Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 27 июня 2013 г. N 33/13-Р3
Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 июня 2013 года
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <_>
рассмотрев дело N 33/13-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в средствах массовой информации рекламы автосалона "Премьер Авто",
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общество с ограниченной ответственностью "Авто Бизнес Груп" (местонахождение: 214011, г. Смоленск, ул. Кутузова, д. 15Б), извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке и на основании ходатайства общества от 19.06.2013,
в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Смоленск-Лада" (214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 87 А), извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке и на основании ходатайства общества от 19.06.2013, установила:
В Смоленское УФАС России 26.02.2013 (вх. N 479/05) поступило заявление ОАО "Смоленск-Лада" (далее - Заявитель; место регистрации: 214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, дом 87-А), которое в своем заявлении сообщает следующее.
Заявитель просит провести проверку сведений, содержащихся в газетных статьях "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA" и "То, что надо" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38 "О рекламе".
В соответствии с распоряжением Смоленского УФАС России 28.03.2013
исх. N 1220/05, на основании заявления ОАО "Смоленск-Лада", была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Авто Бизнес Груп" требований законодательства Российской Федерации о рекламе. По результатам проверки составлен акт проверки N 18/05-Р от 29.04.2013.
Комиссия Смоленского УФАС России, рассмотрев материалы дела, выявленные в ходе проверки и представленные Заявителем, установила следующее.
В статье "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA", опубликованной в газете "Смоленская газета" N 6 (1006) от 20.02.2013, и статье "То, что надо", опубликованной в газете "Город" N 08 (303) от 25.02.2013, содержится информация следующего содержания:
1) в статье "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA"
- "_В салоне представлен полный модельный ряд автомобилей марки LADA - от легковых автомобилей, автомобилей 4х4 до коммерческого транспорта. При этом, все машины всегда в наличии любой комплектации и любого цвета_";
- "_ Ещё один немаловажный плюс именно нашего автосалона - это режим работы, - говорит <_>. - К нам вы можете приехать после работы, так как мы открыты до восьми часов вечера_";
"_всегда можно оформить понравившуюся машину в кредит. Для организаций возможна покупка машин в лизинг_";
- "_ Для тест-драйва доступны все машины модельного ряда LADA_";
2) в статье "То, что надо"
- "_ новый официальный дилерский центр LADA "Премьер Авто" выгодно отличается удобным графиком работы: двери дилерского центра открыты для смолян до восьми часов вечера. "Это значит, что вы можете приехать к нам даже после работы, а не только в свой выходной день, - подчеркивает генеральный директор дилерского центра <_>. - Это очень важное преимущество именно нашего автосалона_".
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"): "Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама".
Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - распространяется в средствах массовой информации и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к автосалону "Премьер Авто".
Размещение и распространение рекламы должно соответствовать требованиям Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона "О рекламе": "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются".
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе": "Недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством".
На основании пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте.
Согласно части 1 статьи 28 Закона "О рекламе": "Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции": "Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей".
На официальном сайте ОАО "АВТОВАЗ" www.lada-auto.ru представлены 16 моделей автомобилей марки LADA, среди которых 856 вариантов автомобилей модельного ряда LADA различных цветов и комплектаций.
В ходе проверки, проведенной инспекцией Смоленского УФАС России и материалов, представленных ООО "Авто Бизнес Груп", установлено, что в автосалоне "Премьер-Авто" представлены не все автомобили модельного ряда LADA, что наглядно представлено в таблице:
N п/п |
Модельный ряд LADA |
Количество автомобилей модельного ряда LADA в наличие в автосалоне "Премьер Авто" |
||
По состоянию на 01.03.2013 |
По состоянию на 01.04.2013 |
По состоянию на 10.04.2013 |
||
1. |
Lada Samara хэтчбек 3дв. |
нет |
нет |
нет |
2. |
Lada Samara хэтчбек 5дв. |
1 |
2 |
нет |
3. |
Lada Samara седан |
1 |
1 |
нет |
4. |
Lada Granta седан |
11 |
17 |
6 |
5. |
Lada Kalina универсал |
3 |
6 |
1 |
6. |
Lada Kalina хэтчбек |
2 |
3 |
2 |
7. |
Lada Kalina спорт |
нет |
нет |
нет |
8. |
Lada Priora седан |
нет |
1 |
2 |
9. |
Lada Priora универсал |
нет |
нет |
1 |
10. |
Lada Priora хэтчбек |
нет |
1 |
1 |
11. |
Lada Priora купе |
нет |
нет |
нет |
12. |
Lada Largus универсал 5 мест |
нет |
3 |
1 |
13. |
Lada Largus универсал 7 мест |
нет |
нет |
2 |
14. |
Lada Largus фургон |
нет |
нет |
1 |
15. |
Lada 4x4 3дв. |
нет |
3 |
3 |
16. |
Lada 4x4 5дв. |
нет |
нет |
1 |
|
Всего 16 моделей |
Всего 18 автомобилей 5 моделей |
Всего 37 автомобилей 9 моделей |
Всего 21 автомобиль 11 моделей |
Таким образом, в рекламной статье "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA" рекламная информация "_В салоне представлен полный модельный ряд автомобилей марки LADA - от легковых автомобилей, автомобилей 4х4 до коммерческого транспорта. При этом, все машины всегда в наличии любой комплектации и любого цвета_" является недостоверной информацией об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте, что указывает на признаки нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Кроме того, то, что в автосалоне "Премьер-Авто" не всегда в наличии полный модельный ряд автомобилей марки LADA свидетельствует и следующая информация в статье "То, что надо" - "_ Определились с моделью Сесть за руль собственной LADA вы сможете всего через полтора месяца. А если выбранная вами комплектация уже есть в салоне, то пройдет всего час - и вы уедите на собственном автомобиле_".
В тоже время, из документов, представленных Заявителем, следует, что в автосалоне "Смоленск-Лада" по состоянию на 20.02.2013 было 203 автомобиля марки LADA 16 моделей, по состоянию на 25.02.2013 - 196 автомобилей 16 моделей, по состоянию на 10.04.2013 - 350 автомобилей 15 моделей. Таким образом, в автосалоне "Смоленск-Лада" представлены практически все автомобили модельного ряда марки LADA.
В Смоленское УФАС России 14.05.2013 поступило возражение ООО "Авто Бизнес Груп" на акт проверки N 18/05-Р от 29.04.2013 (от 13.05.2013 N б/н), в котором сообщалось, что при составлении акта учитывалась только информация складского учета с остатками на начало месяца, и не учитывалась информация об автомобилях, полученных за период с 20.02.2013 по 02.04.2013, проданных автомобилей и о наличии автомобилей на региональном складе ОАО "АВТОВАЗ" (местонахождение: 214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 87-А).
Комиссия Смоленского УФАС России, рассмотрев возражения ООО "Авто Бизнес Груп" и материалы дела, считает доводы ООО "Авто Бизнес Груп" необоснованными, так как они не свидетельствуют о том, что в автосалоне "Премьер Авто" всегда в наличии весь модельный ряд автомобилей марки LADA, а наоборот, еще раз подтверждают, что не всегда в автосалоне "Премьер Авто" имеется в наличии полный модельный ряд автомобилей марки LADA.
В текстах рекламы автосалона "Премьер Авто", размещенной на страницах газеты "Смоленская газета" N 6 (1006) от 20.02.2013 и на страницах газеты "Город" N 08 (303) от 25.02.2013, указывается на то, что график работы автосалона с 8:00 по 20:00 - это важное преимущество именно автосалона "Премьер Авто".
Заявителем, в подтверждение того, что и в автосалоне "Смоленск-Лада" установлен график работы с 08 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин., были представлены копии следующих документов: приказ ОАО "Смоленск-Лада" от 11.01.2010 N 01 "Об организации работы предприятия на 2010", Правила внутреннего трудового распорядка в ОАО "Смоленск-Лада" от 11.01.2010, приказ ОАО "Смоленск-Лада" от 04.02.2013 N 14/1 "О смене режима работы", а также копии страниц из справочников "Смоленск автомобильный" за период 2009 - 2013 годы.
Рассмотрев указанные документы, Комиссией Смоленского УФАС России был сделан вывод, что как и в автосалоне "Премьер Авто" так и в автосалоне "Смоленск-Лада" (продолжительное время, в том числе и на момент публикации указанных выше газетных статей), установлен режим работы с 08 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.
Комиссией Смоленского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации 14.06.2013 по результатам рассмотрения дела N 01/13-К о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации принято решение о признании актом недобросовестной конкуренции размещение ООО "Авто Бизнес Груп" в средствах массовой информации утверждения о том, что график работы автосалона с 8:00 по 20:00 - это важное преимущество именно автосалона "Премьер Авто".
Таким образом, рекламная информация о преимуществе именно автосалона "Премьер Авто" в виде графика работы с 8:00 по 20:00 ущемляет права иных автосалонов на конкурентном рынке, является недостоверной информацией и указывает на признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В рекламной статье "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA" утверждается, что для тест-драйва доступны все машины модельного ряда LADA.
Однако, фактически для тест-драйва в автосалоне "Премьер Авто" представлены только три автомобиля: 1 автомобиль Lada Priora (седан), 1 автомобиль Lada Granta (седан) и 1 автомобиль Lada Largus (универсал) из всего модельного ряда автомобилей марки LADA. Таким образом для тест-драйва в автосалоне "Премьер Авто" не представлены такие модели LADA как: Lada Samara (седан), Lada 4x4 (3-дверный), Lada Kalina (седан), Lada Priora (универсал), Lada Priora (хэтчбек), Lada Priora (Купе), Lada Kalina (универсал), Lada Kalina (хэтчбек), Lada Samara (хэтчбек 3-дверный), Lada Samara (хэтчбек 5-дверный), Lada Largus (фургон) и Lada 4x4 (5-дверный).
Учитывая вышеизложенное, рекламная информация о доступности всех машин модельного ряда LADA для тест-драйва в автосалоне "Премьер Авто" является недостоверной в части не соответствующих действительности сведений об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте, и тем самым указывает на признаки нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В рекламе автосалона "Премьер Авто" на страницах газеты "Смоленская газета" N 6 (1006) от 20.02.2013 содержится рекламная информация о предоставлении финансовых услуг, а именно "_всегда можно оформить понравившуюся машину в кредит. Для организаций возможна покупка машин в лизинг_", однако отсутствуют наименования лиц, оказывающих финансовые услуги по кредитованию и лизингу, что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона "О рекламе".
Согласно представленным ООО "Авто Бизнес Груп" документам, финансовые услуги лизинга в автосалоне "Премьер Авто" оказывает ЗАО "Европлан", финансовые услуги по кредитованию оказывает ЗАО "ЮниКредит Банк".
Учитывая изложенное, в текстах рекламных статей "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA" в газете "Смоленская газета" N 6 (1006) от 20.02.2013 и "То, что надо" в газете "Город" N 08 (303) от 25.02.2013 содержатся признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 3 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона "О рекламе".
Статья "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA" размещалась в газете "Смоленская газета" N 6 (1006) от 20.02.2013 на основании договора N 85 от 15.02.2013, заключенного обществом с ограниченной ответственностью "Авто Бизнес Груп" (местонахождение: 214011, г. Смоленск, ул. Кутузова, д. 15Б) с СОГУП "Объединенная редакция". Статья "То, что надо" размещалась в газете "Город" N 08 (303) от 25.02.2013 на основании договора-заявки на оказание рекламно-информационных услуг от 18.02.2013, заключенного ООО "Авто Бизнес Груп" с ООО "Рен ТВ Смоленск". Таким образом, ООО "Авто Бизнес Груп" является рекламодателем.
Следует учесть, что статьи "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA" в газете "Смоленская газета" N 6 (1006) от 20.02.2013 и "То, что надо" в газете "Город" N 8 (303) от 25.02.2013 публиковались единожды, в связи с чем нарушения носят разовый характер, так как указанная реклама более не размещалась.
В газете "Смоленская газета" N 17 от 15.05.2013 на странице 5 размещена информация о том, что ООО "Авто Бизнес Груп" уточняет информацию в статье "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA", опубликованную в газете "Смоленская газета" N 6 (1006) от 20.02.2013:
"Абзац 4 следует читать: "Новый дилерский центр LADA действительно представляет широкий спектр услуг. В салоне представлен широкий модельный ряд автомобилей LADA - от легковых автомобилей, автомобилей 4х4 до коммерческого транспорта. При этом покупатель всегда может ознакомиться с полным модельным рядом автомобилей, проконсультировавшись у специалистов торгового зала, и приобрести автомобиль в любой комплектации и любого цвета, выпускаемый заводом-изготовителем".
Абзац 7 следует читать: "- Еще один немаловажный плюс нашего салона - это режим работы, - говорит <_> - К нам вы можете приехать после работы, так как мы открыты до восьми часов вечера".
Абзац 8 следует читать: "Не можете определиться с конкретной моделью Сядьте за руль, воспользовавшись услугами тест-драйва. Для этого достаточно просто позвонить в салон и записаться на любое удобное вам время. Для тест-драйва доступны машины модельного ряда LADA".
В газете "Город" N 20 от 20.05.2013 на странице 20 размещена информация о том, что ООО "Авто Бизнес Груп" уточняет информацию в рекламной статье "То, что надо", опубликованную в газете "Город" N 8 (303) от 25.02.2013:
"В первом абзаце второе предложение следует читать: "Тем более что выбор отечественных машин здесь очень велик: в дилерском центре представлен широкий модельный ряд LADA: от стильного седана Granta до полноприводного внедорожника 4х4".
Абзац 3 следует читать: "К тому же новый официальный дилерский центр LADA имеет удобный график работы: двери дилерского центра открыты для смолян до восьми часов вечера ежедневно. "Это значит, что вы можете приехать к нам даже после работы, а не только в свой выходной день, - подчеркивает генеральный директор дилерского центра <_> - А это важно для смолян, ценящих свое время".
Комиссия Смоленского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, считает, что ООО "Авто Бизнес Груп", разместив в газете "Смоленская газета от 15.05.2013 N 17 и в газете "Город" от 20.05.2013 N 20 уточнения к размещенным ранее газетным статьям "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA" и "То, что надо", тем самым устранило нарушения требований Закона "О рекламе" до начала рассмотрения дела N 01/13-К по существу.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу автосалона "Премьер Авто", опубликованную в статье "В Смоленске открылся новый официальный дилер LADA" (газета "Смоленская газета" N 6 (1006) от 20.02.2013) и статье "То, что надо" (газета "Город" N 08 (303) от 25.02.2013), в которой содержится недостоверная информация о преимуществе автосалона "Премьер Авто" в виде графика работы с 8:00 по 20:00, о наличии автомобилей всего модельного ряда LADA для продажи и предоставления услуги тест-драйва, а также о возможности их приобретения в автосалоне "Премьер Авто", поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в которой не указаны наименования лиц, оказывающих финансовые услуги по кредитованию и лизингу, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Авто Бизнес Груп" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела по существу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 27 июня 2013 г. N 33/13-Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016