Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 06-06-07/2013 (опубликовано 27 мая 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <_> членов Комиссии: <_>
в присутствии представителя Администрации м/о г. Сорочинск Оренбургской области - главного специалиста организационно-правового отдела <_> (доверенность N <_>);
в присутствии представителя отдела образования администрации м/о г Сорочинск - юриста отдела <_>доверенность Nб/н от 24.05.2013 г.);
в присутствии представителя МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска - главного бухгалтера <_> (доверенность N б/н от 24.05.2013 г.)
рассмотрев дело N 06-06-07/2013 по признакам нарушения Администрацией м/о г. Сорочинск Оренбургской области ч.1 ст.15, п.4 ст.16 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", Отделом образования Администрации м/о г. Сорочинск Оренбургской области ч.1 ст.15, п.4 ст.16 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска Оренбургской области п.4 ст. 16 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в осуществлении согласованных действий, которые направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по производству работ по строительству, установила:
01.04.2013 г. в Оренбургское УФАС России поступили материалы Сорочинской межрайоннной прокуратуры.
Оренбургским УФАС России для выяснения дополнительных обстоятельств дела были направлены запросы в адрес администрации м/о г. Сорочинск и МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска.
В ходе анализа поступивших материалов было установлено следующее.
21.05.2012 г. между Министерством образования Оренбургской области и администрацией м/о г. Сорочинск заключено соглашение N 5 МАП о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов (городских округов) на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2012 г.
В соответствии с п. 2.1.2 Министерство в порядке межбюджетных отношений перечисляет Муниципалитету Субсидию для софинансирования расходов на проведение ремонтных работ в учреждениях общего образования при подготовке к новому учебному году в 2012 г. в сумме 7 365 100 руб. на софинансирование текущих и капитальных ремонтов, противоаварийных мероприятий объектов, указанных в приложении N1, при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования в сумме не менее 1 068 470 руб.
10.01.2012 г. между МОАУ "СОШ N 3" и отделом образования администрации м/о г. Сорочинск заключено соглашение N 23 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
Приложением N 1 установлен график передачи субсидий на иные цели МОАУ "СОШ N 3", согласно которого из областного бюджета за 2012 г. предусмотрено выделение субсидий в сумме 8160660,50 руб., из городского бюджета - в сумме 1849928,01 руб., из федерального бюджета - в сумме 596800 руб.
29.05.2012 г. МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска заключило договор N 1 с ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" на выполнение работ по усилению строительных конструкций здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3" города Сорочинска Оренбургской области.
03 июля 2012 г. МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска заключило договор N 2 с ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ".
Согласно п.1.2. подрядчик обязуется выполнить следующую работу: облицовка наружных стен внутреннего двора профлистом здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ N 3", по адресу: г. Сорочинск, ул. К. Маркса, 185 А.
10 сентября 2012 г. МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска заключило договор N 5 с ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ".
Согласно п.1.1. заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по ремонту цеха приготовления пищи в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ N 3", по адресу: г. Сорочинск, ул. К. Маркса, 185 А.
10 сентября 2012 г. МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска заключило договор N 5 с ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ".
Согласно п.1.1. заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по ремонту цеха приготовления пищи в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ N 3", по адресу: г. Сорочинск, ул. К. Маркса, 185 А.
При заключении договоров с хозяйствующими субъектами публичные процедуры не проводились.
Приказом Оренбургского УФАС России N 90 от 30.04.2013 г. в отношении Администрации м/о г. Сорочинск Оренбургской области, отдела образования администрации м/о г. Сорочинск и МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска было возбуждено дело N 06-06-07/2013.
Определением о назначении дела N06-06-07/2013 от 30.04.2013 г. рассмотрение дела назначено на 27 мая 2013 г. на 10 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения дела представитель администрации м/о г. Сорочинск нарушение не признала, пояснила следующее.
Как следует из Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств является орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
На основании вышеизложенного считаем, что Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N3" города Сорочинска Оренбургской области - не является получателем бюджетных средств и не может выступать муниципальным заказчиком на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и соответственно не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ.
Представитель отдела образования администрации м/о г. Сорочинск нарушение не признала, пояснила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Частью 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ установлено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Закон о размещении заказов N 94-ФЗ применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) определен перечень государственных, муниципальных заказчиков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Автономные учреждения среди заказчиков, обязанных руководствоваться порядком размещения заказов, установленными Законом N 94-ФЗ, не упомянуты. Соответственно, требования законодательства о размещении государственного и муниципального заказа в отношении казенных и бюджетных учреждений установлены. На автономные учреждения они не распространяются.
МАОУ "СОШ N 3" не уполномочено органом местного самоуправления выполнять функции муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
С учетом вышеизложенного считаем, что автономное учреждение - МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" города Сорочинска Оренбургской области - не является получателем бюджетных средств и не может выступать муниципальным заказчиком на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и соответственно не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ.
Представитель МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска нарушение не признала, пояснила следующее.
Правовое положение МОАУ "СОШ N3" г. Сорочинска Оренбургской области определено Уставом, утвержденным приказом отдела образования администрации города Сорочинска N 287 от 21.06.2011 г.
Частью 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ установлено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Размещение заказов на закупки товаров, работ и услуг для собственных нужд автономных учреждений не подпадает под действие Федерального закона о размещении заказа, т.к. в соответствии со ст. 1.3,4 данного закона, он применяется лишь к правоотношениям, возникающим при размещении заказа государственными органами, органами местного самоуправления и т.д.
Денежные средства подрядчику школа перечисляла самостоятельно, после того как они были перечислены на счет школы финансовым отделом администрации м/о г. Сорочинск.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.
21.05.2012 г. между Министерством образования Оренбургской области и администрацией м/о г. Сорочинск заключено соглашение N 5 МАП о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов (городских округов) на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2012 г.
В соответствии с п. 2.1.2 Министерство в порядке межбюджетных отношений перечисляет Муниципалитету Субсидию для софинансирования расходов на проведение ремонтных работ в учреждениях общего образования при подготовке к новому учебному году в 2012 г. в сумме 7 365 100 руб. на софинансирование текущих и капитальных ремонтов, противоаварийных мероприятий объектов, указанных в приложении N1, при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования в сумме не менее 1 068 470 руб.
Согласно п. 2.2.3 Соглашения Муниципалитет в целях реализации указанного Соглашения обеспечивает своевременное размещение муниципальных заказов с Федеральным заказом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В приложении N 1 Соглашения объектом текущего и капитального ремонта выступает МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска.
В соответствии с Приказом от 21 декабря 2011 г. N 180н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" наименования, указанные в лицевом счете, обозначают следующее: ФКР - 0702: расходы на общее образование, ЭКР - 241: безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям, КЦСР - 436 15 00: проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
В материалах дела представлена выписка о состоянии лицевого счета отдела образования администрации м/о г. Сорочинск на 31.12.2012 г., согласно которой в 2012 г. на лицевой счет отдела образования администрации м/о г. Сорочинск была зачислена, а затем списана сумма в размере 7 365 100 руб.
Ранее 10.01.2012 г. между МОАУ "СОШ N 3" и отделом образования администрации м/о г. Сорочинск заключено соглашение N 23 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
Приложением N 1 установлен график передачи субсидий на иные цели МОАУ "СОШ N 3", согласно которого из областного бюджета за 2012 г. предусмотрено выделение субсидий в сумме 8160660, 50 руб., из городского бюджета - в сумме 1849928,01 руб., из федерального бюджета - в сумме 596800 руб.
В порядке предусмотренным данным соглашением МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска были перечислены и субсидии на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий.
11 мая 2012 г. наблюдательный Совет МОАУ "СОШ N3" г. Сорочинска, в состав которого входят: начальник отдела образования администрации м/о г. Сорочинск, начальник отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации м/о г. Сорочинск, глава муниципального образования г. Сорочинск и др., выбрал в качестве подрядчика ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ".
29.05.2012 г. МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска заключило договор N 1 с ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" на выполнение работ по усилению строительных конструкций здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3" города Сорочинска Оренбургской области.
Согласно п.1.2 подрядчик обязуется выполнить усиление строительных конструкций здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3" города Сорочинска Оренбургской области, по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. К. Маркса, 185 А в соответствии с техническим заданием.
В соответствии с п. 2.1. стоимость договора составляет 10 684 704 руб. Согласно п. 2.4 договора цена договора является твердой и не может изменяться в ходе исполнения договора. Дата начала работ: с момента заключения настоящего договора, дата окончания - до 20 августа 2012 г. (п. 3.1 договора). Перед началом выполнения работ Заказчик вносит Подрядчику предоплату в размере 40% от стоимости работ. (п.4.1 договора). Расчет за выполненные работы по Объекту производится по факту выполнения объемов работ в сумме 8 433 570 в течение 2012 г., окончательный расчет в сумме 2 251 134 руб. не позднее 31 мая 2013 г., после полного завершения строительно-ремонтных работ, включая устранение дефектов, на основании акта приемки Объекта в эксплуатацию, оформленного в установленном порядке (п. 4.4 договора).
Платежным поручением N 125 от 08.06.2013 г. ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" перечислено 2 946 040 руб. на основании счета N 28 от 04.06.2012 г.
Платежными поручениями N 197 от 22.06.2013 г., 345 от 12.07.2012 г. ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" перечислено 420 000 руб. и 300 000 руб. соответственно, на основании счета N 29 от 18.06.2012 г.
Платежным поручением N 499 от 09.08.2012 г., ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" перечислено 150 000 руб., на основании договора N 1 от 29.05.2012 г.
Платежными поручениями N 668 от 04.09.2013 г., N 705 от 06.09.2012 г. ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" перечислено 4 000 000 руб. и 419 060 руб. соответственно, на основании договора N 1 от 29.05.2012 г., счета N 52 от 30.08.2012 г.
Платежными поручениями N 276 от 27.11.2012 г., ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" перечислено 198 400 руб., на основании договора N 1 от 29.05.2012 г.
03 июля 2012 г. МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска заключило договор N 2 с ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ".
Согласно п.1.2. подрядчик обязуется выполнить следующую работу: облицовка наружных стен внутреннего двора профлистом здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ N 3", по адресу: г. Сорочинск, ул. К. Маркса, 185 А. Срок выполнения работ до 20.08.2012 г. (п.1.5 договора). На момент заключения договора стоимость работ составляет 500 000 руб. (п.2.1 договора).
Платежным поручением N 480 от 03.08.2012 г. ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" перечислено 150 000 руб., на основании договора N 2 от 03.07.2012 г., счет N 39 от 02.08.2012 г.
Платежным поручением N 275 от 27.11.2012 г. ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" перечислено 350 000 руб., на основании договора N 2 от 03.07.2012 г.
01 августа 2012 г. МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска заключило договор N 3 с ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ".
Согласно п.1.2. подрядчик обязуется выполнить следующую работу: ремонт столовой здания муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ N 3", по адресу: г. Сорочинск, ул. К. Маркса, 185 А. Срок выполнения работ до 20.08.2012 г. (п.1.5 договора). На момент заключения договора стоимость работ составляет 401 605 руб. (п.2.1 договора).
Платежными поручениями N 686 от 04.09.2012 г., N 809 от 28.09.2012 г., 554 от 20.08.2012 ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" перечислено 35 105 руб., 166 500 руб., 200 000 руб. на основании договора N 3 от 01.08.2012 г., счет N 54 от 01.08.2012 г.
10 сентября 2012 г. МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска заключило договор N 5 с ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ".
Согласно п.1.1. заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по ремонту цеха приготовления пищи в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения "СОШ N 3", по адресу: г. Сорочинск, ул. К. Маркса, 185 А. За выполненные работы, указанные в п. 1.1. договора Заказчик обязуется выплатить Подрядчику вознаграждение в размере 62 030 руб. (п.3.1 договора).
Платежными поручениями N 223 от 16.11.2012 г., N 251 от 21.11.2012 г., ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ" перечислено 37 495 руб., 24 535 руб. соответственно на основании договора N 5 от 10.09.2012 г., счет N 72 от 01.10.2012 г.
Акты выполненных работ по вышеуказанным договорам подписаны директором МОАУ "СОШ N 3" 18.06.2012 г., 09.08.2012 г., 14.08.2012 г., 20.08.2012 г., 30.08.2012 г., 01.10.2012 г.
В соответствии с распоряжением администрации м/о г. Сорочинск N 816-р от 10.08.2012 г. "О комиссии и порядке приемки результата выполнения работ по капитальному ремонту МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" г. Сорочинска Оренбургской области установлен порядок приемки результата выполнения работ, в соответствии с которым заказчик представляет приемочной комиссии по приемке результата выполнения работ документацию в соответствии с п. 4.17. СниП 3.01.04.-87. Приемка объекта в эксплуатацию осуществляется комиссией по приемке результата выполнения работ по капитальному ремонту МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска Оренбургской области и оформляется актом приемки законченного капитальным ремонтом объекта.
Согласно Приложению N 1 распоряжения администрации м/о г. Сорочинск N 816-р от 10.08.2012 г. в состав комиссии по приемке результата выполнения работ по капитальному ремонту МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска Оренбургской области входят: председатель комиссии - глава администрации м/о г. Сорочинск, заместитель председателя - главный специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Сорочинска, начальник отдела образования администрации г. Сорочинска, заместитель начальника отдела образования администрации г. Сорочинска, директор МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска.
10.08.2012 г. главой администрации м/о г. Сорочинск утвержден предварительный акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссией N 816-р.
Согласно данному акту в состав комиссии входили: глава м/о г. Сорочинск, начальник отдела образования администрации м/о г. Сорочинск, директор МОАУ "СОШ N 3".
Согласно п.1 акта застройщиком предъявлен к приемке в эксплуатацию здание МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска.
В соответствии с п.2 акта строительство осуществлено на основании соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов (городских округов) на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2012 г., заключенного между Министерством образования Оренбургской области и администрацией м/о г. Сорочинск от 21.05.2012 г. N 5 ПАМ.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 13).
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 31 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Правоотношения возникли по вопросу выполнения работ (ремонт здания школы) для муниципальных нужд, что регулируется ст.72 Бюджетного кодекса, согласно которой размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд
Частью 1 ст.54 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
В соответствии с ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Таким образом, ремонт здания школы был осуществлен без проведения торгов. Действий по размещению заказа в данной сфере Администрацией м/о г. Сорочинск, отделом образования администрации м/о г. Сорочинск не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказов. Вследствие чего хозяйствующие субъекты (помимо ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ") были лишены доступа на рынок по производству общестроительных работ в границах муниципального образования г. Сорочинск, поскольку для доступа на данный рынок необходимо соблюдение определенных процедур - участие в торгах; что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), в данном случае - осуществление общестроительных работ по ремонту здания школы, должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.
Согласованные действия администрации м/о г. Сорочинск, отдела образования администрации м/о г. Сорочинск и МОАУ "СОШ N 3" фактически были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по производству общестроительных работ в границах муниципального образования г. Сорочинск.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Устава м/о г. Сорочинск Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.
Соглашение от 21.05.2012 г. N 5 МАП о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов (городских округов) на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2012 г, заключенное между Министерством образования Оренбургской области и администрацией м/о г. Сорочинск со стороны администрации подписано главой администрации Мелентьевой Т.П.
В состав наблюдательного совета МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска входят представители администрации м/ о г. Сорочинск.
В состав комиссии по приемки результата выполнения работ по капитальному ремонту, входят представители администрации.
В соответствии с п. 1.2. Положения об отделе образования администрации м/о г. Сорочинск (утв. Решением Сорочинского городского Совета депутатов от 28.11.07г. N 6) отдел образования является функциональным органом администрации города Сорочинска, обладающий правами юридического лица.
Согласно п.3.6.4 Положения отдел образования контролирует сохранность и эффективное использование закрепленной за образовательными учреждениями муниципальной собственности, осуществляет за счет средств бюджета города капитальный и текущий ремонт, закрепленного за подведомственными учреждениями имущества (п. 3.6.5.).
Организует работу по подготовке учреждений образования к новому учебному году (п. 3.18).
Выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунального обслуживания, строительству и ремонту образовательных учреждений с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств (п. 3.23).
Участвует в составлении проекта бюджета города Сорочинска на очередной финансовый год по отрасли "Образование" осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнение заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. ( п. 3.24)
Является главным распорядителем средств бюджета города по отрасли "Образование" (п.3.25).
Соглашение N 23 от 10.01.2012 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели подписано начальником отдела образования администрации м/о г. Сорочинск.
В состав наблюдательного совета МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска, комиссии по приемки результата выполнения работ по капитальному ремонту входят представители отдела образования администрации м/ о г. Сорочинск.
Согласно п.1.6 Устава МОАУ СОШ N 3 учреждение является некоммерческой организацией, созданной для реализации услуг в сфере начального общего, среднего, полного (общего) образования.
В соответствии с п.2.2. Устава МОАУ СОШ N 3 предметом деятельности учреждения является:
-реализация образовательных программ начального, общего, среднего, основного общего, и среднего (полного) образования;
- реализация дополнительных образовательных программ при наличии соответствующей лицензии;
- организация отдыха детей в каникулярное время, в том числе в лагере с дневным пребыванием детей.
Соглашение N 23 от 10.01.2012 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели подписано директором МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска. Договоры подряда, заключенные с ООО "МОДУЛЬ-ВОЛГА-ДОН-УРАЛ", акты приемки выполненных работ подписаны директором МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска. В состав наблюдательного совета МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска, комиссии по приемки результата выполнения работ по капитальному ремонту входит директор МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска.
Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС признан доказанным факт нарушения администрацией м/о г. Сорочинск ч.1 ст. 15, п.4 ст. 16, отделом образования администрации м/о г. Сорочинск ч.1 ст. 15, п.4 ст. 16, МОАУ "СОШ N 3" п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно ст. 22 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Администрацию м/о г. Сорочинск Оренбургской области нарушившей ч.1 ст.15, п.4 ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации м/о г. Сорочинск Оренбургской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:
- довести до сведения сотрудников Администрации м/о г. Сорочинск Оренбургской области положения статей 15 и 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу N06-06-07/2013;
- не допускать отбора подрядчиков для осуществления капитального ремонта зданий школ, находящихся в муниципальной собственности в границах муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области в нарушение требований антимонопольного законодательства.
3. Признать отдел образования администрации м/о г. Сорочинск Оренбургской области нарушившим ч.1 ст.15, п.4 ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
4. Выдать отделу образования администрации м/о г. Сорочинск Оренбургской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:
- довести до сведения сотрудников отдела образования администрации м/о г. Сорочинск Оренбургской области положения статей 15 и 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу N06-06-07/2013;
- не допускать отбора подрядчиков для осуществления капитального ремонта зданий школ, находящихся в муниципальной собственности в границах муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области в нарушение требований антимонопольного законодательства.
5. Признать МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска нарушившим п.4 ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
6. Выдать МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, для чего:
- довести до сведения сотрудников МОАУ "СОШ N 3" г. Сорочинска положения ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу N06-06-07/2013.
7. Передать материалы дела N 06-06-07/2013 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствие с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 06-06-07/2013 (опубликовано 27 мая 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016