Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 26 июня 2013 г. N 03-10.1/190-2013
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Омский учколлектор" (далее - заявитель, Общество) на действия Муниципального образовательного учреждения "Сосновская средняя общеобразовательная школа" Таврического муниципального района Омской области (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме (Извещение N 0352300068913000006) на поставку компьютерного оборудования (далее - открытый аукцион),
в присутствии представителей:
заявителя - <_>
заказчика - <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 5954э от 20.06.2013), из содержания которой следует, что в нарушение норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов") заказчик установил в документации об открытом аукционе требования к товару, которые ограничивают количество участников размещения заказа.
По мнению заявителя, установленное в Приложении N 1 "Спецификация" к документации об открытом аукционе (далее - Приложение N 1) техническое описание характеристик оборудования "Документ-камера" (далее - документ-камера), указывает на единственного производителя данного оборудования, а именно: "Epson ELPDC06".
При этом "подобрать эквивалент документ-камеры, соответствующий указанным в документации об аукционе техническим характеристикам, кроме документ-камеры "Epson ELPDC06", не представляется возможным.
Присутствие в тексте технического задания документации фраз "не более", "не менее", носят лишь формальный характер".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-4090 от 21.06.2013) заказчиком были представлены материалы отрытого аукциона (вх. N 3891 от 25.04.2013), из которых следует, что 28.05.2013 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение N 0352300068913000006 и документация об открытом аукционе с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта 174000 руб.
13.06.2013 и 14.06.2013 на официальном сайте заказчиком были размещены соответственно ответ на запрос и разъяснения положений документации об аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 24.06.2013 поступило две заявки, при этом все участники размещения заказа допущены к участию в аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" внеплановой проверки, Комиссия признала жалобу заявителя обоснованной, исходя из следующего:
3.1. В силу части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Аналогичные требования к содержанию документации об аукционе предусмотрены пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов".
В соответствии с указанными нормами Федерального закона "О размещении заказов" в Приложении N 1 заказчик в табличной форме указал наименование поставляемого товара - "Мультимедийный комплекс" и "Интерактивный комплекс", требования к качеству, техническим характеристикам товара требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, единицы измерения и его количество.
В комплект "Мультимедийного комплекса" входит документ-камера, к которой были установлены следующие требования:
"- Тип камеры: портативная;
- Размеры в сложенном состоянии: не более Г 260 x Ш 76 x В 60 мм;
- Сумка для транспортировки в комплекте
- Считывающее устройство: не менее 1,3"
- Разрешение: не менее 2 мегапикселей;
- Частота кадров с ПК: не менее 15 fps;
- Частота кадров с проектора: не менее 8 fps;
- Поддерживаемые разрешения: UXGA/SXGA/XGA/SVGA/VGA/QVGA с ПК, XGA с проектором;
- Цифровой зум: не менее 4х;
- Автофокус;
- Диапазон поворота камеры: по горизонтали/вертикали не менее 90°
- Область сканирования: не менее 271х360 мм;
- Возможность прямого подключения по USB-кабелю к проектору;
- Функция записи изображения;
- Автоматический баланс белого;
- Источник света: LED не менее 2 светодиодов".
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов", документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Рассмотрев представленные заявителем в составе жалобы материалы (Выдержка из каталога производителя: описание модели документ-камеры "Epson ELPDC06"), Комиссия установила, что характеристики, указанные в Приложении N 1 действительно соответствуют характеристикам данной модели.
При этом из представленных заявителем ответов ЗАО "Полимедиа", Компании "Mimio", ООО "Иксион" следует, что реализуемые ими модели документ-камер: "TRIUMPH", "MIMIO", "DOKO", "AVerVision" по некоторым характеристикам не соответствуют установленным заказчиком, например: по габаритным размерам, не предусмотрена сумка для транспортировки, отсутствует возможность прямого подключения по USB-кабелю к проектору и др.
Кроме того, по ранее рассмотренной жалобе заявителя (дело N 03-10.1/189-2013) на правомерность установления иным заказчиком аналогичных требований к документ-камере, Комиссией также были исследованы характеристики документ-камеры МО-1 (производитель - Компания "ELMO"), при этом установлено, что документ-камера МО-1 также не обладает всеми требуемыми характеристиками.
В силу указанного, Комиссия признала данный довод жалобы заявителя обоснованным и квалифицировала нарушение положений части 3.1 статьи 34 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" в части установления в документации об аукционе требований к характеристикам товара, которым в совокупности не соответствует ни одна из моделей документ-камер, за исключением модели "Epson ELPDC06".
3.2. В соответствии с часть 3 статьи 41.7 Федерального закона "О размещении заказов" любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить в адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
При этом на основании части 4 статьи 41.7 Федерального закона "О размещении заказов" в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
В нарушение части 4 статьи 41.7 настоящего Федерального закона заказчик 13.06.2013 и 14.06.2013 опубликовал на официальном сайте лишь разъяснения положений документации об открытом аукционе без указания предмета запроса и даты его поступления.
3.3. Частью 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" установлены императивные требования к содержанию первой части заявки на участие в открытом аукционе.
В силу пункта 1 части 4 настоящей статьи при размещении заказа на поставку товара первая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
В нарушение указанных норм заказчик включил в пункте 2.1 документации об открытом аукционе лишь следующее требование: "Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак".
При этом не установил требование об указании конкретных показателей, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона.
3.4. В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов" в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
В нарушение указанной нормы в проекте муниципального контракта не были установлены требования к качеству товаров.
3.5. В силу части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов" документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Представители заказчика и уполномоченного органа пояснили Комиссии, что указав в Приложении N 1 на товарные знаки, заказчик, уполномоченный орган был обязан сопроводить их словами "или эквивалент", при этом сообщили, что в данном случае невозможно было указать показатели эквивалентности в количественном выражении (при этом представителями заказчика и уполномоченного органа не были представлены какие-либо доказательства, подтверждающие данный факт).
Комиссия отмечает, что действительно, в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов в Приложении N 1, для товаров, сопровождаемых словами "или эквивалент", не были указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться.
Комиссии не представлены документы и сведения, подтверждающие совместимость иных технологий (систем) с операционной системой "Windows 8 Pro" (или эквивалент).
По информации, полученной из открытых источников в сети "Интернет", такие технологии (системы) как: "BranchCache", "DirectX 11", "DeviceStage", "SharePoint" разработаны компанией Мicrosoft и являются компонентами исключительно операционных систем "Windows".
В силу указанного, Комиссия признала в действиях заказчика нарушение положений пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" в части не указания используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктом 3.35 и 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Омский учколлектор" на действия Муниципального образовательного учреждения "Сосновская средняя общеобразовательная школа" Таврического муниципального района Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме (Извещение N 0352300068913000006) на поставку компьютерного оборудования.
2. Признать в действиях Муниципального образовательного учреждения "Сосновская средняя общеобразовательная школа" Таврического муниципального района Омской области нарушение требований части 12 статьи 9, части 3.1 статьи 34, части 1 и пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 4 статьи 41.7, подпункта "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать Муниципальному образовательному учреждению "Сосновская средняя общеобразовательная школа" Таврического муниципального района Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/190-2013
об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
26 июня 2013 г.
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Кусановой Ш.М.- главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Омский учколлектор" на действия Муниципального образовательного учреждения "Сосновская средняя общеобразовательная школа" Таврического муниципального района Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме (Извещение N 0352300068913000006) на поставку компьютерного оборудования,
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), установив в действиях Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области нарушение требований части 12 статьи 9, части 3.1 статьи 34, части 1 и пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 4 статьи 41.7, подпункта "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов",
на основании своего Решения от 26.06.2013 N 03-10.1/190-2013, руководствуясь частью 5 и пунктом 1 части 9 статьи 17, частью 1 статьи 17.1, частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", предписывает:
1. Муниципальному образовательному учреждению "Сосновская средняя общеобразовательная школа" Таврического муниципального района Омской области и его комиссии по размещению заказов отменить протокол рассмотрения заявок от 24.06.2013 и аннулировать открытый аукцион в электронной форме (Извещение N 0352300068913000006) на поставку компьютерного оборудования.
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" обеспечить Муниципальному образовательному учреждению "Сосновская средняя общеобразовательная школа" Таврического муниципального района Омской области и его комиссии по размещению заказов возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
3. Муниципальному образовательному учреждению "Сосновская средняя общеобразовательная школа" Таврического муниципального района Омской области и его комиссии по размещению заказов, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" выполнить действия, указанные в пунктах 1-2 настоящего предписания в срок до 09.07.2013 и проинформировать об исполнении Омское УФАС России в срок до 10.07.2013 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Вормсбехера А.В.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 июня 2013 г. N 03-10.1/190-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016