Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 06-05-14/2013 (опубликовано 28 мая 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <_>
Членов Комиссии: <_>
в присутствии представителя ответчика - Администрации м/о г.Оренбург - <_> (доверенность <_>),
в присутствии представителя заинтересованного лица - Оренбургского городского Совета <_> (доверенность <_>),
в отсутствии представителя заинтересованного лица Муниципальное казенное предприятие "Общепит" муниципального образования г.Оренбург (надлежаще уведомлен 14.05.2013 г.),
рассмотрев дело N 06-05-14/2013 по признакам нарушения Администрацией м/о г. Оренбург ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем принятия муниципального правового акта - Постановления Администрации г.Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. "Об утверждении порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания", установила:
В Оренбургское УФАС России обратилась прокуратура г. Оренбурга Оренбургской области (исх. N 7-11-2013 от 19.02.2013 г.) о проведении проверки Оренбургским УФАС России на соответствие требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Постановления Администрации г. Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. "Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания".
В ходе анализа указанного постановления N 708-п от 12 апреля 2012 г. "Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания" установлено, что пунктом 1 Постановления Администрации г. Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. утвержден Порядок предоставления муниципальному казенному предприятию общественного питания.
Анализ Постановления Администрации г. Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. "Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания" свидетельствует о том, что данные нормы устанавливают не категории, а конкретного получателя субсидии из бюджета м/о г. Оренбург - муниципальное казенное предприятие общественного питания. На территории м/о г.Оренбург (по сведениям прокуратуры) МКП "Общепит" является единственным муниципальным казенным предприятием общественного питания, оказывающее услуги населению в сфере общественного питания на территории города, которое получает преимущество для осуществления деятельности.
В связи с изложенным, в Постановлении Администрации г.Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. "Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания" усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившиеся в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту муниципальному казенному предприятию общественного питания МКП "Общепит" м/о г.Оренбург.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Приказом Оренбургского УФАС России N 39 от 20.03.2013 г. возбуждено дело N 06-05-14/2013. Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. N 2081 от 20.03.2013 г.) рассмотрение дела N 06-05-14/2013 назначено на 08 апреля 2013 г. на 15 ч. 00 мин. Определением N 06-05-14/2013 (исх.N2881 от 08.04.2013 г.) рассмотрение дела отложено на основании п.2 ч.1 ст.47 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", назначено на 14.05.2013 г. на 14 ч.30 мин.
В ходе рассмотрения дела представитель администрации м/о г. Оренбург нарушение не признала, пояснила следующее.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 10 Устава города Оренбурга, принятого постановлением Оренбургского городского Совета от 27.04.2006 N 44 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Оренбурга обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" казенное предприя-тие может быть создано, в том числе, в случае если преобладающая или значитель-ная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг пред-назначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Фе-дерации или муниципального образования.
Основной целью создания Муниципального казенного предприятия "Обще-пит" муниципального образования "город Оренбург" (далее - МКП) является ока-зание услуг по организации и обслуживанию приемов, торжественных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления (пункт 2.1 Устава).
Таким образом, МКП создано в пределах полномочий предоставленных орга-нам местного самоуправления федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами.
В силу ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Решениями Оренбургского городского Совета в бюджете города Орен-бурга на соответствующий финансовый год и плановый периоды от 27.12.2011 N 309 (п. 1.17 приложение N 6 к решению Оренбургского городского Совета) и от 25.12.2012 N 555 (п. 1.16 приложение N 6 к решению Оренбургского городского Совета) предусмотрена субсидия муниципальному казенному предприятию.
Таким образом, Постановление Администрации г. Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. "Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания" принято админи-страцией города Оренбурга в пределах компетенции органа местного самоуправле-ния, определенной бюджетным законодательством, в том числе с учетом принципа самостоятельности бюджета (ст. 31 БК РФ), который предусматривает право орга-нов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Порядок предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания содержит все требования, изложенные ч. 3 ст.18 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В качестве категории отбора юридического лица, которому предоставля-ется субсидия, определена организационно - правовая форма.
Какие конкретно категории и критерии отбора должны быть отражены в пра-вовом акте законодатель не указывает, следовательно, это право разработчика дан-ного акта.
Учитывая, что субсидии, предоставляемые МКП из бюджета города Оренбур-га, выделялись на основании федерального законодательства (Бюджетный кодекс Российской Федерации), денежные средства в соответствии со статьей 128 Граждан-ского кодекса Российской Федерации являются объектом гражданских прав, со стороны администрации города Оренбурга нарушения антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 15 Федерального закона) отсутствуют.
Представитель Оренбургского городского Совета пояснил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывается, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 части 1 статьи 27 Устава города Оренбурга утверждение бюджета города и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции Оренбургского городского Совета.
На основании вышеназванных норм федерального законодательства и муниципального права были приняты решения Оренбургского городского Совета от 27.12.2011 N 309 "О бюджете города Оренбурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и от 25.12.2012 N 555 "О бюджете города Оренбурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
В соответствии со статьей 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
К бюджетным ассигнованиям согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные субсидии предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии с данной нормой Бюджетного кодекса Российской Федерации в пункте 1 ст.17.1 приложения 6 к решению Оренбургского городского Совета от 27.12.2011 N 309 и пункте 1.16.1 приложения 6 к решению Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 N 555 были предусмотрены субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
По аналогии со статьей 7 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и статьей 7 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", статьей 20 Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и статьей 19 Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", в пункте 19 решения Оренбургского городского Совета от 27.12.2011 N 309 и пункте 21 решения Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 N 555 установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в порядке, установленном администрацией города Оренбурга
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Положения о правовых актах Оренбургского городского Совета, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 23.04.2007 N 243, все проекты решений Совета за 20 дней до очередного заседания Совета направляются аппаратом Главы города и городского Совета в прокуратуру города Оренбурга, в том числе для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с нормами Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Проекты решений Оренбургского городского Совета "О бюджете города Оренбурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и "О бюджете города Оренбурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в установленном порядке направлялись аппаратом Главы города и городского Совета в прокуратуру города Оренбурга.
Протестов прокуратуры города Оренбурга по указанным проектам решений в Оренбургский городской Совет не поступало.
Более того, согласно выписке из протокола двадцать первого (очередного) заседания Оренбургского городского Совета по вопросу N 2 повестки заседания "О бюджете города Оренбурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" нарушений законодательства нет и у прокуратуры города Оренбурга замечаний к бюджету города Оренбурга не имеется.
Кроме того, в соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса РФ решение о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года. Финансовый год, согласно статье 12 Бюджетного кодекса РФ, соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, срок действия решения Оренбургского городского Совета от 23.04.2007 г. N 309 "О бюджете города Оренбурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" истек 31.12.2012.
Представитель муниципального казенного предприятия "Общепит" м/о г.Оренбург пояснил следующее.
За оказание услуг для получения субсидии на возмещение недополученных доходов от оказания услуг по проведению городских мероприятий МКП "Общепит" м/о г. Оренбург представляет в комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г.Оренбурга заявку с приложением документов, подтверждающих расходы на проведение мероприятия.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения Представителей сторон, Комиссия пришла к следующему.
Пунктом 1 Постановления Администрации г.Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. утвержден Порядок предоставления муниципальному казенному предприятию общественного питания.
Согласно п.1 настоящего Порядка Порядок определяет механизм предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию (далее Предприятие), оказывающему услуги населению в сфере общественного питания на территории города Оренбурга.
Согласно п.2 Субсидии предоставляются Предприятию в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных сводной бюджетной росписью на соответствующий финансовый год и плановый период администрации г.Оренбурга в целях возмещения: недополученных доходов от оказания услуг по проведению городских мероприятий (в части организации питания, буфетного обслуживания брифингов и совещаний);
- затрат на приобретение основных средств.
Согласно п.3 право на получение субсидий имеет муниципальное казенное предприятие, отвечающее следующим требованиям:
1) Оказывает услуги населению в сфере общественного питания района на территории г.Оренбурга;
2) Имеет утвержденный план (программу финансово-хозяйственной деятельности предприятия на соответствующий финансовый год;
3) Имеет утвержденную смету доходов и расходов предприятия на соответствующий финансовый год.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - производители) относятся к бюджетным ассигнованиям.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии, предоставляемые производителям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п.3 ч.2, ч.3 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пункте 1.17.1 приложения 6 решению Оренбургского городского Совета от 27.12.2011 г. N 309 и пункте 1.16.1 приложения 6 к решению Оренбургского городского совета от 25 декабря 2012 г. N 555 были предусмотрены субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Субсидии муниципальному казенному предприятию общественного питания предусмотрены п.1.17 приложения 6 решению Оренбургского городского Совета от 27.12.2011 г. N 309 и пункте 1.16 приложения 6 к решению Оренбургского городского совета от 25 декабря 2012 г. N 555.
Пунктом 1 Порядка предоставления субсидии муниципальному казенному предприятию общественного питания (утв. Постановлением от 12 апреля 2012 г. N 708-п) (далее Порядок) в качестве категории отбора определена организационно-правовая форма - муниципальное казенное предприятие, оказывающее услуги населению в сфере общественного питания на территории города Оренбурга.
Пунктом 2 Порядка предусмотрены цели предоставления субсидии -возмещение недополученных доходов от оказания услуг по проведению городских мероприятий (в части организации питания, буфетного обслуживания брифингов и совещаний); затрат на приобретение основных средств.
Пунктом 3 Порядка определены условия, согласно которым право на получение субсидии имеет муниципальное казенное предприятие, отвечающее следующим требованиям:
1) оказывает услуги населению в сфере общественного питания на территории г.Оренбурга
2) имеет утвержденный план (программу) финансово-хозяйственной деятельности предприятия на соответствующий финансовый год;
3) имеет утвержденную смету доходов и расходов предприятия на соответствующий финансовый год.
Пунктами 4-11 Порядка установлен порядок предоставления субсидии.
Порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, предусмотрен п.13-14 Порядка.
В Постановлении Администрации г.Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. "Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания" не указано конкретное наименование юридического лица, а установлена только категория юридических лиц- организационно-правовая форма-муниципальное казенное предприятие, оказывающее услуги населению в сфере общественного питания на территории г.Оренбурга, что не противоречит требованиям ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Постановление Администрации г.Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. "Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания" принято в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
С учетом изложенного, признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Администрации м/о г.Оренбург, выразившиеся в принятии муниципального правового акта - Постановления Администрации г.Оренбурга N 708-п от 12 апреля 2012 г. "Об утверждении порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания" не нашли своего подтверждения.
Согласно ч. 2. ст.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно ст. 22 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, п.2 ч.1 ст.48, ст.49 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Дело N 06-05-14/2013 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 06-05-14/2013 (опубликовано 28 мая 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016