Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 16-ФАС22-АМ/04-13 (опубликовано 31 мая 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<_>
Члены Комиссии:
<_> рассмотрев дело N 16-ФАС22-АМ/04-13 по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителей:
от заявителя - Э (паспорт).
от ответчика - представитель ОАО "МРСК Сибири" - Б - (доверенность N126Н/17 от 03.07.2012 г.), установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило письменное обращение Э. о нарушении ОАО "МРСК "Сибири" антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям Общества.
Приказом антимонопольного органа от 17.04.2013 г. N162 возбуждено дело N16-ФАС22-АМ/04-13 в отношении ОАО "МРСК "Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" Алтайэнерго" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 17.04.2013 г. дело N16-ФАС22-АМ/04-13 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 16 мая 2013 г.
В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю Э. поддержала доводы, изложенные в обращении, и пояснила, что 27.08.2013 г. были подписаны с ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" "Алтайэнерго" договоры NN 20.22.2998.12, 20.22.2999.12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества электроустановок строительных площадок жилых домов, расположенных по адресам: ул.Отечественная, <_> п.Бельмесево, г.Барнаул, Алтайский край.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 27.02.2013 г., в связи, с чем в адрес Общества было направлено письмо об указании сроков выполнения работ по технологическому присоединению. Из ответа ОАО "МРСК Сибири" от 09.04.2013 г. следует, что Обществом ведутся работы по согласованию "коридоров" под строительство ВЛ-0,4 кВ на территории п.Бельмесево с муниципалитетом и ООО "Аппарель". После согласования будут проведены необходимые мероприятия капитального характера для технологического присоединения электроустановок жилых домов, находящихся по адресам: ул.Отечественная, 72, 74 п.Бельмесево, г.Барнаул, Алтайский край.
Представитель филиала ОАО "МРСК Сибири" Алтайэнерго" в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю не согласился с доводами заявителя и пояснил, что для возможности присоединения объекта заявителя необходимо строительство ЛЭП-0,4 кВ от существующих сетей 0,4 кВ ОАО "МРСК Сибири" по территории п.Бельмесево, либо согласование присоединения к существующим сетям 0,4 кВ расположенным в непосредственной близости к земельному участку Заявителя принадлежащим ООО "Предприятие Аппарель".
В связи с этим, филиалом ОАО "МРСК Сибири" Алтайэнерго" было направлено письмо в адрес ООО "Предприятие Аппарель" с просьбой согласовать присоединение объекта заявителя к существующим сетям, на что получен отрицательный ответ, а также письмо в Центральную сельскую администрацию Центрального района г.Барнаула о выделении коридора для проектирования и дальнейшего строительства ЛЭП-0,4 кВ до границы земельных участков Э. и также получен отрицательный ответ. Таким образом, исполнение обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 27.08.2013 г. NN 20.22.2998.12, 20.22.2999.12 со стороны филиала ОАО "МРСК Сибири" Алтайэнерго" не представляется возможным.
Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, между ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" "Алтайэнерго" и Э. заключены договоры NN 20.22.2998.12, 20.22.2999.12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества электроустановок строительных площадок жилых домов, расположенных по адресам: ул.Отечественная, 72, 74 п.Бельмесево, г.Барнаул, Алтайский край.
Технические условия от 27.08.2013 NN 20.22.2998.12, 20.22.2999.12 определяют мероприятия, осуществляемые сетевой организацией - в частности это - реконструкция КТП-18-3-29 в части дополнительного автоматического выключателя в РУ-0,4 кВ, характеристики автоматического выключателя определить проектом; организация дополнительного фидера путем строительства ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ КТП-18-3-29 до границы земельного участка Заявителя (ориентировочно 450; 500 метров), характеристики и протяженность ЛЭП-10кВ определить проектом.
В соответствии с п. 5 договоров NN 20.22.2998.12, 20.22.2999.12 об осуществлении технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с момента вступления настоящего договора в силу, то есть до 27.02.2013 г.
В связи с тем, что в течение 6 месяцев после заключения договоров NN 20.22.2998.12, 20.22.2999.12 никаких действий по исполнению условий договора со стороны Общества не последовало, заявителем в адрес Общества было направлено письмо об указании сроков выполнения работ по технологическому присоединению.
Согласно ответу от 09.04.2013 N 1.1/16.3/2597 филиала ОАО "МРСК Сибири" Алтайэнерго", направленного Э. следует, что в данный момент Обществом ведутся работы по согласованию выделения "коридоров" под строительство ВЛ-0,4Вк на территории п.Бельмесево с муниципалитетом и ООО "Аппарель". После согласования будут проведены необходимые мероприятия капитального характера для технологического присоединения электроустановок жилых домов, находящихся по адресам: ул.Отечественная, <_> п.Бельмесево, г.Барнаул, Алтайский край.
Из представленных сетевой компанией документов и пояснений по вопросу неисполнения договора об осуществлении технологического присоединения в установленный пунктом 5 договоровNN 20.22.2998.12, 20.22.2999.12 срок усматривается следующее.
Так в письме от 13.04.2013 N1.1/25.1/3443, направленном в Алтайское краевое УФАС России филиалом ОАО "МРСК Сибири" Алтайэнерго" указано, что для создания возможности присоединения объекта заявителя необходимо строительство ЛЭП-0,4 кВ от существующих сетей 0,4 кВ ОАО "МРСК Сибири" по территории п.Бельмесево, либо согласование присоединения к существующим сетям 0,4 кВ расположенным в непосредственной близости к земельным участкам Э., принадлежащим ООО "Предприятие Аппарель".
В связи с этим, в адрес ООО "Предприятие Аппарель" было направлено письмо для согласования присоединения объекта заявителя к существующим сетям, а также письмо в Центральную сельскую администрацию Центрального района г.Барнаула о выделении коридора для проектирования и дальнейшего строительства ЛЭП-0,4 кВ до границы земельных участков Э на что получен отрицательный ответ.
В качестве доказательства данного обстоятельства, представителем филиала ОАО "МРСК Сибири" Алтайэнерго", в заседание Комиссии представлены копии писем, которые были направлены в адрес ООО "Предприятие Аппарель" и Центральную сельскую администрацию Центрального района г.Барнаула для согласования присоединения объекта заявителя.
Письма для согласования присоединения объекта заявителя в адрес ООО "Предприятие Аппарель" и Центральную сельскую администрацию Центрального района г.Барнаула были направленны по истечении срока, в который должны были быть исполнены обязательства сетевой организаций до границ участков Э., на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, то есть после 27.02.2013 г.
Следовательно, доказательств наличия у Общества объективных причин неисполнения до 27 февраля 2013 г. мероприятий, предусмотренных договором и техническими условиями, Общество не представило и в материалах дела не имеется.
Таким образом, Общество бездействовало, не выполняя мероприятия по технологическому присоединению без объективных на то причин.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.
"Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил технологического присоединения).
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1 - 14 и 34 названных Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 данных Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с п/п а(2) п.25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Следовательно, вопрос об урегулировании отношений с третьими лицами при технологическом присоединении при любых обстоятельствах возложен на Общество, как сетевую организацию и ссылка филиала ОАО "МРСК Сибири" -Алтайэнерго" на отсутствие возможности строительства линий электропередач до границ земельных участков Э. для технологического присоединения его энергопринимающего устройства к электрическим сетям, в связи с наличием на территории п.Бельмесево электрических сетей других лиц, не состоятельна.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Э. в п.5 договоров NN 20.22.2998.12, 20.22.2999.12 определен в соответствии с действующим законодательством и обязателен для исполнения сетевой организацией.
В данном случае ОАО "МРСК Сибири" нарушен установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения и условиями договоров NN 20.22.2998.12, 20.22.2999.12 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
При таких обстоятельствах Комиссия полагает, что факты ущемления интересов Э. ввиду длительного бездействия занимающего доминирующее положение Общества в осуществлении необходимых мероприятий по технологическому присоединению и неисполнения сетевой организацией в установленный срок технологического присоединения объектов заявителя нашли свое подтверждение.
Рассматриваемое бездействие Общества является злоупотреблением им своим доминирующим положением, поскольку в отсутствие конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологического присоединения к своим электрическим сетям Общество может безнаказанно в нарушение законодательства РФ, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости ущемлять интересы потребителей своих услуг без опасения лишиться клиентов, не имеющих возможности сменить поставщика услуги по технологическому присоединению, может не исполнять условия заключенных им договоров технологического присоединения, оплаченных потребителями в полном размере, и не нести при этом экономических санкций за неисполнение договорных обязательств, как это наблюдается во взаимоотношениях с гражданкой Э.
Приказом ФСТ России от 28.05.2008 N179-э ОАО "МРСК Сибири" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (регистрационный номер 24.1.58 раздел I Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе).
На основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Следовательно, на ОАО "МРСК Сибири" распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции
Таким образом, действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок строительных площадок жилых домов по ул.Отечественная, 72,74,п.Бельмесево, г.Барнаул, противоречат пункту 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,ущемляют интересы Э. и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок строительных площадок жилых домов по ул.Отечественная, <_>п.Бельмесево, г.Барнаул, противоречащими пункту 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, ущемляющими интересы Э. и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "МРСК Сибири" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: осуществить мероприятия по технологическому присоединению строительных площадок жилых домов по ул.Отечественная, <_>п.Бельмесево, г.Барнаул.
ПРЕДПИСАНИЕ N16-ФАС22-АМ/04-13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<_>
Члены Комиссии:
<_> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 24.05.2013 г. (резолютивная часть решения оглашена 16.05.2013 г.) по делу N16-ФАС 22-АМ /04-13 о нарушении ОАО "МРСК "Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ОАО "МРСК Сибири" в срок до 20 июня 2013 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок строительных площадок жилых домов по ул.Отечественная, <_> п.Бельмесево, г.Барнаул, противоречащее пункту 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, ущемляющее интересы Э. и нарушающее часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
ОАО "МРСК Сибири" осуществить мероприятия по технологическому присоединению строительных площадок жилых домов по ул.Отечественная, <_>п.Бельмесево, г.Барнаул.
О выполнении предписания письменно сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 16-ФАС22-АМ/04-13 (опубликовано 31 мая 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016