Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 28 мая 2013 г. N 20
Резолютивная часть решения оглашена "20" мая 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "28" мая 2013 г.
Комиссия Управления ФАС России по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в присутствии:
представителей Администрации МО г.Мурманск <> по доверенности от 30.04.2013 г. N 05-9/1347, <> по доверенности от 30.04.2013 г. N 05-08/1348,
представителя ОАО "Автоколонна 1118" <> по доверенности N 1 от 09.01.2013 г.,
рассмотрев дело N 20, возбуждённое по признакам нарушения Администрацией муниципального образования город Мурманск (адрес: 183006, г. Мурманск, пр.Ленина, д.75) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Мурманского УФАС России поступило письмо (NА26-02-23/51 от 23.01.2013 г.) Главного федерального инспектора в Мурманской области с просьбой рассмотреть обращение руководителей автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей, направленное в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, на предмет соответствия действий Администрации города Мурманска при проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения г. Мурманска.
Заявители указали, что 16.11.2012 г. на официальном сайте администрации г. Мурманска было опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории м.о. г. Мурманск. 17.12.2012 г. хозяйствующими субъектами, принявшими решение участвовать в конкурсе, были поданы соответствующие заявки. 26 декабря 2012 г. и.о. главы администрации г. Мурманска объявил об отмене конкурса, в связи с чем всем заявителям были возвращены конкурсные заявки. 28 декабря 2012 г. на сайте администрации г. Мурманска было размещено объявление о необходимости привлечения перевозчиков на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок. Заявки на временную работу подавались с нарушением очередности, кроме того, на момент начала рабочего дня администрации, отдельные хозяйствующие субъекты не присутствовали для подачи заявок, однако, как оказалось в последующем, именно с ними и были заключены договоры о транспортном обслуживании. Следует также отметить, что время подачи заявок не соответствовало времени работе администрации. Так, заявка ООО "АрктикЛайн" была зарегистрирована в 8 часов 21 минуту, тогда как их прием осуществлялся не ранее 8 часов 40 минут, кроме того, указанный хозяйствующий субъект был вторым в очереди, поэтому не мог представить заявку ранее 8 часов 40 минут.
По указанным в заявлении фактам, на основании приказа Мурманского УФАС России от 04.02.2013 г. в отношении администрации г. Мурманска была проведена проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при проведении конкурса на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования г. Мурманск и при привлечении перевозчиков на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования г. Мурманск, по результатам которого управлением был составлен акт N 2 от 25.02.2013 г. в заключении которого указано, что контрольным мероприятием установлены признаки нарушения администрацией г. Мурманска статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В материалах дела имеются следующие договоры о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, заключенных сроком на 1 год по результатам проведенных администрацией г. Мурманска в декабре 2011 года конкурсов на право заключения соответствующего вида договора:
1. с ООО "Арктик Лайн":
Договор N 1 от 28.12.2011 г. на работу по муршруту N 10 "Ул. Г. Рыбачьего - завод "Севморпуть";
Договор N 2 от 28.12.2011 г. на работу по маршруту N 16 "Ул. Фролова - завод "Севморпуть";
Договор N 5 от 28.12.2011 г. на работу по маршруту N 54 "Ул. Фролова - ул. Ленинградская";
2. с ООО "МТГ":
Договор N 2 от 10.01.2012 г. на работу по маршруту N 53 "Ул. Крупской - завод Севморпуть"
Договор N 3 от 28.12.2011 г. на работу по маршруту N 18 "Ул. Фадеев ручей - ул. С. Ковалева";
Договор N 4 от 28.12.2011 г. на работу по маршруту N 51 "Ул. Крупской - завод "Севморпуть";
Договор N 6 от 28.12.2011 г. на работу по маршруту N 71 "Нефтебаза - ул. Мира";
3. с ИП Мамедов:
Договор N 3 от 10.01.2012 г. на работу по маршруту N 55 "Ул. Фрунзе - пл. Нахимова";
Договор N 4 от 10.01.2012 г. на работу по маршруту N 57 "Ул. К. Орликовой - Металлобаза";
4. с ООО "Фаворит":
Договор N 5 от 10.01.2012 г. на работу по маршруту N 58 "Ул. К. Орликовой - ул. Гаджиева";
Договор N 8 от 10.01.2012 г. на работу по маршруту N 62 "Ул. С. Ковалева - завод "Севморпуть";
5. с ИП Махмудов:
Договор на работу по маршруту N 61 "Автопарк - завод "Севморпуть".
В связи с тем, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, решением Совета депутатов города Мурманска от 16.03.2010 N 17-219 было утверждено "Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Мурманск автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок" (далее по тексту Положение об организации транспортного обслуживания населения).
Из анализа норм (часть 3 статьи 3), закрепленных в Положении об организации транспортного обслуживания населения (в ред. решений Совета депутатов г. Мурманска от 05.06.2012 N 49-671) следует, что регулярные перевозки пассажиров и ручной клади общественным транспортом по маршрутам регулярных перевозок осуществляются перевозчиками на основании договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, заключенного между Организатором перевозок и перевозчиком по результатам конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок. Конкурс на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по муниципальным, в том числе социально значимым муниципальным маршрутам проводится Организатором перевозок в порядке, установленном настоящим Положением. Исключением из правил является заключение договора на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок на срок не более шести месяцев в установленных действующим законодательством и настоящим Положением случаях.
В связи с истечением срока действия вышеуказанных договоров Главой администрации г. Мурманска принято Постановление от 02.11.2012 г. N 2611 "О проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск N 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 71". Согласно пункту 2 указанного постановления, отделу организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска в срок до 29.12.2012 поручено обеспечение подготовки и проведение в установленном порядке конкурса на право заключения договора.
Постановлением главы администрации г. Мурманска от 14.11.2012 г. N 2682 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории г. Мурманска.
Из извещения о проведении конкурса вытекает, что заявки должны быть поданы участниками конкурса в срок до 10 часов 17 декабря 2012 года. Процедура вскрытия конвертов назначена на 10 часов 00 минут 17.12.2012 г., а подведение итогов конкурса - на 26.12.2012 г.
17 декабря 2012 года состоялась процедура вскрытия конвертов с конкурсными заявками участников конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования, о чем составлен конкурсной комиссией протокол N 6 от 17.12.2012 г., из пункта 8 которого следует, что всего для участия в конкурсе было предоставлено 37 конкурсных заявок от следующих хозяйствующих субъектов: ООО "Арктик Лайн", ОАО "Автоколонна 1118", ООО "Першерон", ООО "Фаворит", ИП Шибаев, ИП Федоров, ИП Шаранов, ИП Мамедов, ИМ Махмудов. В отдельных случаях, со стороны одного хозяйствующего субъекта подавались конкурсные заявки сразу на несколько лотов.
Из Протокола N 6 от 17.12.2012 г. и из письма прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска (Исх. N 7-2-1/2013 от 25.02.2013 г.) следует, что все конкурсные заявки соответствовали требованиям Конкурсной документации и Положению "Об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Мурманск автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок", утверждённому Решением Совета депутатов города Мурманска от 16.03.2010 г. N 17-219, (далее - Положение об организации транспортного обслуживания).
Поскольку из протокола вскрытия конвертов с конкурсными заявками участников конкурса следует, что по лотам N 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13 претендовало несколько заявок соискателей, то в соответствии со статьей 32 Положения об организации транспортного обслуживания населения, должна была проводиться процедура оценки и сопоставления конкурсных заявок участников конкурса, в соответствии с критериями и порядком оценки, утвержденными конкурсной документацией. То есть, конкурсной комиссией на следующем этапе, а именно 26 декабря 2012 года должен был быть проведен окончательный отбор перевозчиков и закончена сама процедура конкурса.
Однако, 24.12.2012 г., то есть за 2 дня до подведения итогов конкурса, прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска принесен протест на Постановление администрации г. Мурманска от 14.11.2012 г. N 2682 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории г. Мурманска".
Согласно пояснений Администрации МО г.Мурманск (письмо Администрации г.Мурманска исх. N 05-10-04/765 от 14.03.2013 г.), вынесение Прокурором Октябрьского административного округа города Мурманска протеста на Постановление Администрации города Мурманска от 14.11.2012 г. N 2682 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск NN 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63,71" вызвано тем, что данный правовой акт противоречит действующему законодательству по следующему основанию.
В Приложении N 1 к Конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск, утверждённой Постановлением администрации города Мурманска от 14.11.2012 г. N 2682, описание лотов для целей проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск не соответствует описанию муниципальных маршрутов, приведённому в Реестре муниципальных маршрутов города Мурманска, утверждённому Решением Совета депутатов города Мурманска от 05.03.2011 г. N 3406, а именно: отсутствует указание на то, что подвижной состав, необходимый для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, включённым в описание лотов, должен работать на маршруте в одну смену. Согласно Протеста Прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска отсутствие данного указания в конкурсной документации лишает описание лотов в указанной части правовой определённости и допускает возможности искажения условий осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, включённым в Реестр муниципальных маршрутов города Мурманска. В связи с чем предписано отменить постановление Администрации города Мурманска от 14.11.2012 г. N 2682 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск NN 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63,71".
По мнению Администрации города Мурманска отсутствие данного указания в конкурсной документации лишало описание лотов в указанной части правовой определенности и допускало возможность искажения условий осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, включенным в Реестр.
Администрация города Мурманска выполняя требования прокурора приняло Постановление N 3083 от 25.12.2012 г. "Об отмене постановления администрации города Мурманска от 14.11.2012 N 2682 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск NN 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 71", которым отменила конкурсную документацию.
Пунктами 2 и 3 указанного выше нормативного акта, администрация установила, что извещение о проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения, опубликованное в газете "Вечерний Мурманск", спецвыпуск N 67 от 16.11.2012, и размещенное на официальном сайте администрации города Мурманска (www.citymurmansk.ru) считается недействительным, а конкурсные заявки, поступившие в отдел организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска - неподанными. В связи с чем, конверты с конкурсными заявками всем соискателям, подавшим конкурсные заявки, были возвращены.
Таким образом, конкурсная процедура по отбору перевозчиков для осуществления транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск завершена не была.
Из вышеизложенного следует, что постановлением Администрации города Мурманска была отменена конкурсная документация, а не само постановление о проведении конкурса. Постановлением Администрации города Мурманска от 27.12.2012 г. N 3178 было внесено изменение в Постановление от 02.11.2012 г. N 2611 "О проведении конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск N 10, 16, 18, 21, 33, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 71" касающегося изменения срока проведения конкурса до 31.05.2013 г.
Отмена конкурсной документации, явилось основанием для Администрации города Мурманска возвратить соискателям вскрытые конкурсные заявки, разместить извещение о необходимости привлечения перевозчиков на условиях временной работы и в период с декабря 2012 года по январь 2013 года заключить договоры о транспортном обслуживании на условиях временной работы со следующими перевозчиками:
1. ООО "Арктик Лайн":
Договор N 1-вр на работу по маршруту N 54;
Договор N 2-вр от 29.12.2012 г. на работу по маршруту N 10;
Договор N 3-вр от 29.12.2012 г. на работу по маршруту N 51;
Договор N 4-вр от 29.12.2012 г. на работу по маршруту N 18;
Договор N 5-вр от 29.12.2012 г. на работу по маршруту N 53;
Договор N 15-вр от 21.01.2013 г. на работу по маршруту N 60;
2. ООО "Першерон":
Договор N 6-вр от 11.03.2013 г. на работу по маршруту N 55;
Договор N 7-вр от 20.01.2013 г. на работу по маршруту N 57;
Договор N 8-вр от 11.01.2013 г. на работу по маршруту N 62;
3. ИП Мамедов:
Договор N 9-вр от 20.01.2013 г. на работу по маршруту N 61;
4. ИП Перведенцев:
Договор N 10-вр от 20.01.2013 г. на работу по маршруту N 33;
5. ИП Махмудов:
Договор N 11-вр от 20.01.2013 на работу по маршруту N 59;
6. ИП Шаранов:
Договор N 12-вр от 29.12.2012 г. на работу по маршруту N 71;
7. ИП Федоров:
Договор N 13-вр от 01.01.2013 г. на работу по маршруту N 21;
8. ИП Шибаев:
Договор N 14-вр от 29.12.2012 г. на работу по маршруту N 16.
Часть 2 статьи 36 Положения об организации транспортного обслуживания населения, предоставляет право организатору перевозок заключать договор о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок на условиях временной работы без проведения конкурса только в определенных рассматриваемой статьей случаях.
Анализ представленных документов, позволил антимонопольному органу сделать вывод о том, что по состоянию на 25.12.2012 года перечисленных в нормативном акте случаев, предоставляющих право без проведения торгов организатору заключать соответствующие договоры - не было.
27 декабря 2012 года решением Совета депутатов города Мурманска N 57-775 статья 36 Положения об организации транспортного обслуживания населения была дополнена пунктом 5, согласно которого перевозчики могут быть привлечены на условиях временной работы в случае, если конкурс признан не состоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок на участие в данном конкурсе. Данный пункт вступил в силу с момента опубликования. Опубликован документ в официальном печатном издании - газете "Вечерний Мурманск" N 242 от 28.12.2012 г.
Указанное обстоятельство не может быть применено в качестве основания для заключения договора в соответствии со статьей 36 Положения об организации транспортного обслуживания населения, так как пункт 5 указанной статьи начал свое действие только 28.12.2012 года, то есть после начала конкурсных процедур.
Согласно пунктам 2 и 3 части 4 статьи 36 Положения об организации транспортного обслуживания населения для того чтобы привлечь перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на условиях временной работы со стороны перевозчиков в адрес Организатора должны быть направлены заявления на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок, при этом к заявлению должны быть приложены документы, указанные в объявлении. Договор о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок заключается с перевозчиком, который первым подал заявление с приложением требуемых документов.
28 декабря 2012 года на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет по адресу: http//www.citimurmansk.ru/ в подразделе "Отдел организации городских пассажирских перевозок" раздела "Структурные подразделения" размещено Объявление о необходимости привлечения перевозчиков на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования город Мурманск, подписанное временно исполняющим полномочия главы администрации города Мурманска А.Г.Лыженковым.
Согласно данного Объявления в связи с признанием конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск несостоявшимся по причине отсутствия конкурсных заявок на участие в конкурсе, администрация города Мурманска объявила о необходимости привлечения перевозчиков на условиях временной работы на следующих муниципальных маршрутах на территории муниципального образования город Мурманск:
- маршрут N 10 с 29.12.2012 г.,
- маршрут N 16 с 29.12.2012 г.,
- маршрут N 18 с 29.12.2012 г.,
- маршрут N 21 с 01.01.2013 г.,
- маршрут N 33 с 20.01.2013 г.,
- маршрут N 51 с 29.12.2012 г.,
- маршрут N 53 с 29.12.2012 г.,
- маршрут N 54 с 29.12.2012 г.,
- маршрут N 55 с 11.01.2013 г.,
- маршрут N 56 с 01.01.2013 г.,
- маршрут N 57 с 20.01.2013 г.,
- маршрут N 58 с 11.01.2013 г.,
- маршрут N 59 с 20.01.2013 г.,
- маршрут N 60 с 01.01.2013 г.,
- маршрут N 61 с 20.01.2013 г.,
- маршрут N 62 с 11.01.2013 г.,
- маршрут N 63 с 01.01.2013 г.,
- маршрут N 71 с 29.12.2012 г.
Из объяснений индивидуальных предпринимателей, данных помощнику прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска, следует, что извещение о необходимости привлечения перевозчика на условиях временной работы было размещено на сайте администрации г. Мурманска в сети Интернет по адресу www.citymurmansk.ru после 00 часов 00 минут 28 декабря 2012 года. С этого времени перевозчики, желающие подать соответствующие заявления, занимали очередь у здания администрации города Мурманска.
Из объяснения начальника отдела делопроизводства и документооборота администрации города Мурманска следует, что рабочий день в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка начинается с 09 часов 00 минут. Однако 28 декабря 2012 года по устному указанию исполняющего обязанности главы администрации г. Мурманска А.Г. Лыженкова канцелярия администрации начала прием документов от перевозчиков до 09 часов 00 минут. Приём заявок осуществлялся в порядке живой очереди.
Согласно выписке из программы "Дело" администрации г. Мурманска за 28.12.2012 г. и 29.12.2012 г. заявки подавались в следующей очередности:
N п/п |
Наименование хозяйствующего субъекта |
Дата и номер регистрации заявки |
1 |
ООО "Арктик Лайн" |
28.12.2012 г.: N 7992/05-29; N 7993/05-29; N 7994/05-29; N 7995/05-29; N 7996/05-29. |
2 |
ИП Мамедов |
28.12.2012 г.: N 7998/05-26; N 7999/05-26; N 8000/05-26. |
3 |
ИП Махмудов |
28.12.2012 г.: 8001/05-29; N 8002/05-29. |
4 |
ИП Шибаев |
28.12.2012 г.: N 8003/05-29; N 8004/05-29; N 8005/05-29. |
5 |
ИП Шаранов
|
28.12.2012 г.: N 8006/05-29; N 8007/05-29; N 8008/05-29. |
6 |
ООО "Фаворит" |
28.12.2012 г.: N 8009/05-29. |
|
ОАО "Автоколонна 1118" |
28.12.2012 г.: N 8010/05-29, N 8011/05-29; N 8012/05-29 |
7 |
ИП Шибаев |
28.12.2012 г. N 8017/05-29 |
8 |
ИП Федоров |
29.12.2012 г. N 8071/05-29 N 8072/05-29 |
9 |
ИП Шибаев |
29.12.2012 г. N 8074/05-29 |
Сотрудник канцелярии по просьбе перевозчиков на вторых экземплярах заявлений проставлял время приёма заявлений. При этом, на экземпляре заявления, остающемся в канцелярии администрации города Мурманска, время подачи отсутствует.
Так, на экземплярах индивидуальных предпринимателей Мамедова зафиксировано время приёма заявления 08 ч. 46 мин., Махмудова - 08 ч 55 мин., Перведенцева - 08 ч. 46 мин.
Однако, в Договорах о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы по маршрутам регулярных перевозок, заключённых Администрацией города Мурманска с вышеназванными перевозчиками, указано иное время подачи заявлений, а именно:
- в договоре от 29.12.2012 г. N 9-вр, заключённом с ИП Мамедовым, указано время подачи заявления - 08 ч 53 мин.,
- в договоре от 29.12.2012 г. N 10-вр, заключённом с ИП Перведенцевым, указано время подачи заявки - 09 ч. 00 мин.,
- в договоре от 29.12.2012 г. N 11-вр, заключённом с ИП Махмудовым, указано время подачи заявления - 09 ч 01 мин.
Согласно представленных Договоров о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы по маршрутам регулярных перевозок от 29.12.2012 г. N 1-вр, N 2-вр, N 3-вр, N 4-вр и N 5-вр, заключённых Администрацией города Мурманска с ООО "Арктик-Лайн", время подачи заявлений указано - 08 ч. 19 мин. - 08 ч.31 мин., в то время как установлено, что канцелярия Администрации города Мурманска приём заявлений начала 08 ч. 40 мин.
14 марта 2013 г. Администрацией г.Мурманска в адрес Мурманского УФАС представлены копии служебных записок начальника отдела информационно-технического обеспечения и защиты информации А.Н.Кузьмина о порядке регистрации документов в программе "Дело". Так, согласно указанных пояснений, при регистрации документа в программе "Дело" формируется регистрационно-контрольная карточка, которая содержит полный набор реквизитов, предусмотренных стандартами российского делопроизводства. При этом, в экранной форме и в формируемых отчётах время заведения данной карточки не отображается. Просмотр времени формирования карточки является дополнительной функцией программы и используется при подписании документов электронной подписью.
В Служебной записке от 29.12.2012 г. N 33-09/78 начальником отдела информационно-технического обеспечения и защиты информации <>указано, что 29 декабря 2012 года первому заместителю главы администрации города Мурманска А.Г.Лыженкову была представлена выписка из программы регистрации документов "Дело" о времени регистрации заявок перевозчиков на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения, поступивших 28 и 29 декабря 2012 года.
Договоры о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы по маршрутам регулярных перевозок, содержат указания на время приема заявок. Так, договор N 1-вр заключенный между администрацией города Мурманска и ООО "Арктик Лайн" содержит сведения о поступлении заявки в 8 часов 19 минут 28.12.2012 г. Договор N2-вр - о том, что заявка поступила в 8 часов 22 минуты, договор N 3-вр - о поступлении заявки в 8 часов 24 минуты, договор N 4-вр - в 8 часов 26 минут, договор N 5-вр - в 8 часов 31 минуту.
При этом, из объяснений перевозчиков, адресованных прокуратуре: ИП Мамедова, ИП Шибаева, ИП Махмудова, следует, что первый заместитель главы администрации города Мурманска Лыженков А.Г. разрешил работникам канцелярии начать прием документов от перевозчиков только в 8 часов 40 минут. Первым в канцелярию администрации города Мурманска заявку сдал ООО "Арктик Лайн", затем ИП Мамедов, ИП Махмудов, ИП Шибаев и другие.
Из объяснений перевозчиков следует, что заявление директора ООО "Першерон" на право заключения договора о транспортном обслуживании поданное 28.12.2012 г. не могло быть зарегистрировано канцелярией администрации г. Мурманска в 8 часов 41 минуту, так как представитель ООО "Першерон", в очереди на подачу заявки не присутствовал.
В материалах дела имеется заявление ООО "Першерон" на право заключения договора о транспортном обслуживании населения, зарегистрированное администрацией города Мурманска за N 7997/05-29 от 28.12.2012 года и штамп отдела организации городских пассажирских перевозок администрации г. Мурманска N 349/04-4.
Представители Администрации г.Мурманска на заседание Комиссии по рассмотрению дела N 20 представили электронную распечатку из программы "ДЕЛО", которая свидетельствует о порядке регистрации заявлений ООО "Арктик Лайн", ООО "Першерон" и ИП Мамедов с указанием времени заведения регистрационной карточки документа.
При этом, представленные распечатки регистрационных карточек также содержат указания на факт внесения в них изменений 28.12.2012 г., но уже в более позднее время, что свидетельствует о возможности изменений регистрационных карточек в любое время.
Согласно Объяснений директора ООО "Першерон" и и.о. начальника отдела организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска, данных в феврале 2013 г. помощнику прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска, директор ООО "Першерон" заявление на право заключения договора о транспортном обслуживании подал 28.12.2012 г. примерно в 8 ч. 40 мин. не в канцелярию Администрации города Мурманска, а лично исполняющему обязанности начальника отдела организации городских пассажирских перевозок администрации города Мурманска <> по адресу: г.Мурманск, ул. Профсоюзов, д.20. В свою очередь <> принял заявление директора ООО "Першерон" на право заключения договора о транспортном обслуживании по муниципальным маршрутам N 55, N 57 и N 62 передал лично в канцелярию Администрации города Мурманска.
29 декабря 2012 г. с ООО "Першерон" был заключёны Договора N 6-вр, N 7-вр и N 8-вр о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы по маршрутам регулярных перевозок N 55, N 57 и N 62, при этом в договорах указано время приёма заявления - 08 ч. 41 мин.
Тот факт, что <> являющийся сотрудником администрации г. Мурманска, лично принес заявку, а не отправил участника по адресу, указанному в извещении, а также сам факт заключения с таким хозяйствующим субъектом договора вне очередности, свидетельствует о явной заинтересованности органа местного самоуправления предоставить преимущество именно данному хозяйствующему субъекту.
Установлено, что на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 55 было подано 3 заявления: от ИП Мамедова, ИП Шаранова и ООО "Першерон". При этом, договор о транспортном обслуживании населения по маршруту N 55 был заключен именно с ООО "Першерон" (договор N 6-вр от 29.12.2012 г), как с первым подавшим заявление. Также установлено, что ранее пассажирские перевозки на указанном маршруте осуществлял ИП Мамедов согласно Договора N 3 от 10.01.2012 г. о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, действовавшего до 10.01.2013 г. Таким образом, указанными действиями администрации города Мурманска ИП Мамедов был устранён с рынка осуществления пассажирских перевозок по маршруту N 55.
Аналогичная ситуация прослеживается и при заключении договора о транспортном обслуживании населения по маршруту N 57 и по маршруту N62. Так, заявления на заключение договоров транспортного обслуживания населения на маршруте N57 были поданы четырьмя хоз. субъектами: ИП Шибаевым, ИП Шарановым, ИП Фёдоровым и ООО "Першерон", на маршруте N 62 поданы тремя хоз. субъектами: ИП Шарановым, ООО "Першерон" и ООО "Фаворит". Договоры о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы по муниципальным маршрутам N 57 и N 62 также заключены с ООО "Першерон" (договоры N 7-вр N 8-вр от 29.12.2012 г.). Ранее пассажирские перевозки на маршруте N 57 осуществлял ИП Мамедов согласно Договора N 4 от 10.01.2012 г. о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, действовавшего до 10.01.2013 г. Пассажирские перевозки на маршруте N 62 осуществлял ООО "Фаворит" согласно Договора N 8 от 10.01.2012 г. о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, действовавшего до 10.01.2013 г.
Таким образом, указанными действиями администрации города Мурманска ИП Мамедов был устранён с рынка осуществления пассажирских перевозок по маршруту N 57, а ООО "Фаворит" устранён с рынка осуществления пассажирских перевозок по маршруту N 62.
Все вышеуказанные факты свидетельствуют о заинтересованности Администрации города Мурманска в осуществлении пассажирских перевозок конкретным хозяйствующим субъектами - ООО "Першерон" на определённых муниципальных маршрутах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Поскольку оказывать услуги по перевозке населения на муниципальных маршрутах можно только либо по конкурсу, либо на условиях временных работ, с помощью согласованных действий администрация города Мурманска и ООО "Першерон" непосредственно ограничила доступ на товарный рынок для таких хозяйствующих субъектов как ИП Мамедов и ООО "Фаворит", ранее осуществлявших перевозки на рассматриваемых маршрутах.
Кроме того, согласно письма ООО "Фаворит" от 06.05.2013 г. N 25-1/13, представленного в адрес Мурманского УФАС, в настоящее время в результате заключения Администрацией г.Мурманска договора о транспортном обслуживании населения по муниципальному маршруту N 62 ООО "Фаворит" пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам в г.Мурманске не осуществляет.
Из Единого Реестра перевозчиков, размещённого на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет по адресу: http//www.citimurmansk.ru/, усматривается, что услуги по перевозке населения на муниципальных маршрутах оказывают 15 хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о сложившейся между предприятиями конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
Комиссия по рассмотрению дела N 20 о нарушении антимонопольного законодательства считает, что выбранный Администрацией города Мурманска способ отбора перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах путём заключения договоров о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок является антиконкурентным по следующим основаниям.
Договора о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы заключались с перевозчиками по принципу кто первым подал заявление на заключение договора.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела N 20 установлено, что Объявление Администрации города Мурманска от 28.12.2012 г. о необходимости привлечения перевозчиков на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования город Мурманск, содержит указание, что заявление на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы на указанных муниципальных маршрутах подаётся с приложением определённого перечня документов. При чём, данный перечень документов отличается от перечня документов, который был предусмотрен конкурсной документацией, утверждённой Постановлениями Администрации города Мурманска от 14.11.2012 г. N 2682 и от 03.12.2012 г. N 2831, и подаваемый для участия в конкурсе на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск, а именно: перечень документов, предоставляемых согласно Объявления был более расширен, нежели перечень документов, предоставляемый для участия в конкурсе.
Так, в частности, пунктом 6.1.2.8. Конкурсной документацией предусмотрено предоставление сведений и документов на водителей, которых предполагается участником Конкурса задействовать при оказании услуг по регулярным перевозкам пассажиров по маршруту, указанному в заявке. При этом, пункт 4 Объявления содержит условие предоставления сведений о квалификационном составе работников заявителя конкурса, которых планируется задействовать при оказании услуг по регулярным перевозкам пассажиров (должность, специальность, стаж работы, категории на право управления транспортными средствами, отсутствие медицинских противопоказаний или ограничений по управлению транспортным средством, информация о переподготовке и повышении квалификации).
Кроме того, пункт 6.1.2.17 Конкурсной документации содержит требование о предоставлении сведений и документов, подтверждающих возможность участника Конкурса обеспечить диспетчерское управление движением транспортных средств на маршруте. В то же время, пункт 7 Объявления указывает на необходимость предоставления сведений (документов) о порядке диспетчерского управления движением на маршруте, возможности обеспечить диспетчерское сопровождение, оперативном контроле за работой водителей на линии.
В ходе рассмотрения дела N 20 представители Администрации г.Мурманска по изложенным фактам пояснили, что требования о предоставлении документов, указанные в Объявлении, идентичны требованиям о предоставлении документов, указанным в Конкурсной документации. При этом, в ходе заседания Комиссии, представитель Администрации г.Мурманска пояснила, что при заключении указанных договоров Администрацией г.Мурманска не производилась оценка поданных с заявлением документов.
Комиссия по рассмотрению дела N 20 считает необоснованным истребование от перевозчиков предоставления иного пакета документов с заявлением, нежели тот, который был предусмотрен Конкурсной документацией. Данный факт можно рассматривать как выставление необоснованных требований со стороны Администрации г.Мурманска, что могло повлиять на выбор перевозчика в случае, если бы производилась оценка документов, поданных с заявлением.
Таким образом, Комиссия считает, что подобный отбор перевозчиков (кто первым подал заявку без оценки поданных документов) не обеспечивает конкуренцию на рынке оказания услуг транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах в границах города Мурманска. Результатом таких действий стало непосредственное устранение конкуренции на рынке услуг транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах в границах города Мурманска, которое должно быть обеспечено посредством реализации открытых, равных и публичных процедур.
Таким образом, поведение Администрации города Мурманска и ООО "Першерон", выразившееся в принятии заявки с нарушением порядка подачи заявлений на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы по маршрутам регулярных перевозок, свидетельствует о согласованности действий, которые повлекли за собой негативные последствия в виде устранения с рынка услуг пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Мурманске по муниципальному маршруту N 57 - ИП Мамедова и по муниципальному маршруту N 62 - ООО Фаворит".
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, пунктом 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Администрации муниципального образования город Мурманск (адрес: 183006, г. Мурманск, пр.Ленина, д.75) и ООО "Першерон" (183036, г. Мурманск, ул. Г.Седова, д.18, офис 64) факт нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЫЗ "О защите конкуренции", выразившийся в соверешнии согласованных действий при привлечении перевозчиков на условиях временной работы на маршрутах регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск, что привело к ограничению доступа на товарный рынок услуг пассажирских перевозок.
2. Администрации муниципального образования город Мурманск (адрес: 183006, г. Мурманск, пр.Ленина, д.75) выдавать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: в течение 2013 года представлять в адрес Мурманского УФАС информацию о проведённых конкурсах на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск.
3. Передать материалы дела N 20 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 20
28 мая 2013 г. г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), руководствуясь сватьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 28 мая 2013 г. по делу N 20 о нарушения Администрацией муниципального образования город Мурманск (адрес: 183006, г. Мурманск, пр.Ленина, д.75) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации муниципального образования город Мурманск (адрес: 183006, г. Мурманск, пр.Ленина, д.75) совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: в течение 2013 года представлять в адрес Мурманского УФАС информацию о проведённых конкурсах на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования город Мурманск.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 28 мая 2013 г. N 20
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016