Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия
N 08-5 (опубликовано 15 декабря 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 15 декабря 2014 г.
Комиссия Управления ФАС по Республике Калмыкия по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Председатель комиссии
Председатель Комиссии - Гахаев Д.В.- вр.и.о. руководителя Калмыцкого УФАС России;
Дорджиев Б.М. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России;
Ностаева Н.В. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России;
в присутствии:
заявителя
представителя заявителя. (доверенность от 29.01.2014 г.);
представителя заявителя (доверенность от 22.09.2014 г.);
рассмотрев жалобу ИП. на действия организатора торгов арбитражного управляющего при проведении открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление", установила
В Управление ФАС по Республике Калмыкия 01.12.2014 г. поступила жалоба от ИП на действия организатора торгов арбитражного управляющего при проведении открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений - Продажа имущества МУП "Элистинское дорожное управление".
Согласно жалобе заявителя следует, что торги в форме открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений - Продажа имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1 "Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" 23 наименования" (N 149 - ОАОФ) организатором торгов проведены не были. Организатором торгов было размещено новое извещение о проведении 22.12.2014 г. открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений по продажи имущества МУП "Элистинское дорожное управление" (N 183 - ОАОФ). То есть, назначены новые торги.
ИП просит признать незаконными действия организатора торгов по проведению 22.12.2014 г. нового открытого аукциона, обязать организатора торгов провести открытый аукцион с открытой формой подачи ценовых предложений - Продажа имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1 "Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" 23 наименования" (N 149 - ОАОФ).
В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" Управлением ФАС по Республике Калмыкия на сайте Управления (www.kalmykia.fas.gov.ru.) была размещена информация о поступлении жалобы ИП и ее содержании. Уведомлением от 04.12.2014 г. рассмотрение жалобы было назначено на 09.12.2014 г. в 10 ч. 00 мин. Однако на рассмотрение организатор торгов арбитражный управляющий и заявитель не явились.
Уведомлением от 09.12.2014 г. рассмотрение жалобы было назначено на 14 ч. 00 мин. 10.12.2014 г.
Согласно ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции", уведомлениями от 04.12.2014 г. и 10.12.2014 г. торги приостановлены, в части заключения договора.
10.12.2014 г. на рассмотрении жалобы арбитражный управляющий, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы не явился. Запрашиваемых документов арбитражный управляющий ко времени рассмотрения жалобы не представил.
Заявитель - ИП доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, а также рассмотрев имеющиеся материалы дела, комиссия Управления ФАС по Республике Калмыкия пришла к выводам об обоснованности жалобы ИП по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.09.2013 г. по делу N А22-2110/2012 МУП "Элистинское дорожное управление" признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство, также утвержден конкурсный управляющий.
05.07.2014 г. на электронной торговой площадке ОАО "Клиринговый центр МФБ" по адресу в Интернете: www.etp.mse.ru, было размещено извещение N 149- ОАОФ об открытом аукционе с открытой формой подачи ценовых предложений по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" (также опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 05.07.2014 г., газете "Хальмг Yнн" от 05.07.2014 г.).
Согласно извещению, начальная цена продажи имущества по лоту N 1 "Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" 23 наименования" 4 813 400 руб. 00 коп., дата окончания приема заявок 26.08.2014 г. в 23 ч. 59 мин. Дата проведения аукциона 02.09.2014 г.
Извещением предусмотрен порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых документов требования к их оформлению, порядок проведения аукциона.
Решением Калмыцкого УФАС России от 11.09.2014 г. исх. N 08-1 жалоба ИП на действия организатора торгов по отказу в допуске к участию в открытом аукционе с открытой формой подачи ценовых предложений по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" (N 149 - ОАОФ) признана обоснованной. Организатору торгов - арбитражному управляющему выдано предписание о совершении следующих действий:
- отменить протокол N 149-ОАОФ/1/1 от 29.08.2014 г. об определении участников открытых торгов в форме аукциона по продажи имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1;
- отменить протокол N 149-ОАОФ/2/1 от 02.09.2014 г. о результатах открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1;
- осуществить процедуру определения участников торгов в форме открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1 повторно, с учетом выявленного нарушения, указанного в решении Калмыцкого УФАС России N 08-1 от 11.09.2014 г.
Данное предписание было исполнено.
Однако при рассмотрении жалобы ИП от 01.12.2014 г. Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что открытый аукцион с открытой формой подачи ценовых предложений - Продажа имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1 "Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" 23 наименования" (N 149 - ОАОФ) завершен не был. Организатором торгов проведена повторно процедура определения участников торгов (протокол от 17.09.2014 г.). Однако протокол о результатах открытых торгов с учетом допущенной заявки ИП на электронной торговой площадке ОАО "Клиринговый центр МФБ" по адресу в Интернете: www.etp.mse.ru отсутствует. Каких - либо протоколов об отмене торгов также не размещено.
01.11.2014 г. в газете "Элистинская панорама" было размещено извещение о проведении 22.12.2014 г. открытого аукциона с открытой формой представления подачи ценовых предложений (также опубликовано на электронной торговой площадке ОАО "Клиринговый центр МФБ" по адресу в Интернете: www.etp.mse.ru) (N 183 - ОАОФ). Предмет торгов: Единый лот (лот N 1) - Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" - 23 наименования, транспорт и самоходная техника - 29 наименований, оборудование - 49 наименований. Начальная цена - 7 306 040 руб.
В соответствии с п. 5 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 г N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" продажа предприятия осуществляется путем проведения аукциона в случае, если в отношении этого предприятия покупатель не должен выполнять какие-либо условия.
Пунктом 7 вышеуказанной статьи предусмотрено, что при проведении торгов по продаже предприятия может использоваться закрытая форма представления предложений о цене предприятия (предложения о цене предприятия представляются одновременно с заявкой на участие в торгах и не подлежат разглашению до начала проведения торгов) или открытая форма представления предложений о цене предприятия (предложения о цене предприятия заявляются участниками торгов открыто в ходе проведения торгов). Торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.
Согласно извещению N 149- ОАОФ об открытом аукционе с открытой формой подачи ценовых предложений по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" (также опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 05.07.2014 г., газете "Хальмг Yнн" от 05.07.2014 г.), предусмотрен порядок проведения аукциона.
Согласно извещению победителем торгов признается участник, предложивший наибольшую цену лота. Итоги торгов подводятся в день проведения торгов, в порядке определенном регламентом. В течение 2-х рабочих дней с даты подписания протокола торгов организатор торгов направляет победителю торгов копию протокола торгов. В течение пяти дней с момента подписания протокола торгов конкурсный управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи с приложением проекта данного договора купли-продажи, оплата по которому производиться в течение тридцати дней с даты подписания.
Порядок проведения открытых торгов по реализации имущества юридических лиц, в отношении которых введена процедура несостоятельности (банкротства), в том числе посредством публичного предложения, регламентируется нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54, которым утвержден порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - порядок N 54).
В силу пунктов 7, 8 и 9 статьи 110 Закона о банкротстве торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме; срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов; не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника.
В соответствии с. п. 13 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) в случае, если при проведении торгов используется открытая форма представления предложений о цене предприятия, организатор торгов проводит аукцион, в ходе которого предложения о цене предприятия заявляются участниками торгов открыто в ходе проведения торгов.
Аукцион проводится путем повышения начальной цены продажи предприятия на "шаг аукциона" который устанавливается организатором торгов в размере от пяти до десяти процентов начальной цены и указывается в сообщении о проведении торгов.
В случае, если до третьего объявления последнего предложения о цене предприятия ни один из участников торгов не заявил о своем намерении предложить более высокую цену, аукцион завершается и победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе аукциона наиболее высокую цену, которая была названа организатором аукциона последней.
В соответствии с пунктом 15 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов.
Согласно пункту 16 статьи 110 Закона о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов организатор торгов направляет победителю торгов и внешнему управляющему копии этого протокола. В течение пяти дней с даты подписания этого протокола внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия.
При этом, согласно пункту 19 статьи 110 Закона о банкротстве оплата в соответствии с договором купли-продажи предприятия должна быть осуществлена покупателем в течение тридцати дней со дня подписания этого договора.
В соответствии с абзацем 6 пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве обязательному опубликованию подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.
Таким образом, процедура подведения итогов аукциона состоит в определении претендента, представившего наилучшее предложение по цене (условиям договора).
По смыслу вышеуказанных норм продажа имущества должника представляет собой единый процесс, и каждый последующий этап наступает при достижении результата предыдущего этапа.
Таким образом, бездействие конкурсного управляющего по не подведению итогов аукциона противоречит Порядку проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2010 N 54) и нарушают права заявителя.
Возможность отказа в проведении торгов Законом о банкротстве и Порядком проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2010 N 54) не предусмотрена.
С учетом того, что целью проведения процедуры банкротства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов и Законом о банкротстве установлен шестимесячный срок конкурсного производства Комиссия Калмыцкого УФАС России пришла к выводу, что не проведение самой процедуры подведения итогов открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений - Продажа имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1 "Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" 23 наименования" (N 149 - ОАОФ) не направлена на достижение целей конкурсного производства и не согласуется с обязанностью, установленной пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 г N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с нормами главы VII Федерального закона от 26.10.2002 г N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" основной целью конкурсного производства как ликвидационной процедуры является достижение максимального экономического эффекта при удовлетворении требований кредиторов должника, достигаемого обеспечением баланса между затратами на проведение процедуры конкурсного производства (как финансовыми, так и временными) и ожидаемыми последствиями в виде размера удовлетворенных требований. В силу пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 г N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в тех случаях, когда в рамках установленного правового регулирования достижение этой цели обусловлено исключительно усмотрением арбитражного управляющего (в данном случае как лица, являющегося организатором торгов), последний должен совершить все необходимые и зависящие от него действия, направленные на максимальное удовлетворение требований кредиторов при соблюдении указанного баланса.
В этой связи организатор торгов, действуя добросовестно и разумно, как арбитражный управляющий - в интересах должника и его кредиторов в целях получения максимальной выручки от продажи в наиболее короткие сроки, как организатор торгов - в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, желающих принять участие в торгах, обязан был подвести итоги аукциона.
Организатор торгов оставил процедуру проведения аукциона, так и не подведя итоги аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений - Продажа имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1 "Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" 23 наименования" (открытый аукцион N 149 - ОАОФ), допустил нарушение порядка проведения торгов, установленного Законом о банкротстве (ст. 110) и Порядком проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2010 N 54) (глава VI), чем нарушил права заявителя.
По доводу заявителя о незаконных действиях организатора торгов по опубликованию извещения о проведении 22.12.2014 г. открытого аукциона с открытой формой представления подачи ценовых предложений (N 183 - ОАОФ) Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено следующее.
01.11.2014 г. в газете "Элистинская панорама" было размещено извещение о проведении 22.12.2014 г. открытого аукциона с открытой формой представления подачи ценовых предложений (N 183 - ОАОФ). Предмет торгов: Единый лот (лот N 1) - Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" - 23 наименования, транспорт и самоходная техника - 29 наименований, оборудование - 49 наименований. Начальная цена - 7 306 040 руб.
Комиссией установлено, что предметом торгов N 184 - ОАОФ является имущество, которое так же является предметом лота N 1 "Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" 23 наименования" открытого аукциона N 149 - ОАОФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссия Калмыцкого УФАС России усматривает в вышеуказанных действиях организатора торгов - арбитражного управляющего признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела и изучив имеющиеся сведения в материалах дела, комиссия Управления ФАС по Республике Калмыкия по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров при рассмотрении жалобы ИП. по существу, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", решила
1. Признать жалобу ИП. на действия организатора торгов арбитражного управляющего МУП "Элистинское дорожное управление" при проведении открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений - по лоту N 1 "Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" 23 наименования (торги N 149 - ОАОФ) наименования" обоснованной;
2. Признать организатора торгов арбитражного управляющего МУП "Элистинское дорожное управление" нарушившим ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 г N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
3. Выдать организатору торгов арбитражному управляющему МУП "Элистинское дорожное управление" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений;
4. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
5. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном производстве.
Председатель комиссии Д.В. Гахаев
Члены комиссии Н.В. Ностаева
Б.М. Дорджиев
Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия N 08-5 (опубликовано 15 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016