Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N РБ-08/19216 (опубликовано 16 декабря 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<>
рассмотрев дело N08-638/2014 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Опен Сити Ресторан" (ИНН 1650264884; юр. адрес: 423812, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Сююмбике, 2) пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившимся в распространении в эфире радиостанции "Радио 7" г. Набережные Челны рекламы с текстом: "Beautiful and absolutely new big restaurant welcome to the open city Сююмбике circus place//приходите_", при участии:
представитель ООО "Опен Сити Ресторан" по доверенности N47/10-047/14 от 20.10.2014 г. <> установила:
По результатам проведения плановой выездной проверки ООО "Современные технологии" (акт проверки от 15.07.2014, исх. N РБ-08/11400 от 08.08.2014 г.) на предмет соблюдения норм Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) установлен факт распространения в эфире радиостанции "Радио 7" г. Набережные Челны рекламы с текстом: "Beautiful and absolutely new big restaurant welcome to the open city Сююмбике circus place//приходите_", имеющей признаки нарушения пункта 1 части 5 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства N 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Регламент).
По факту распространения рассматриваемой рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) определением (исх. NРБ-08/14634 от 26.09.2014 г.) в отношении ООО "Опен Сити Ресторан" было возбуждено дело N08-638/2014 по признакам нарушения пункта 1 части 5 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.
Указанное положение содержит отсылочную норму, предусматривающую необходимость соблюдения в рекламе требований законодательства Российской Федерации в любой сфере.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона N 53-ФЗ от 01.06.2005 "О государственном языке в Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, распространявшаяся в эфире радиостанции "Радио 7" г. Набережные Челны с текстом: "Beautiful and absolutely new big restaurant welcome to the open city Сююмбике circus place//приходите_", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Во исполнение определения N08-638/2014 (исх. NРБ-08/14634 от 26.09.2014 г.) о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе ООО "Опен Сити Ресторан" в адрес Управления направил письменные объяснения с приложением следующих документов (в копиях):
договор N066 от 01.06.2013 г.; график размещения рекламных аудиороликов на радиостанции "Радио 7" в период с 01.12.2013 г. по 31.12.2013 г.; платежное поручение N1441 от 11.12.2013 г.; акт выполненных работ N650 от 31.12.2013 г.;
договор N160 от 25.11.2013 г.; акт выполненных работ N801 от 25.11.2013 г.; платежное поручение N1424 от 06.12.2013 г.; техническое задание на изготовление аудиоролика
скан-копии страниц интернет-браузера с перепиской по электронной почте по вопросу согласования аудиоролика;
письменные объяснения <>
ИНН, ОГРН, Устав ООО "Опен Сити Ресторан".
Из представленных письменных объяснений ООО "Опен Сити Ресторан" следует, что распространением указанной рекламы на основании заключенного с рекламодателем ООО "СПА-отель РАССТАЛ" договора N066 от 01.06.2013 г. в период с 12.12.2013 г. по 24.12.2013 г. занималась рекламная компания ООО "Современные технологии". Оплата услуг рекламной компании была произведена за счет средств ООО "СПА-отель РАССТАЛ", что подтверждается платежным поручением N1441 от 11.12.2013 г. и актом выполненных работ N650 от 31.12.2013 г.
В объяснительной записке ответственное за размещение аудиороликов должностное лицо - маркетолог <> поясняет, что в связи с открытием нового ресторана "OPEN CITY", она, занимающая на тот момент должность маркетолога ООО "УК Расстал" размещала рекламу ресторана на "Радио 7" в декабре 2013 года. Плательщиком рекламы выступало ООО "СПА-отель РАССТАЛ", так как в связи со срочностью проведения рекламной кампании ООО "Опен Сити Ресторан" не заключало нового договора, радиостанция позволила вставить аудиоролик про ресторан "OPEN CITY" в сетку вещания СПА-отеля "РАССТАЛ". С 12.12.2013 г. аудиоролик был вставлен в сетку вещания, 24.12.2013 г. пришло письмо от менеджера компании "СТВ Холдинг" (ООО "Современные технологии) о том, что аудиоролик нужно снять с эфира.
В ходе изучения имеющихся документов Управлением установлено, что согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора N160 от 25.11.2013 г. Исполнитель (ИП <>) обязуется выполнить для Заказчика (ООО "СПА-отель "РАССТАЛ") работу по производству аудиопродукции. Стоимость работы согласно п. 1.3 договора составила 6 000 рублей. Указанные работы оплачены полностью, заказчик претензий по объему, качеству и срокам выполнения работ не имеет, что подтверждается актом выполненных работ N801 от 25.11.2013 г. и платежным поручением N1424 от 06.12.2013 г.
Из заключенного между Заказчиком (ООО "СПА-отель "РАССТАЛ") и Исполнителем (ООО "Современные технологии") договора N066 от 01.06.2013 г. следует, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по размещению на платной основе в своих рекламных блоках предоставленной аудиорекламы Заказчика, объем предоставленных услуг и расчет их стоимости определяются графиком размещения рекламы (пункты 1.1 и 1.2 договора). Услуги по данному договору оплачены полностью, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет, что подтверждается платежным поручением N1441 от 11.12.2013 г. и актом выполненных работ N650 от 31.12.2013 г.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "СПА-отель "РАССТАЛ", рекламораспространителем - ООО "Современные технологии", а рекламопроизводителем - индивидуальный предприниматель <> В ходе изучения графика размещения рекламных аудиороликов на радиостанции "Радио 7" Комиссией установлено, что реклама ресторана "OPEN CITY" размещалась в период с 13.12.2013 г. по 31.12.2013 г.
В ходе рассмотрения дела представителем ООО "Опен Сити Ресторан" по доверенности N47/10-047/14 от 20.10.2014 г. <> были представлены дополнительные письменные пояснения из которых следует, что в рамках рассмотрения дела N08-638/2014 по факту нарушения законодательства о рекламе ООО "Опен Сити Ресторан" представил доказательства, подтверждающие устранение им нарушений, путем снятия с эфира радиостанции "Радио 7" рекламного ролика еще до получения вышеуказанного Определения. Действия ООО "Опен Сити Ресторан" не носили умышленный характер, не имели целью причинение ущерба и вреда третьим лицам.
Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела N08-638/2014, заслушав выступление представителя, приходит к следующим выводам.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Потребителями рекламы являются представители самых разных слоев нашего общества, социального положения, образования и возраста. Для многих из них обучение иностранному языку начинается и заканчивается на ступени обязательного общего образования в общеобразовательном учреждении. При этом известно, что иностранный язык быстро забывается, если им не пользоваться. Соответственно степень владения российскими гражданами иностранным языком может варьироваться от самой низкой до виртуозной. Поэтому использованные в рекламе выражения на иностранном языке потребитель рекламы может не уяснить, и для него рекламная информация будет неполной и искаженной.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 No53-ФЗ "О государственном языке в Российской Федерации", при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Конституцией Российской Федерации закрепляет за русским языком статус государственного языка Российской Федерации (статья 65 Конституции Российской Федерации). Данный статус предполагает повсеместное использование русского языка. Русским языком свободно владеет подавляющее большинство граждан Российской Федерации. Он представляет собой важную коммуникационную основу целостности и единство России, выполняет интеграционную функцию в политической, социальной и культурной сферах, выступает в качестве символа государства.
В рассматриваемом рекламном аудиоролике использованы выражения с иностранными словами, без перевода на русский язык, что нарушает требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, а именно часть 11 статьи 5 и пункт 1 часть 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Указанное положение содержит отсылочную норму, предусматривающую необходимость соблюдения в рекламе требований законодательства Российской Федерации в любой сфере.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе" использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона N53-ФЗ от 01.06.2005 "О государственном языке в Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке в российской Федерации" указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Закона "О рекламе за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 названного закона несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу распространявшуюся в эфире радиостанции "Радио 7" г. Набережные Челны с текстом: "Beautiful and absolutely new big restaurant welcome to the open city Сююмбике circus place//приходите_", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
Предписание ООО "СПА-отель "РАССТАЛ" (423831, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, д. 33; ИНН 1650170805) не выдавать в связи с тем, что указанная реклама более не распространяется.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N РБ-08/19216 (опубликовано 16 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016