Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 70-ФАС22-Р/05-13 (опубликовано 7 июня 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<_>
члены Комиссии:
<_><_>
рассмотрев дело N70-ФАС22-Р/05-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения ООО "Центр Передовых Технологий "Вита Ли - Тула" в эфире канала "Радио России" (ГТРК "Алтай") рекламы препарата "Витальгар", с признаками нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствии:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ООО "Центр Передовых Технологий "Вита Ли - Тула",
-заявителя, установила:
Представитель ООО "Центр Передовых Технологий "Вита Ли - Тула" на рассмотрение дела не явился (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом).
31 мая 2013 г. от генерального директора ООО "Центр Передовых Технологий "Вита Ли - Тула" <_> поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "Центр Передовых Технологий "Вита Ли - Тула" (вхд. N4274 от 31.05.2013 г.).
В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление жителя города Барнаула, направленное в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю руководителем Региональной общественной приемной Председателя Партии "Единая России" Д.А. Медведева в Алтайском крае <_> о распространении в эфире радиоканала "Радио России" рекламы препарата "Витальгар", с признаками нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно письменным пояснениям, представленным генеральным директором ООО "Центр Передовых Технологий "Вита Ли - Тула" <_> в рекламе препарата "Витальгар", размещенной 06 марта 2013 года в эфире радиоканала "Радио России" (ГТРК "Алтай"), подчеркивается, что рекламируемый товар является пищевым продуктом и не является лекарством, следовательно, в рекламе отсутствуют признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
06 марта 2013 года в эфире радиоканала "Радио России" (ГТРК "Алтай") распространялась реклама диетического, лечебно-профилактического гомогенизированного продукта под торговой маркой "Витальгар". Рекламный материал представляет собой звуковой ряд, состоящий из вводной и заключительной частей, которые читает диктор, монолога ведущего специалиста центра передовых технологий "ВИТА ЛИ - Тула" <_> о свойствах препарата "Витальгар", диалога с лицами, принимавшими препарат "Витальгар".
Рекламный материал содержит следующие сведения о препарате "Витальгар":
- "Важное оздоровительное действие и для сердца и для сосудов оказывает наш отечественный продукт для диетического и профилактического питания, который выпускается под торговой маркой "Витальгар" и является собственно бурой морской водорослью ламинарией.
-<_> в таком случае очень интересно узнать какие компоненты, входящие в состав "Витальгара" будут способствовать восстановлению, будут поддерживать и наше сердце, и наши сосуды
-Очень хочется сказать о таком микроэлементе как селен. Он обладает высокими антиоксидантными свойствами, так как способствует активности сердечной мышцы и по телефону 202093 квалифицированные специалисты более подробно расскажут о продукте и о том, как его приобрести.";
- "Дело в том, что "Витальгар" уникальный восстановитель кровеносных сосудов. В состав входит мощные антиоксиданты, которые восстанавливают стеночки пораженных сосудов, нормализуют проницаемость капилляров и регулируют кроветворение, поэтому прием "Витальгара" рекомендован для людей сосуды которых перенесли экстремальную нагрузку, но также и для тех кому необходимо восстановление в результате возрастных изменений. И хочу отметить еще раз прежде всего к восстановлению нормального сердечного ритма ведет очищение сосудов и восстановление микроциркуляции крови, чему существенно способствуют ценные составляющие "Витальгара", поэтому тот кто принимает "Витальгар" часто отмечают, что сердечко больше не беспокоит, силы вот, энергия появляется и вот более подробно о действии "Витальгара" вам, дорогие друзья, расскажут по телефону <_>".
Один из диалогов с лицом, принимавшим "Витальгар":
-Меня зовут <_>.
-Расскажите о себе пожалуйста.
-Между прочим я уже "Витальгар" принимаю. Я уже ветеран "Витальгара". Шестой раз я беру уже.
-А сколько лет Вам скажите
-Мне много лет - 86. Нов вот я пью уже, "Витальгар" вот за счет его я наверное немножко живу.
-вы так считаете, да
-Я так считаю, что он мне какую-то энергию дает. Вот я принимаю, я покупала и у меня сердечко у меня работает. Но вот еще сказала бы я у меня кишечник нормализовался.
-То есть у Вас запоры были
-Да, у меня были запоры и сейчас я хожу в норме. Я хочу сказать если бы "Витальгар" я не принамала, вот может быть меня бы уже и не было. Вы знаете, что я принимала "Селен".
-Селеномарин.
-Селеномарин принимала. У меня вот с желудком лучше стало.
-Хорошо <_> Спасибо Вам большое за рассказ, спасибо, здоровья Вам.
-Спасибо, спасибо Вам миленькая. Дай бог Вам доброго здоровья.
-Уважаемые радиослушатели, телефон по которому вы можете узнать как приобрести "Витальгар" <_> о мучительных сердечных приступах рассказала нам <_>. Хотелось бы узнать как не допустить подобных осложнений Как себя защитить
-Существенную поддержку нашему сердцу оказывает правильное сочетание поступающих микроэлементов и конечно витаминов.
-На какие микроэлементы следует обратить внимание в это случае
-Вот знаете, первое место по праву принадлежит калию. Он необходим для нормальной деятельности мышц сердца - миокардо. Так называемые калиевые диеты необходимы при гипертонии, а вот усваивается калий только в органической форме и при правильном процентом соотношении с магнием. И в "Витальгаре" все эти микроэлементы находятся в нужном для нашего организма процентном соотношении - это очень ценно для нас.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в эфире радиоканала "Радио России" полностью соответствует легальному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к препаратам: "Витальгар", "Селеномарин", "Альгокуприн", способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Рекламодателем рекламной информации, размещенной 06 марта 2013 года в эфире радиоканала "Радио России" (ГТРК "Алтай") является ООО "Центр передовых технологий "Вита Ли-Тула".
Согласно п.2.1. договора от 24.01.2013 г. N11/2/210113, заключенному между ООО "Медиа Базар" и ООО "Центр передовых технологий "Вита Ли-Тула", Заказчик поручает, а Компания, действуя на основании договоров с соответствующими контрагентами, обязуется обеспечить оказание Заказчику услуг по размещению рекламно-информационных материалов Заказчика в СМИ.
Дополнительным соглашением от 28.02.2013 г. N5 к договору N11/2/240113 от 24.01.2013 г. определены рекламные материалы, подлежащие размещению ("Пищевые продукты "Витальгар", "Альгокуприн", "Селеномарин", "Хромомарин"), период размещения - с 01 марта 2013 г. по 15 марта 2013 г., стоимость услуг по размещению - 80400 руб.
В приложении N1 к дополнительному соглашению от 28.02.2013 г. N5 к договору N11/2/240113 от 24.01.2013 г. определен общий хронометраж роликов, период их размещения.
Реклама препарата "Витальгар" размещена в эфире радиоканала "Радио России" по договору от 25.12.2012 г. N338/62, заключенному между ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" и ООО "Медиа Базар".
Согласно п.2.1. договора от 25.12.2012 г. N338/62 Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по изготовлению и/или размещению (прокату) Материалов третьих лиц, представленных Заказчиком, в эфире Радиоканала "Радио России", распространяемого в пределах вещания на территории г.Барнаул и Алтайского края, в дальнейшем именуемые Услуги, а заказчик обязуется оплачивать оказание этих Услуг на условиях настоящего договора.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно свидетельству о государственной регистрации NRU.77.99.19.007.Е.044617.10.11 от 28.10.2011 г. продукция: водоросли бурые гомогенизированные для диетического (лечебного и профилактического) питания: ламинария-гель охлажденный "Витальгар" используется в качестве пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания, а также для использования в пищевой промышленности (хлебобулочной, кондитерской, пивобезалкогольной, молочной и мясопереробатывающей) как дополнительный источник пищевых волокон (альгинатов) и йода.
В рекламном ролике, размещенном 06 марта 2013 года в эфире радиоканала "Радио России" (ГТРК "Алтай"), указано, что "Витальгар" оказывает важное оздоровительное действие и для сердца и для сосудов, а входящие в его состав компоненты будут способствовать восстановлению, поддержанию сердца и сосудов.
Сведения о свойствах препарата "Витальгар", перечисляемых в эфире радиоканала "Радио России" (ГТРК "Алтай"), воспринимаются аудиторией как информация о лечебных свойствах продукта, что подтверждается рассказами граждан, дозвонившихся в студию во время эфира. Граждане перечисляют имеющиеся у них заболевания (пиелонефоит, панкреотит, ишемия, стенокардия, аритмия, гипертония; аторосклероз, стенокардия, варикозное расширение вен, боль в правом подреберье и катаракта, остеохандроз, между лопаток боль, в пояснице боль), упоминают о применении ими продукта "Витальгар", благодарят представителя Общества за возможность применения препарата.
Так из диалога между лицом, дозвонившимся в студию и представителем Общества, следует, что "Витальгар" помогает при лечении запоров:
- Но вот еще сказала бы я у меня кишечник нормализовался.
- То есть у Вас запоры были
- Да, у меня были запоры и сейчас я хожу в норме. Я хочу сказать, если бы "Витальгар" я не принимала, вот может быть меня бы уже и не было.
Также в рекламе рассказывается какой положительный эффект оказывают отдельные составляющие препарата "Витальгар" на системы организма и органы:
- "_"Витальгар" уникальный восстановитель кровеносных сосудов. В состав входит мощные антиоксиданты, которые восстанавливают стеночки пораженных сосудов, нормализуют проницаемость капилляров и регулируют кроветворение, поэтому прием "Витальгара" рекомендован для людей сосуды которых перенесли экстремальную нагрузку, но также и для тех кому необходимо восстановление в результате возрастных изменений. И хочу отметить еще раз прежде всего к восстановлению нормального сердечного ритма ведет очищение сосудов и восстановление микроциркуляции крови, чему существенно способствуют ценные составляющие "Витальгара", поэтому тот кто принимает "Витальгар" часто отмечают, что сердечко больше не беспокоит_";
- "_Так называемые калиевые диеты необходимы при гипертонии, а вот усваивается калий только в органической форме и при правильном процентом соотношении с магнием. И в "Витальгаре" все эти микроэлементы находятся в нужном для нашего организма процентном соотношении - это очень ценно для нас_".
- "_В комплексном приеме и "Витальгар" и "Селено марин" поставляют нам микроэлемент селен. Который вот просто необходим для восстановления зрения_".
Таким образом, в рекламном ролике, размещенном 06 марта 2013 года в эфире радиоканала "Радио России" (ГТРК "Алтай") содержится указание на положительное влияние на течение болезней, то есть на лечебные свойства препарата "Витальгар".
Несмотря на то, что в рассматриваемой рекламе указано, что "Витальгар" является пищевым продуктом и не является лекарством, общее впечатление от восприятия рекламы свидетельствует о том, что "Витальгар" способен оказывать положительное влияние на течение болезней.
Таким образом, довод ООО "Центр Передовых Технологий "Вита Ли - Тула" о том, что в рекламе указано, что "Витальгар" является пищевым продуктом и не является лекарством, следовательно не может создавать впечатление, что он оказывает положительное влияние на течение болезней Комиссией отклоняется.
Учитывая, что препарат "Витальгар" зарегистрирован как пищевой продукт и не является лекарственным средством, указание в рекламе на его лечебные и профилактические свойства, влияющие на различные болезни, нарушает требования п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе средства "Витальгар", размещенной 06 марта 2013 года в эфире радиоканала "Радио России" (ГТРК "Алтай").
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о реклама признается, согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу препарата "Витальгар", размещенную 06 марта 2013 года в эфире радиоканала "Радио России" (ГТРК "Алтай"), поскольку при ее размещении нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать рекламодателя ООО "Центр Передовых Технологий "Вита Ли - Тула" нарушившим требования п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать ООО "Центр Передовых Технологий "Вита Ли - Тула" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 70-ФАС22-Р/05-13 (опубликовано 7 июня 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016