Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 11 июня 2013 г. N 9435-13/8
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 9435-13/8 по признакам нарушения ООО "Феникс" части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", выразившегося в использовании слова на иностранном языке "NEW".
в присутствии представителей:
заявитель - отсутствует (возбуждено по собственной инициативе);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Феникс" (443022, г. Самара, ул. Кабельная, 34А отсутствовало на рассмотрении дела (уведомлялись о времени и месте рассмотрения дела Определением возбуждении дела N9435-13/8 (исх.N 4228/8 от 13.05.2013 г.);
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
В журнале "Самарский коттедж" N3(74) апрель 2013 г. на стр. 25 размещена реклама следующего содержания: "NEW Волжский район, п. Волжский, Царевщина, КП "Лагуна"_ Лагуна", а также на стр. 26 следующего содержания: "Волжский р-н, п.Волжский (Царевщина), КП "Лагуна", коттедж с пристроенным гаражом_".
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации
В соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N53-ФЗ в случаях использования в сферах, указанных в части 1 указанной статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в части использования слова на иностранном языке "NEW".
ООО "Феникс" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, определившем объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:
1) реклама ООО "Феникс" распространялась по договору N10/23 на размещение рекламных материалов от 23.01.2013 г., заключенному между ООО "Феникс" (Рекламодатель) и ООО "Вест Самарский Коттедж" (Исполнитель), согласно которому предмет настоящего договора является возмездное оказание Исполнителем услуг по размещению рекламных материалов Рекламодателя в журнале "Самарский Коттедж"; копией доп. соглашения N03 к договору N10/23 от 18.03.2013 г., на публикацию рекламного материала и оплату услуг Исполнителя, подписанного заместителем генерального директора Общества и печатью организации;
2) актом выполненных работ N148 от 01.04.2013 г.
3) копией рекламных макетов предоставленных ООО "Феникс", а так же ООО "Вест Самарский коттедж" согласованных и подписанных директором ООО "Феникс" Батршиным С.Г. с печатью организации.
Согласно письменным пояснениям (вх.N3136-з от 30.05.2013 г.) ООО "Феникс" поясняет: "23.01.2013 г. между ООО "Самарский Коттедж" и ООО "Феникс" бы заключен договор N10/23 на размещение рекламных материалов.
Согласно дополнительного соглашения N03 к договору от 23.01.2013 ООО "Самарский Коттедж" обязуется разместить рекламные материалы ООО "Феникс" в издаваемом журнале "Самарский коттедж" на период 2013 года, апрель месяц, 2 модуля.
ООО "Самарский Коттедж" представило на согласование "макеты апрельский номер". Осмотрев макеты двух объектов, адрес объектов: Волжский р-н, п. Волжский (Царевщина), КП "Лагуна" руководство ООО "Феникс" пришло к выводу, что текст и фотоматериалы соответствуют заявке, однако в левом верхнем углу присутствует слово "NEW", что не соответствовало заявке.
19.03.2013 г. в ООО "Самарский Коттедж" было направлено требование об исключении указанного слова с фотоматериала.
Однако, ООО "Самарский Коттедж" пояснило, что согласно п.3.4. Договора "Издатель оставляет за собой право художественного оформления рекламы, представленной Рекламодателем, для ее соответствия стилю и формату издания".
Так же Плетнева М.М. пояснила, что иностранное слово "New" является неотъемлемой частью художественного замысла редакции "Самарский Коттедж", в соответствии с которым, слово на иностранном языке "New" указывает, что информация об объекте, расположенном в п. Волжский впервые размещается в журнале "Самарский коттедж".
13.05.2013 г. ООО "Феникс" было получено определение о возбуждении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.
После чего, руководство ООО "Феникс" обратилось в ООО "Самарский Коттедж" с требованием внести изменения в макет рекламы объектов, заявленных к размещению рекламы в журнале "Самарский коттедж" на май 2013 года, а так же на последующие месяцы, исключив использование слова на иностранном языке "New". После устных переговоров ООО "Самарский Коттедж" исключило иностранное слово ""New" с рекламных материалов заказанных ООО "Феникс", (прилагаем номер 4(75) май 2013 журнал Самарский коттедж).
Прошу обратить внимание, что размещение иностранного слова "New" в указанных рекламных материалах является правом Издателя (ООО "Самарский коттедж"), в связи с чем, прошу прекратить производство по делу N9435-13/8 в отношении ООО "Феникс".
Согласно пп.3.4 п.3 договора N10/23 от 23.01.2013 г на размещение рекламных материалов заключенного между ООО "Самарский Коттедж" (издатель) и ООО "Феникс" (рекламодатель), Издатель оставляет за собой право художественного оформления макета рекламы, предоставленной рекламодателем, для её соответствия стилю и формату издания.
Комиссией Самарского УФАС России было изучено значение слов "художественное оформление", согласно издательскому словарю 2003 г под художественным оформлением понимается - 1. Выработка художественной формы издания средствами книжной графики и типографии с полным или частичным использованием методов художественного конструирования.
2. Совокупность изооригиналов и макетов внешнего и внутреннего оформления издания (обложки, переплета, суперобложки, макетов полосы, разворота, иллюстраций, украшений и т. д).
Таким образом, художественное оформление представляет собой выработку стиля, формата (размер, стиль шрифта, изображений, цвет и тд.), но не содержания текста рекламного макета.
Кроме того, в материалах дела содержится макет рекламы, согласованный и подписанный директором ООО "Феникс" Батршиным С.Г. с печатью организации.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" при производстве, размещение рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с подп. 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального Закона "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Таким образом, указанная реклама содержит признаки части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе", ООО "Феникс", являясь рекламодателем, несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Феникс", в которой используется слово на иностранном языке "NEW", поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
2. Выдать ООО "Феникс" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 11 июня 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 17 июня 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 июня 2013 г. N 9435-13/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016