колония N8" УФСИН России по Забайкальскому краю.
Забайкальский край, п. Карымское, ул.Красноармейская, 10.
8 Федеральное казенное учреждение
"Исправительная -колония N10" УФСИН России по Забайкальскому краю. Забайкальский край, г. Краснокаменск
9 Федеральное казенное учреждение
"Исправительная -колония N 11" УФСИН России по Забайкальскому краю.
Забайкальский край, г. Нерчинск
10 Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1" УФСИН России по Забайкальскому краю Забайкальский край,
г. Чита, ул.Ингодинская, 1а.
11 Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 2" УФСИН России по Забайкальскому краю Забайкальский край, 109
г. Краснокаменск, а/я 109
Единственным хозяйствующим субъектом, действующим на 11 локальных товарных рынках является Федеральное Государственное Унитарное предприятие "Амурское" ФСИН России.
Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке осуществляется на основании объема товара в соответствии с заключенными договорами в натуральном выражении.
Его доля на локальных товарных рынках составляет 100 процентов.
Статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, ФГУП "Амурское" занимает доминирующее положение на товарном рынке розничной реализации конвертов почтовых маркированных "Евростандарт" в географических границах локальных товарных рынков согласно Таблице 1.
Согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке.
На исследуемом рынке осуществляет деятельность интернет магазин для мест лишений свободы SIZO-MAG http://www.sizo-mag.ru/index.php. Где стоимость конверта почтового с маркой по России составляет 25 рублей http://www.sizo-mag.ru/category/pochta/. С учетом условий доставки http://www.sizo-mag.ru/auxpage_dostavka/ отправка производится через отделение "Почты России" путем обычного отправления с указанием или без указания объявленной ценности, и тарифов ФГУП "Почта России" на пересылку внутренних посылок http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/postuslug/bookpostandparcel/ parceltarif_010114. Тариф на оказание услуги по пересылке внутренних посылок, действующий с 01.01.2014 для филиалов ФГУП "Почта России" и обособленных структурных подразделений ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" на территории Забайкальского края при пересылке посылок наземным транспортом, посылки стандартной (до 10 кг в стандартной упаковке с максимальным размером 425*265*380 мм) плата взимается за массу до 500 г, по четвертому магистральному поясу от 5000 до 8000 км включительно составляет - 227 руб. 80 копеек.
Исходя из стоимости пересылки посылки весом до 500 г - 227 руб. 80 копеек, стоимости пересылки 4,5 г - одного конверта (размер 220x110 - Евро конверты) - 2 руб. 05 копеек, фактически стоимость одного конверта, приобретаемого через интернет магазин составляет 27 рублей.
Кроме того, стоимость конверта в отделениях ФГУП "Почта России" в розницу с мая т.г. составляла 19 рублей, ранее - 18 рублей.
Таким образом, цена конверта, установленная в размере 50 рублей содержит признаки монопольно высокой цены товара.
Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В ходе переписки с ФГУП "Амурское" ФСИН России по фактам, изложенным в обращении, согласно Дополнительному Соглашению N 860 от 10 ноября 2014 года к Договору комиссии стоимость почтового конверта снижена до 35 рублей.
В своем письменном пояснении ФГУП "Амурское" ФСИН России утверждает, что цена товара определяется поставщиком и одновременно сообщает: "предприятием были приняты меры (проведены переговоры) с ИП Удод С.В. по результатам которых были достигнуты соглашения о снижении цены на конверты".
В ходе заседания представитель ФГУП "Амурское" ФСИН России поддержал изложенный в письменном пояснении довод о добровольном устранении нарушения предприятием.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ФГУП "Амурское" ФСИН России занимающим доминирующее положение на товарном рынке розничной реализации конвертов почтовых маркированных "Евростандарт" в географических границах локальных товарных рынков согласно Таблице 1.
2. Признать ФГУП "Амурское" ФСИН России нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ФГУП "Амурское" ФСИН России предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 30 декабря 2014 г. N 02-05-25-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016