Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
N 149 (опубликовано 24 декабря 2014 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2014 года.
Комиссия Липецкого управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии А.А. Сешенова-руководителя управления;
Члены Комиссии:
Л.А. Черкашиной - заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
Т.Н. Ролдугиной - заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителей ответчика - областного государственного казенного предприятия "Липецкий аэропорт" - <_> <_>
рассмотрев дело N 149 по признакам нарушения областным государственным казенным предприятием "Липецкий аэропорт" (далее-ответчик) п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции), установила:
Приказом Липецкого УФАС России от 03.12.2014 N 370 возбуждено дело N 149 по признакам нарушения областным государственным казенным предприятием "Липецкий аэропорт" <_> п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неразмещении на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса котировок на поставку керосина авиационного (топливо РТ) (закупка N 31401655440), чем были созданы преимущественные условия участия в запросе котировок участникам, которым извещение о проведении запроса котировок было направлено заказчиком или которым от заказчика стали известны условия запроса котировок (далее-запроса котировок).
Определением от 04.12.2014 назначено время и место рассмотрения дела.
На заседании Комиссии велась аудиозапись.
При рассмотрении дела представители ответчика пояснили, что извещение о проведении запроса котировок было размещено на электронной площадке и официальном сайте через функционал площадки (заполнена форма извещения, предлагаемая электронной площадкой). Это не является нарушением, поскольку п. 5.2 и 5.3 Положения о закупках производить отклонения процедур закупок, предусмотренных Положением. Извещение о проведении запроса котировок было размещено на сайте, но не направлялось никаким потенциальным участникам.
Рассмотрев представленные документы и заслушав представителей ответчика, Комиссия установила следующее:
31.10.2014 на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещена закупка N 31401655440 на поставку керосина авиационного (топливо РТ).
Способом данной закупки согласно извещению, формируемому на официальном сайте, является запрос котировок.
Данная закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Положением о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ОГКП "Липецкий аэропорт" (далее-Положение о закупках).
Разделом 9 Положения о закупках установлены требования к извещению о проведении запроса котировок:
1) наименование ОГКП "Липецкий аэропорт", его место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона;
2) проект договора.
3) требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе наименование и количество поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг, их функциональные, количественные и качественные характеристики, сроки и (или) объем предоставления гарантий качества;
4) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
5) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
6) начальная (максимальная) цена договора, сведения о включенных в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
7) форма, сроки и порядок оплаты;
8) место подачи котировочных заявок, дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
9) срок заключения договора. В случае если для заключения договора на закупку товаров, работ, услуг, в отношении которых проводится запрос котировок, требуется его предварительное одобрение органами управлениям ОГКП "Липецкий аэропорт", договор с победителем в проведении запроса котировок заключается только после его одобрения органами управлениям ОГКП "Липецкий аэропорт";
10) требования к участникам закупок в соответствии со ст.11 настоящего Положения.
В ходе рассмотрения представленных ответчиком документов, установлено, что на официальном сайте размещено не извещение о проведении запроса котировок, как предусмотрено Положением о закупках, а извещение о проведении закупки (номер извещения 31401655440).
Данное извещение содержит такие разделы как:
- номер извещения,
- наименование закупки,
- способ проведения закупки,
- наименование заказчика, его место нахождения, почтовый адрес, контактная информация,
- предмет договора,
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг,
- информация о документации по закупке,
- размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление документации по закупке,
- информация о порядке проведения закупки.
Также к извещению прикреплен файл, содержащий договор.
Таким образом, извещение о проведении закупки, размещенное на официальном сайте, не содержит ряда сведений, предусмотренных Положением о закупках, в частности:
- сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- сведения о включенных в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
- форма, сроки и порядок оплаты;
- срок заключения договора. В случае если для заключения договора на закупку товаров, работ, услуг, в отношении которых проводится запрос котировок, требуется его предварительное одобрение органами управлениям ОГКП "Липецкий аэропорт", договор с победителем в проведении запроса котировок заключается только после его одобрения органами управлениям ОГКП "Липецкий аэропорт";
- требования к участникам закупок в соответствии со ст.11 настоящего Положения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями данного Закона являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статей 3 данного Закона установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно п. 9.7 раздела 9 Положения о закупках комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. В случае если по результатам рассмотрения котировочных заявок только один участник закупок, подавший котировочную заявку, признан участником запроса котировок, и его котировочная заявка отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, ОГКП "Липецкий аэропорт" заключает договор с таким участником после согласования заинтересованным структурным подразделением текста договора в порядке, предусмотренном Положением о договорной работе ОГКП "Липецкий аэропорт".
В связи с изложенным Комиссия Липецкого УФАС России полагает, что извещение о проведении закупки (номер извещения 31401655440) не обеспечивает информационную открытость закупки, и не позволяет потенциальным участникам запроса котировок в полной мере соответствовать требованиям, установленным Положением о закупках, в том числе для того, чтобы стать победителем закупки.
В данном случае, поскольку извещение о проведении запроса котировок не содержит всех сведений, необходимых для определения победителя закупки, комиссии невозможно определить соответствует ли поданная котировочная заявка всем требованиям извещения о проведении запроса котировок или нет.
В подтверждение данного факта, Комиссия считает необходимым указать на то, что комиссия по закупкам в своем протоколе от 11.11.2014 в нарушение п. 9.7 раздела 9 Положения о закупках не проверяет заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителей ответчика договор на поставку керосина, как правило, заключается с ООО "РН-Аэро".
Согласно протоколу от 11.11.2014, размещенному на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru комиссия по закупкам рассмотрела заявки ООО "Магнат" и ООО "РН-Аэро".
При таких обстоятельствах, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что ответчик, разместив извещение о проведении закупки, не содержащее информацию об осуществлении запроса котировок, предусмотренную пп. 5, 6, 7, 9, 10 п. 9.4 Положения о закупках, совершил действия, которые могут привести к ограничению конкуренции при осуществлении запроса котировок и являются нарушением п. 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
По приведенному ответчиком доводу о том, что п. 5.2 и 5.3 Положения о закупках позволяют производить отклонения процедур закупок, предусмотренных Положением, Комиссия считает необходимым пояснить следующее:
Согласно п. 5.2 Положения о закупках порядок проведения закупок в электронном виде, в том числе аукциона в электронной форме, правила документооборота, в том числе порядок размещения извещений, документации о закупках на электронной торговой площадке, аккредитации участников закупок на электронной торговой площадке, порядок предоставления документации участникам закупок, разъяснения и внесения изменений в документацию, порядок оформления, подачи и рассмотрения заявок на участие в закупках, порядок и условия отстранения участника закупок от дальнейшего участия в процедурах закупок, а также порядок заключения договора с победителем закупок устанавливаются оператором электронной торговой площадки.
При закупках на электронных торговых площадках допускаются отклонения от хода процедуры закупок, предусмотренных настоящим Положением, обусловленные техническими особенностями или условиями функционирования данных площадок (п. 5.3 Положения о закупках).
Согласно функционалу официального сайта госзакупок при публикации извещения о проведении закупки на электронной площадке (посредством ее функционала) в обязательном порядке в таком извещении отражается информация об электронной площадке, на которой осуществляется закупка.
В рассмотренном Комиссией извещении о проведении закупки (номер извещения 31401655440) отсутствует информация об электронной площадке (ее адресе в сети интернет). Из чего не следует, что закупка осуществляется на электронном площадке и с использованием ее функционала, в том числе в части установления оператором электронной площадки правил документооборота, в том числе порядка размещения извещения рассматриваемой закупки.
Также Комиссия полагает возможным разъяснить, что, во всяком случае, требования Положения о закупках конкретного заказчика имеют преобладающее значение над положениями регламента работы оператора электронной площадки.
Оснований для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не установлено.
Вместе с тем было установлено, что запрос котировок признан несостоявшимся, ответчиком заключен договор на поставку керосина.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать в действиях областного государственного казенного предприятия "Липецкий аэропорт" нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в размещении на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса закупки на поставку керосина авиационного (топливо РТ) (закупка N 31401655440), не содержащего информации, предусмотренной пп. 5, 6, 7, 9, 10 п. 9.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ОГКП "Липецкий аэропорт", что могло привести к ограничению конкуренции при проведении закупки.
2. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать ввиду заключения договора по итогам закупки.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 149 (опубликовано 24 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016