Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ДМ-04/19341 (опубликовано 17 декабря 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
<_>
в присутствии представителей заказчика - ГАУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр", в присутствии представителя заявителя - ЗАО "Апгрейдэнерго", рассмотрев жалобу NТ04-219/2014 по заявлению ЗАО "Апгрейдэнерго" на действия заказчика - ГАУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр" при проведении электронного аукциона N0711200005914000255 на предмет: "Поставка изделий для анестезиологии и реанимации", установила:
Извещение о проведении открытого аукциона N0711200005914000255 на предмет: "Поставка изделий для анестезиологии и реанимации" было размещено на сайте zakupki, gov.ru 17.11.2014 г.
Заказчик - ГАУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр".
Начальная (максимальная) цена контракта - 54377059,50 рублей.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки - положением о закупке.
Вместе с тем, заказчики, не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком положение о закупках не размещено. Следовательно, ГАУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр" при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме руководствуется требованиями Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, заказчиком допущены нарушения норм действующего законодательства, а именно по мнению заявителя неправомерно установлено требование о наличии наконечника и вставки воздуховода Гведела, интегрировано в пластик с внешней стороны, отсутствует размерный ряд и диаметр системы, требования к маскам (положение) лежа, к длительности использования фильтров, кабелю для контроля положения катетера, заказчиком установлен некорректный срок поставки товара, а также нарушен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком были представлены письменные пояснения по существу рассматриваемой жалобы.
Изучив материалы, Комиссия сочла доводы заявителя, изложенные в жалобе, частично обоснованными ввиду следующего.
1. В части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, требование к наконечнику и срединней вставке, аэрозольным маскам (положение лежа), кабелю для контроля катетера не является потребностью заказчика и не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе.
Кроме того, по позиции 10 "Закрытая санационная система для аспирации из трахеобронхиального древа", а также по позициям 51 и 52 "Небулайзер для аэрозольной терапии" прописаны все необходимые характеристики, позволяющие определить потребность заказчика в полном объеме и сформировать участникам свое ценовое предложение.
2. Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, в извещении о проведении закупки указан срок проведения аукциона - 08.12.2014 г.
Срок поставки товара установлен следующий: партия по фактическим заказам ЛПУ в течение 10 дней после заявки Заказчика, но не позднее 25.12.2014 года, 2 партия по фактическим заказам ЛПУ в течение 10 дней, но не позднее 20.01.2015 г.
Вместе с тем, исходя из требований законодательства, контракт может быть заключен не ранее 19.12.2014 г., т.е. последний срок поставки в 10 дней является 29.12.2014 г.
Таким образом, заказчиком установлен некорректный срок поставки, что является нарушением требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того в части 4 документации об аукционе указан предмет закупки как "Поставка шовного материала", однако предметом аукциона является "Поставка изделий для анестезиологии и реанимации".
3. Согласно части 1 статьи 22 закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Начальная (максимальная) цена контракта сформирована методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) 3 поставщиков
Таким образом, начальная (максимальная) цена обоснована заказчиком надлежащим образом.
4. Кроме того, в техническом задании документации об электронном аукционе указано, что к поставке необходимы: "Фильтр дыхательный бактерио-вирусный для аппарата ИВЛ, Длительность использования фильтра, часов, не менее 168 (т.е. 7 суток).
Вместе с тем, согласно информации, представленной заявителем, данное требование подходит только к фильтру одного производителя.
Кроме того, исходя из документов, представленных заказчиком, Комиссия пришла к выводу о наличии только одного возможного производителя товара с вышеуказанными характеристиками - GE Datex Ohmeda.
Документов, подтверждающих наличие иных производителей, заказчиком представлено не было.
Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в аукционной документации требования к поставке товаров, влекущих за собой ограничение количества участников данной закупки.
Следовательно, заказчиком нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 33 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Апгрейдэнерго" на действия заказчика - ГАУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр" при проведении электронного аукциона N0711200005914000255 на предмет: "Поставка изделий для анестезиологии и реанимации" частично обоснованной.
2. Признать заказчика - ГАУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр" нарушившим требования части 1 статьи 33 с отсылочной нормой на часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Выдать заказчику - ГАУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр", оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-04/19341 (опубликовано 17 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016