Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 15 декабря 2014 г. N 1457-ФАС52-10/14
Резолютивная часть решения оглашена: 10 декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено: 15 декабря 2014 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти; |
рассмотрев дело N 1457-ФАС52-10/14 с объявлением резолютивной части решения в отношении Земского собрания Уренского муниципального района Нижегородской области (606800, Нижегородская область, г.Урень, ул. Ленина, 65) (ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в отсутствие представителя ответчика (ходатайство от 08.12.2014), установила:
В соответствии со статьей 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Нижегородское УФАС России проанализировало документы (вх. от 25.09.2014 N4767), представленные администрацией Уренского муниципального района Нижегородской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.
По результатам анализа выявлено следующее.
06.07.2007 г. Земское собрание Уренского муниципального района Нижегородской области издало Постановление N 246 "Об утверждении положения о порядке размещения средств наружной рекламы и визуальной нерекламной информации на территории Уренского муниципального района" (далее - Положение).
Нормы Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) регламентируют порядок размещения и установки рекламных конструкций на территории субъектов РФ.
Вышеуказанное Положение содержит противоречия, установленные нормами Закона о рекламе (а именно: пункты 6.3, 6.6, 6.7, 6.8, 6.11, 6.15, 6.21, 6.22 части 6, пункт 9.5 части 9).
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в бездействии Земского собрания Уренского муниципального района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части не привидения в соответствие с действующим законодательством Постановления от 06.07.2007 N 246 "Об утверждении положения о порядке размещения средств наружной рекламы и визуальной нерекламной информации на территории Уренского муниципального района", что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 18 ноября 2014 года в отношении Земского собрания Уренского района возбуждено дело N 1457-ФАС52-10/14.
Определением N СС-10/11349 от 19.11.2014 дело назначено к рассмотрению на 10 декабря 2014 года в 1500.
Рассмотрение дела по существу состоялось 10 декабря 2014 года.
До рассмотрения дела N 1457-ФАС52-10/14 по существу от Земского собрания Уренского муниципального района Нижегородской области (исх. от 08.12.2014 N504), за подписью главы местного самоуправления А.М.Шилина поступило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя ответчика.
По итогам рассмотрения, Комиссия антимонопольного органа приняла решение удовлетворить вышеуказанное ходатайство.
Изучив материалы дела, заслушав выступление Сироткиной С.А., исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
06.07.2007 г. Земское собрание Уренского муниципального района Нижегородской области издало Постановление N 246 "Об утверждении положения о порядке размещения средств наружной рекламы и визуальной нерекламной информации на территории Уренского муниципального района".
Пунктом 6.3 части 6 Положения установлен перечень запрашиваемых документов при предоставлении разрешительной документации для размещения рекламных конструкций.
В указанном перечне отсутствует предоставление заявителем договора, на основании которого в последующем выдается органом местного самоуправления разрешение.
Однако как орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия. Учитывая изложенное, выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.
Согласно части 5.1 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Пунктами 6.6, 6.7, 6.8 Положения прописан порядок предоставления земельного участка под размещение рекламной конструкции, который не соответствует части 5.1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Пунктом 6.11 Положения установлен срок, на который заключается договор аренды на земельный участок для размещения рекламный конструкции (от 1 года до 5 лет), что противоречит срокам, установленным частью 5 статьи 19 Закона о рекламе.
В пункте 6.15 Положения прописано, что администрация Уренского муниципального района не вправе выдавать разрешения на установку рекламной конструкции лицу (физическому или юридическому), занимающее преимущественное положение (35%) на территории Уренского муниципального района.
Однако 21.07.2014 в соответствии с Федеральным законом N 264-ФЗ части 5.2 - 5.5 статьи 19 Закона о рекламе, которые устанавливали вышеуказанные требования, утратили силу.
Пунктом 6.21 Положения установлен перечень причин отказа в выдаче разрешения.
Тем не менее, указанный пункт не содержит в полном объеме перечня отказа в выдаче разрешения, установленных частью 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Пунктом 6.22 Положения прописаны случаи, при которых договор аренды рекламного места не может продлен.
Однако как частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что по окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
Пунктом 9.5 Положения установлен перечень, согласно которому принимается решение об аннулировании разрешения.
Тем не менее, указанный пункт не содержит в полном объеме перечня, установленного частью 18 статьи 19 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, бездействие Земского собрания Уренского муниципального района Нижегородской области является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части не привидения в соответствие с действующим законодательством Постановления от 06.07.2007 N 246 "Об утверждении положения о порядке размещения средств наружной рекламы и визуальной нерекламной информации на территории Уренского муниципального района", что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, учитывая выявленные нарушения антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения дела N1457-ФАС52-10/14, Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи Земскому собранию Уренского муниципального района Нижегородской области предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать Земское собрание Уренского муниципального района Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Выдать Земскому собранию Уренского муниципального района Нижегородской области предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N1457- ФАС52-10/14
10 декабря 2014 года г. Нижний Новгород
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 10 декабря 2014 года по делу N1457-ФАС52-10/14 о нарушении Земским собранием Уренского муниципального района Нижегородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Земскому собранию Уренского муниципального района Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившееся в не привидение в соответствие с действующим законодательством Постановления от 06.07.2007 N 246 "Об утверждении положения о порядке размещения средств наружной рекламы и визуальной нерекламной информации на территории Уренского муниципального района", а именно: в срок до 26 декабря 2014 года провести разъяснительную работу среди должностных лиц Земского собрания Уренского района по порядку применения норм статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и норм части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N1457- ФАС52-10/14
10 декабря 2014 года г. Нижний Новгород
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 10 декабря 2014 года по делу N1457-ФАС52-10/14 о нарушении Земским собранием Уренского муниципального района Нижегородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Земскому собранию Уренского муниципального района Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившееся в не привидение в соответствие с действующим законодательством Постановления от 06.07.2007 N 246 "Об утверждении положения о порядке размещения средств наружной рекламы и визуальной нерекламной информации на территории Уренского муниципального района", а именно: в срок до 30 декабря 2014 года отменить Постановление от 06.07.2007 N 246 "Об утверждении положения о порядке размещения средств наружной рекламы и визуальной нерекламной информации на территории Уренского муниципального района" либо внести изменения в соответствии с вынесенным Комиссией антимонопольного органа решением по данному делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15 декабря 2014 г. N 1457-ФАС52-10/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016