Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 8 декабря 2014 г. N 2659
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России), в составе:
Председатель Комиссии: ***;
Члены Комиссии:
***;
при участии представителей ООО ЧОА "Системы комплексной безопасности-АТЭКС" - ***, в отсутствии представителей УМТС АК "АЛРОСА", надлежащим образом уведомленных о дате и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО ЧОА "Системы комплексной безопасности - АТЭКС" на действия организатора закупки - Усть-Кутское отделение УМТС АК "АЛРОСА" (ОАО), руководствуясь ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
27.11.2014 г. в Иркутское УФАС России обратилось ООО ЧОА "Системы комплексной безопасности - АТЭКС" (далее - ООО ЧОА "СКБ-Атэкс") на действия организатора закупки - Усть-Кутское отделение УМТС АК "АЛРОСА" (ОАО), связанные проведением закрытой неконкурентной закупочной процедуры на оказание услуг по вооруженной охране объектов Усть-Кутского отделения УМТС АК "АЛРОСА" (гараж, АТУ, таможенная площадка, причал) с целью заключения дополнительного соглашения на 2015/2016 г.г., путем запроса коммерческого предложения у единственного исполнителя услуг.
Согласно доводам жалобы, 21.11.2014 г. организатором Усть-Кутским отделением УМТС АК "АЛРОСА" (ОАО) на общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов: http://zakupki.gov.ru/223 было опубликовано извещение за номером 31401718333 о проведении закрытой неконкурентной закупочной процедуры на оказание услуг по вооруженной охране объектов Усть-Кутского отделения УМТС (гараж, АТУ, таможенная площадка, причал), с целью заключения дополнительного соглашения на 2015/2016 гг.
По мнению подателя жалобы, объявляя указанную выше закупку на проведение закрытой неконкурентной закупочной процедуры, путем запроса коммерческого предложения у единственного исполнителя услуг при отсутствии к тому законных оснований и размещая Документацию о закупке для всеобщего ознакомления на общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов: http://zakupki.gov.ru/223/, заказчик нарушает действующее законодательство Российской Федерации о защите конкуренции, заведомо ограничивая количество участников закупочной процедуры тем самым ставя в привилегированное положение ООО ЧОП "Альфа".
На основании изложенного, ООО ЧОА "СКБ-Атэкс" просит приостановить данную закупку, и признать ее незаконной как несоответствующей требованиям ст. 17 Закона о защите конкуренции и необоснованно ограничивающей конкуренцию при проведении закупок отдельными категориями юридических лиц.
Усть-Кутское отделение УМТС АК "АЛРОСА" (ОАО) направило в адрес Иркутского УФАС России телеграмму с просьбой рассмотреть жалобу без участия своего представителя, а также возражения на жалобу с прилагаемыми документами.
Согласно вышеуказанным возражениям, организатор закупки указал следующее.
17.11.2014 г. на общероссийском официальном сайте http//zakupki.gov.ru/223/ был опубликован и утвержден план закупки товаров, работ, услуг АК АЛРОСА (ОАО) (версия 42).
21.11.2014 г. размещена документация о закупке услуг по вооруженной охране объектов Усть-Кутского отделения УМТС (гараж, АТУ, таможенная площадка, причал) на 2015-2016 года, данная закупка проводится путем запроса коммерческого предложения у единственного исполнителя услуг - ООО ЧОП АЛЬФА, является закрытой неконкурентной, в связи с тем, что между АК АЛРОСА (ОАО) и ООО ЧОП "Альфа" по результатам закупочных процедур 2013 года, на основании решения Тендерного комитета по закупкам услуг по капитальному строительству, ПИР, капитальному и текущему ремонтам и подрядным работам АК АЛРОСА (ОАО) N 6 от 12.02.2014 г. заключен договор N 2 от 12.02.2014 г. с периодом оказания услуг: 01.01.2014 по 31.12.2016 г., срок исполнения договора до 31.01.2017 г.
В связи с тем, что тендерной документацией и условиями вышеуказанного договора предусмотрено, что сумма договора на 2015 и 2016 годы будет определена сторонами путем подписания дополнительных соглашений, исходя из цены посточаса и количества постов охраны в 2015 и 2016 годах. При этом, цена посточаса в 2015 и 2016 годах будет определяться по следующей формуле цены: цена посточаса текущего года=цена посточаса предыдущего года увеличенная не более чем на 50% от прогнозируемого уровня инфляции в РФ (ИЦП декабрь/к декабрю), прогнозируемого Минэкономразвития РФ. Соответствие роста размера цены посточаса формуле цены должна быть подтверждена отделом ценообразования и ценового контроля Планово-экономического управления Компании, количество постов должно быть согласовано с Управлением экономической безопасности и режима, а также учитывая что п.6. ст. 12 "Положением о закупках АК "АЛРОСА" (ОАО)" (далее - Положение о закупках) предусмотрено проведение неконкурентных закупок (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях проведения дополнительных закупок работ (услуг), когда для обеспечения совместимости (преемственности) с ранее приобретенными работами (услугами) новые закупки могут быть сделаны у того же контрагента.
На основании изложенного, организатор полагает, что данная закупка работ услуг по вооруженной охране объектов Усть-Кутского отделения УМТС (гараж, АТУ, таможенная площадка, причал) на 2015-2016 год, проведенная путем запроса коммерческого предложения у единственного исполнителя услуг ООО ЧОП "АЛЬФА", являющаяся закрытой неконкурентной, не могла быть проведена в какой-либо иной форме.
После ознакомления с возражениями организатора закупки, ООО ЧОА "СКБ-Атэкс" указало, что ссылка организатора закупки на то обстоятельство, что договор заключен на 2014-2016 гг. опровергается теми документами, которые размещены на сайте http://zakupki.gov.ru, поскольку в протоколах комиссий указано решение о заключении договора охраны объектов только на 2014 г. с указанием соответствующей цены, вместе с тем, сам договор на сайте отсутствует.
Рассмотрев документы, письменные и устные пояснения организатора закупки, а также подателя жалобы, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно представленной со стороны организатора закупки информации, на основании протокола N 6 от 12.02.2014 г. Тендерного комитета по закупкам услуг по капитальному строительству, ПИР, капитальному и текущему ремонтам и подрядным работам АК АЛРОСА (ОАО) заключен договор N 2 от 12.02.2014 г. на охрану объектов военизированными подразделениями с периодом оказания услуг: 01.01.2014 по 31.12.2016 г.
Однако, договор N 2 от 12.02.2014 г. на охрану объектов военизированными подразделениями существенно отличается от проекта договора, прикрепленного к документации о закупке N 31300634641.
Так, согласно п.2.2 ст. 2 проекта договора указано, что срок оказания услуг на 2014 г. с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г., тот же срок определен в техническом задании N 01/2014.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о том, что договоры на охрану объектов военизированными подразделениями на 2015-2016 гг. должны заключаться на основании самостоятельными закупок, в рамках Положения о закупках.
Согласно ч.1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В ст. 8 Положения о закупках одним из основных способом закупок, определен запрос коммерческих предложений.
Согласно ст. 9 Положения о закупках, конкурентные способы закупок, указанные в ст.8 настоящего положения, если иное не оговорено настоящим Положением, могут быть открытыми, закрытыми и с ограниченным участием.
В открытых способах закупок может участвовать любой поставщик (неопределенный
круг лиц).
В закрытых способах закупок могут участвовать только поставщики, специально приглашенные для этой цели (определенный круг лиц).
Согласно ч. 9.3. Закрытые конкурентные способы закупок применяются при наличии любого из следующих условий:
1) продукция в силу уровня сложности, специального характера или особенностей
конъюнктуры рынка может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков (число которых известно), при условии приглашения к участию в данной закупке всех известных поставщиков в количестве, достаточном для эффективной конкуренции;
2) прямое адресное привлечение участников является средством обеспечения
конфиденциальности, необходимой в интересах Заказчика, при условии, что привлекаются заявки от достаточного для эффективной конкуренции числа участников (не менее двух).
Доказательств наличия вышеуказанных условий, при проведении указанной закупки, со стороны организатора не представлено, Комиссией Иркутского УФАС России не установлено.
Согласно ч. 12.1 ст. 12 Положения о закупках неконкурентной закупкой является закупка продукции, проведенная без установленных настоящим положением конкурентных закупочных процедур в соответствии с условиями и порядком, определенными в настоящем положении.
Согласно п.6. ч. 12.2 ст. 12 Положения о закупках установлено, что неконкурентные закупки могут проводиться на основании решения соответствующего закупочного органа в случае проведения дополнительных закупок продукции, а именно:
- при проведении дополнительных закупок товаров, когда по соображениям стандартизации и для обеспечении совместимости с уже имеющимися товарами, оборудованием и комплектующими, новые закупки могут быть сделаны у того же поставщика;
- при проведении дополнительных закупок работ (услуг), когда для обеспечения совместимости (преемственности) с ранее приобретенными работами (услугами) новые закупки могут быть сделаны у того же контрагента.
Объект закупки, определенный организатором, представляет собой самостоятельную сделку на оказание услуг охраны в 2015-2016 гг., а значит применение вышеуказанных условий при осуществлении закупки необоснованно.
Кроме того, рассматриваемую закупку организатор проводит как закрытую неконкурентную закупочную процедуру, путем запроса коммерческого предложения у единственного исполнителя услуг.
Таким образом, организатор закупки проводит неконкурентную закупку в рамках ст. 12 Положения о закупках, однако способом запроса коммерческих предложений, который в свою очередь в силу ст. 9 Положения о закупках может применяется только в конкурентной закупке, а также не соблюдает, установленные Положением о закупках, условия применения данных видов и форм закупок.
Данные действия организатора закупки нарушают порядок, установленный ст. 9, 12 Положения о закупках.
Согласно ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В рассматриваемой ситуации, организатор закупки нарушив установленные Положением о закупках требования о форме, условиях и порядке проведения закупок, допустил нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ООО ЧОА "СКБ-Атэкс" имело намерение принять участие в закупке и как следствие заключить договор по вооруженной охране объектов Усть-Кутского отделения УМТС (гараж, АТУ, таможенная площадка, причал) на 2015-2016 гг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Иркутского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО ЧОА "Системы комплексной безопасности - АТЭКС" обоснованной.
Признать организатора закупки - Усть-Кутское отделение УМТС АК "АЛРОСА" (ОАО) нарушившим ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 9.1, 9.3 ст. 9, ч. 12.1 ст. 12 Положения о закупках АК "АЛРОСА" (ОАО)" от 18.12.2012 г.
Выдать организатору закупки - Усть-Кутское отделение УМТС АК "АЛРОСА" (ОАО) и тендерной комиссии Усть-Кутского отделения УМТС АК "АЛРОСА" (ОАО) предписание об устранении нарушения порядка проведения закрытой неконкурентной закупочной процедуры на оказание услуг по вооруженной охране объектов Усть-Кутского отделения УМТС АК "АЛРОСА" (гараж, АТУ, таможенная площадка, причал) с целью заключения дополнительного соглашения на 2015/2016 г.г., путем запроса коммерческого предложения у единственного исполнителя услуг, путем ее аннулирования.
Копию решения направить в ООО ЧОА "Системы комплексной безопасности - АТЭКС" и Усть-Кутское отделение УМТС АК "АЛРОСА" (ОАО). Копию предписания направить в Усть-Кутское отделение УМТС АК "АЛРОСА" (ОАО).
Председатель комиссии: |
*** |
|
|
Члены комиссии: |
*** |
|
***
|
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 декабря 2014 г. N 2659
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016