Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 14 мая 2013 г. N 06-10.1/41-2013
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Ланшаков С.М. - специалист 1 разряда отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/41-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "СуперОмск" (далее - ООО "СуперОмск") рекламы финансовых услуг на странице интернет-сайта информационного агентства "СуперОмск" (http://www.superomsk.ru), содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие законного представителя ООО "СуперОмск" (ОГРН 1105543027017, ИНН 5503222601, местонахождение: ул. Кемеровская, д. 10, офис 402, г. Омск, 644043), генерального директора <> извещенного надлежащим образом,
в присутствии представителя <> (доверенность N 1 от 13.05.2013) установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области из Прокуратуры Омской области (вх. N 3473 от 16.04.2013) поступило обращение гражданина <> по факту распространения на главной странице интернет-сайта информационного агентства "СуперОмск" (http://www.superomsk.ru) рекламы финансовых услуг "8-800-500-1000 звонок бесплатный; ВОЗЬМИ ДЕНЬГИ www.ukcm.ru on-line заявка", распространяемой с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из информации, размещенной на упомянутом в рекламе сайте www.ukcm.ru, следует, что некоммерческое партнерство "Центр Микрофинансирования" предлагает услуги по предоставлению за определенную плату различных видов займов (потребительские займы, бизнес займы, материнский капитал, тендерный займ).
В соответствии с частью 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы), является финансовой услугой независимо от регистрации таких субъектов в качестве финансовой организации и наличия у них соответствующей лицензии.
Следовательно, услуга, на привлечение внимания к которой направлена рекламная информация "_ВОЗЬМИ ДЕНЬГИ_", размещенная на сайте www.superomsk.ru, является финансовой, а ее распространение должно осуществляться с соблюдением требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В указанной рекламе информация о лице, оказывающем финансовую услугу отсутствует.
Из пояснений ООО "СуперОмск" от 08.05.2013 следует, что "в тексте распространенной рекламы был указан адрес веб-сайта рекламодателя, то есть лица, оказывающего финансовые услуги, а именно: www.ukcm.ru.". В том случае, если пользователя сайта "СуперОмск" заинтересовало предложение о предоставлении заемных денежных средств, то данный пользователь при нажатии на баннер (текст рекламы) был бы перемещен на другой сайт - непосредственно на сайт рекламодателя, на котором подробно изложены сведения о нем (наименование, реквизиты юридического лица, в том числе сканированные копии свидетельств о государственной регистрации юр. лица)".
Омское УФАС России не может согласиться с указанным доводом ООО "СуперОмск", поскольку наличие в распространяемой рекламе указания на адрес веб-сайта рекламодателя не может свидетельствовать о соблюдении рекламораспространителем требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", поскольку исключает возможность получения информации о лице, оказывающем финансовую услугу, в момент ее непосредственного восприятия.
Кроме того, исходя из текста информации, размещенной на сайте www.ukcm.ru следует, что лицом оказывающем финансовую услугу является Некоммерческое партнерство "Центр микрофинансирования". В разеле "О партнерстве" содержится информация и сканированные копии свидетельств ОГРН и ИНН, выданные Некоммерческому партнерству "Центр микрофинансирования".
Вместе с тем, из представленных ООО "СуперОмск" документов об оплате за размещение на сайте www.superomsk.ru рекламного баннера, следует, что плательщиком указанной рекламы являлось ООО "Управляющая компания "Центр Микрофинансирования".
Таким образом, посетители сайта www.superomsk.ru и www.ukcm.ru при получении информации о финансовой услуге и заполнении on-line-заявки на получение займа не располагают достоверной информацией о лице, оказывающем финансовую услугу (займодавце).
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ИА N ТУ55-00215 от 16.09.2010, выданному Управлением Роскомнадзора по Омской области, учредителем информационного агентства "СуперОмск" является ООО "СуперОмск".
Поскольку ООО "СуперОмск" является владельцем интернет-сайта информационного агентства "СуперОмск" (http://www.superomsk.ru), осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно оно является рекламораспространителем (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "8-800-500-1000 звонок бесплатный; ВОЗЬМИ ДЕНЬГИ www.ukcm.ru on-line заявка" (услуг по предоставлению различных видов займов, распространенную ООО "СуперОмск" на главной странице интернет-сайта информационного агентства "СуперОмск" (http://www.superomsk.ru), ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "СуперОмск" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного редактора ООО "СуперОмск" <> по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/41-2013
14 мая 2013 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы,
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Ланшаков С.М. - специалист 1 разряда отдела рекламы,
на основании своего решения от 14.05.2013 по делу N 06-10.1/41-2013 о признании ненадлежащей рекламы услуг по предоставлению займов, распространенной ООО "СуперОмск" на главной странице интернет-сайта информационного агентства "СуперОмск" (http://www.superomsk.ru), нарушающей требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "СуперОмск" (ОГРН 1105543027017, ИНН 5503222601, местонахождение: ул. Кемеровская, д. 10, офис 402, г. Омск, 644043) в срок до 23 мая 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: в рекламе услуг по предоставлению займов указывать наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
2. ООО "СуперОмск" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 27 мая 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 мая 2013 г. N 06-10.1/41-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016