Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 31 мая 2013 г. N 419-ФАС52-10/13
Резолютивная часть решения оглашена: 27 мая 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено: 31 мая 2013 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
|
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
|
- |
начальник отдела контроля органов государственной власти; |
|
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
рассмотрев дело N 419-ФАС52-10/13 в открытом заседании с объявлением резолютивной части решения в отношении Правительства Нижегородской области (603082, г.Нижний Новгород, Кремль, корпус 1) и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (ул.М.Ямская, д.78, г.Н.Новгород, 603022) (далее - министерство) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей: установила:
В Нижегородское УФАС России поступило обращение прокуратуры Нижегородской области с требованием провести внеплановую проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении ООО "НФСО" земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:100 министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
По итогам рассмотрения обращения выявлено следующее.
Решением инвестиционного совета при Губернаторе области от 06.08.2009 N4396-89-3248 признано возможным предоставление ООО "НФСО" в аренду земельного участка ориентировочной площадью 85 000 кв.м, расположенного в границах улиц Ванеева, Адмирала Васюнина, генерала Ивлиева, Богородского, для строительства многофункционального торгово-административного и спортивно-развлекательного комплекса, с предварительным согласованием места размещения объекта. Решением инвестиционного совета при Губернаторе области от 04.12.2009 N4396-95-3491 процедура предоставления указанного земельного участка изменена на предоставление без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов.
30.01.2010 года в газете "Нижегородская правда" опубликовано информационное сообщение о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:100 площадью 84 585 кв.м, расположенного в границах улиц Ванеева, генерала Ивлиева, Богородского г.Н.Новгорода.
01.02.2010 года в министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области поступила заявка на предоставление данного земельного участка от ООО "НФСО".
10.02.2010 года Правительством Нижегородской области издано Распоряжение N146-р о предоставлении ООО "НФСО" в аренду сроком до 01.02.2017 года земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:100 для строительства многофункционального торгово-административного и спортивно-развлекательного комплекса.
На основании Распоряжения от 10.02.2010 N146-р между министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и ООО "НФСО" 26.02.2010 заключен договор N18-2096с аренды земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:100. Согласно пункту 2.1 договора N18-2096с срок окончания аренды 01.02.2017 года.
По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 30 апреля 2013 года в отношении Правительства Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области возбуждено дело N 419-ФАС52-10/13.
Определением N СС-10/2720 от 06.05.2013 дело назначено к рассмотрению на 27 мая 2013 года в 1400.
Вместе с тем, вышеуказанным определением ООО "НФСО" привлечено к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица.
До рассмотрения дела по существу министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области представило в Нижегородское УФАС России (вх. от 23.05.2013 N2798) письменные объяснения, в которых сообщает, что согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Данной нормой также срок заблаговременной публикации сообщения не определен. Вместе с тем, при отсутствии прямо урегулированного в законодательстве срока такого опубликования, учитывая сложившуюся в Правительстве области, в министерстве практику, предшествующую предоставлению данного земельного участка и используемую в дальнейшем до внесения соответствующих изменений в Порядок постановлением Правительства области от 09.06.2011 N 443, при предоставлении земельных участков в соответствии со статьями 30, 34 ЗК РФ через публикацию применялся 10-дневный срок. То есть органы государственной власти применили не предусмотренное законодательством, не противоречащие положениям законодательства сложившееся в данной сфере правило поведения - обычай делового оборота (статья 5 ГК РФ).
Рассмотрение дела по существу состоялось 27 мая 2013 года.
На рассмотрение дела прибыли представители ответчика, которым председатель Комиссии разъяснил, что лица, участвующие в деле имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
Нижегородское УФАС России осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных частью 23 Федерального закона "О защите конкуренции" и Положением о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности Нижегородской области установлен Земельным Кодексом РФ, Законом Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (далее - Постановление Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46).
Согласно части 1 статьи 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 3 части 4 статьи 30 ЗК РФ установлено, что передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пункту 2.2.9 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 предоставление земельных участков в аренду без предварительного согласования места размещения объекта без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения (30 календарных дней) о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из требований, установленных пунктом 2.2.9 Постановления Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46, заблаговременной публикацией сообщения является 30 календарных дней.
Соответственно, на основании установленных Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 сроков заблаговременной публикацией сообщения (30 календарных дней) Нижегородское УФАС России усмотрело в действиях Правительства Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из материалов дела N 419-ФАС52-10/13, Распоряжение Правительства Нижегородской области N 146-р о предоставлении ООО "НФСО" земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:100 издано 10.02.2010 года. В последующем министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области заключило договор от 26.02.2010 N18-2096с с ООО "НФСО".
Однако, как установлено, пункт 2.2.9 согласно изменениям внесен в Постановление Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 - 09 июня 2011 года (Постановление Правительства Нижегородской области от 09.06.2011 N 443 "О внесении изменений в Постановление Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 года N 46").
Следовательно, на момент издания Распоряжения Правительством Нижегородской области от 10.02.2010 N 146-р о предоставлении ООО "НФСО" земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070248:100 содержание данного пункта отсутствовало.
Частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции установлено: Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Изучив материалы дела, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Производство по делу N 419-ФАС52-10/13 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31 мая 2013 г. N 419-ФАС52-10/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016