Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 30 апреля 2013 г. N 9339-13/8
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 9339-13/8, возбужденное в отношении ООО "Профи-Дент" по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, по факту размещения, в рекламно-информационном журнале "Выбирай соблазны большого города. Самара" N22(144) 1-15 декабря 2012 г. на странице 62, N23(145) 15-31 декабря 2012 г. на странице 69, N01(146) 1-31 января 2013 г. на странице 63, рекламы с использованием слова на иностранном языке "NEW", что является нарушением норм рекламного законодательства.
в присутствии представителей:
заявителя - отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -И.о директора ООО "Профи-Дент" Шкинев Александр Михайлович (уведомлялись о времени и месте рассмотрения дела Определением возбуждении дела N9339-13/8 (исх.N 22651/8 от 18.03.2013 г.);
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
Самарским УФАС России в феврале 2013 г. в рекламно-информационном журнале "Выбирай соблазны большого города. Самара" N22(144) 1-15 декабря 2013 г. на странице 62, N23(145) 15-31 декабря 2012 г. на странице 69, N01(146) 1-31 января 2013 г. на странице 63, было выявлено распространение рекламы, следующего содержания: "Новогодние акции от "Калисы". В преддверии новогодних праздников в наших салонах проходят акции на различные процедуры по уходу за лицом, телом и волосами: NEW!! Плазмалифтинг_".
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации
В соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N53-ФЗ в случаях использования в сферах, указанных в части 1 указанной статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в части использования слова на иностранном языке "NEW".
ООО "Профи-Дент" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:
1. Письменными пояснениями ООО "Профи-Дент" (вх.N2121-з от 05.04.2013 г.)
2. Договором N37 на размещение рекламной информации, заключенного между ООО "Вест-Медиа" в лице генерального директора Новокщеновой С.М с одной стороны и ООО "Профи-Дент" в лице директора Л. с другой стороны от 10.07.2012 г.
3. Рекламой, размещенной в рекламно-информационном журнале "Выбирай соблазны большого города. Самара" N22(144) 1-15 декабря 2013 г. на странице 62, N23(145) 15-31 декабря 2012 г. на странице 69, N01(146) 1-31 января 2013 г. на странице 63.
4. Копией рекламного образца предоставленного ООО "Профи-Дент".
Согласно письменным объяснениям ООО "Профи-Дент" (вх.N2121-з от 05.04.2013 г.), представленным в ответ на Определение о возбуждение дела N 9339-13/8 (исх.N2265/8 от 18.03.2013 г.) ООО "Профи-Дент" поясняет, что Общества с ограниченной ответственностью "Профи-Дент", "Калиса", "Колорит", работают под единым зарегистрированным знаком обслуживания "Kalisa", поэтому было принято решение о заключении договора, и оплате размещения рекламных материалов в журнале "Выбирай соблазны большого города", издателем которого в г. Самара является ООО "Вест-Медиа", с расчетного счета ООО "Профи-Дент". График выхода рекламного журнала "Выбирай соблазны большого города"- 2 раза в месяц. Весь текстовый и графический материал подготавливался сотрудниками ООО "Вест-Медиа". Рекламные макеты принимались посредством электронной почты, и согласовывались посредством телефонной связи. Перед новым, 2013 годом, в N22(144), N23(145), N1(146) в целях изучения потребительского спроса на услугу "Плазмолифтинг", и анализа обращений за данной услугой, мы решили выделить её в рубрике "Новости красоты" в качестве НОВИНКИ. Менеджер ООО "Профи-Дент" Попкова Н.А., которая отвечала за размещение информации в журнале "Выбирай соблазны большого города", утвердила рекламный макет, предоставленный сотрудниками "Вест- Медиа" с иностранным словом NEW, т.к. не знала, что это является нарушением закона "О рекламе", и сотрудники "Вест- Медиа" ее об этом не предупредили. Менеджер Попкова привлечена к мерам дисциплинарного воздействия, ей объявлен выговор.
На основании вышеизложенного считаем, что основная часть нашей вины за нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" "38-ФЗ от 13.03.2006 г. лежит на сотрудниках редакции рекламного журнала "Выбирай соблазны большого города" и его издательстве в г. Самаре ООО "Вест- Медиа".
Кроме того, были предоставлены письменные пояснения менеджера Попковой Н.А. следующего содержания: "Я, Попкова Наталья Александровна, дала рекламу в "Выбирай соблазны большого города. Самара" N22(144) 1-15 декабря 2013 г. на странице 62, N23(145) 15-31 декабря 2012 г. на странице 69, N01(146) 1-31 января 2013 г. на странице 63 следующего содержания: "Новогодние акции от "Калисы". В преддверии новогодних праздников в наших салонах проходят акции на различные процедуры по уходу за лицом, телом и волосами: NEW!! Плазмалифтинг_" Не знала, что нельзя употреблять иностранные слова, но со мной работали профессионалы из организации ООО "Вест- Медиа", которым я доверяла. По-моему мнению, они были обязаны меня уведомить, что использование иностранных слов запрещено законом "О государственном языке Российской Федерации" и законе "О рекламе". Впредь обязуюсь быть более внимательней и изучать законодательство РФ о рекламе".
Согласно части 11 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" при производстве, размещение рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с подп. 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального Закона "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Таким образом, указанная реклама содержит нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В процессе рассмотрения дела, Комиссией Самарского УФАС России были выявлены иные нарушения норм рекламного законодательства, а именно ООО "Профи-Дент" осуществляло рекламу косметологической услуги - "Плазмолифтинг" в действительности не оказывая данную косметологическую процедуру, тем самым вводя в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением требований предусмотренных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно письменным пояснениям ООО "Профи- Дент" (вх.N2121-з от 05.04.2013 г.), представленным в ответ на Определение о возбуждение дела N 9339-13/8 (исх.N2265/8 от 18.03.2013 г.) ООО "Профи- Дент" поясняет, что основным видом деятельности ООО "Профи- Дент", согласно выписки из ЕГРЮЛ является управление недвижимым имуществом. В настоящее время деятельность по оказанию косметологических услуг в ООО "Профи- Дент" не ведется ввиду экономической невыгодности. Ведется сбор документов для переоформления лицензии, с целью исключения косметологического направления и добавления новых стоматологических услуг.
Таким образом, указание ООО "Профи- Дент" в своей рекламной компании косметологической услуги "Плазмалифтинг", но в действительности не оказывая её содержит признаки нарушения норм рекламного законодательства, а именно части 7 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На рассмотрение дела N9339-13/8 И.О директора ООО "Профи- Дент" Шкинев А.М. пояснил, что указание такой косметологической услуги как "Плазмолифтинг" было осуществлено с целью изучения потребительского спроса на данную услугу, и анализа обращений за данной услугой, на данный момент данная услуга не осуществляется.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 11 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащую рекламу ООО "Профи-Дент" распространенную в рекламно-информационном журнале "Выбирай соблазны большого города. Самара" N22(144) 1-15 декабря 2012 г. на странице 62, N23(145) 15-31 декабря 2012 г. на странице 69, N01(146) 1-31 января 2013 г. на странице 63, следующего содержания: "Новогоднии акции от "Калисы". В преддверии новогодних праздников в наших салонах проходят акции на различные процедуры по уходу за лицом, телом и волосами: NEW!! Плазмалифтинг_", в тексте которой используется слово на иностранном языке "NEW", что является нарушением норм рекламного законодательства, а именно части 11 статьи 5 ФЗ "О реклама", а так же которая содержит информацию вводящую потребителей рекламы в заблуждение, что является нарушением предусмотренным частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Профи-Дент" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя - И.о. директора Шкинева А.М. (443111, г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, д.146а, кв.66).
Резолютивная часть решения оглашена 18 апреля 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 30 апреля 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 апреля 2013 г. N 9339-13/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016