Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 6166 (опубликовано 2 июля 2013 г.)
В соответствии с п.3.1.1 договора Арендодатель имеет право проводить в любое время проверки сохранности и целевого использования объекта, переданного Арендатору.
Согласно п.3.3.1 Арендатор имеет право владеть, пользоваться арендованным объектом в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством РФ.
В соответствии с п.4.1 договора за владение и пользование объектом Арендатор уплачивает Арендодателю арендную плату с момента приема-передачи арендуемого объекта. В арендную плату не включается стоимость коммунальных услуг, потребленных Арендатором при эксплуатации объекта. Оплата коммунальных услуг производится согласно прямых договоров с поставщиками. До момента заключения прямых договоров коммунальные услуги оплачиваются, согласно выставленных счетов Арендодателя. Размер арендной платы устанавливается в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей ежемесячно.
Согласно п. 6.1 договора срок действия настоящего договора устанавливается с 19 апреля 2012 г. по 19 марта 2013 г.
В соответствии с распоряжением КУИ г.Оренбурга от 07.03.2012 г. N188 из состава муниципальной казны м/о г.Оренбург исключено вышеназванное имущество, расположенное по адресу: г.Оренбург, ул.Пролетарская, 216 и закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием "Комсервис" м/о г.Оренбург.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N161-ФЗ) предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 20 Закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
В соответствии с п.2.32 положения о Комитете по управлению имуществом города Оренбурга (утв. решением Оренбургского городского совета от 28.06.2011 г. N189) Комитет закрепляет за хозяйствующими субъектами в соответствии с действующим законодательством объекты муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Согласно п.2.34 указанного положения Комитет дает согласие на отчуждение, передачу в аренду, в залог, в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иной способ распоряжения муниципальным недвижимым имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения, и муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления.
Комитет осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью объектов муниципальной собственности, в том числе имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам (п.2.35 Положения).
На основании приведенных положений, именно КУИ г.Оренбурга, осуществляющий полномочия собственника по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности, в том числе предусмотренные законом полномочия по контролю за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, обязан контролировать надлежащее использование объектов муниципальной собственности, следить за тем, чтобы процедура распоряжения этими объектами соответствовала действующему законодательству.
КУИ г.Оренбурга, как орган, исполняющий функции собственника муниципального недвижимого имущества, не принимал достаточных мер по устранению вышеуказанных нарушений (бездействовал), муниципальное имущество преданно в аренду ООО "Зеленстрой" в преимущественном порядке в нарушение требований, предусмотренных антимонопольным законодательством, что, в свою очередь, привело к устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, потенциально претендующих на получение в пользование муниципального имущества.
Кроме того, на запрос Оренбургского УФАС России (исх.N3910 от 08.05.2013 г.) МКП "Комсервис" своим письмом (исх.N1-08-0205 от 29.05.2013 г.) сообщило, что публичные процедуры при передаче имущества по ул.Пролетарской, 216 по договору аренды Nб/н от 19.04.2012 г. не проводились; копия согласия собственника о передаче в аренду также не истребовалась.
Торги при заключении договора аренды N б/н от 19.04.2012 г. ни КУИ г.Оренбурга, ни МКП "Комсервис" не проводились.
Однако, представитель КУИ г.Оренбурга в ходе рассмотрения дела пояснила, что на заключение договора аренды N б/н от 19.04.2012 МКП "Комсервис" разрешение в Комитете по управлению имуществом г.Оренбурга не запрашивал. Экземпляр договора аренды от 19.04.2012 в адрес Комитета не направлялся. Данный факт был подтвержден представителем МКП "Комсервис" в заседании Комиссии. Согласно распоряжению КУИ г.Оренбурга от 24.05.2013 г. N396 "О проведении инвентаризации муниципального имущества" инвентаризация муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МКП "Комсервис" запланирована на июнь 2013 г. и на момент рассмотрения дела N06-07-10/2013 не проводилась. Соответственно, КУИ г.Оренбурга не знало и не могло знать о передаче МКП "Комсервис" вышеуказанного муниципального имущества ООО "Зеленстрой" по договору аренды Nб/н от 19.04.2013 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" в действиях Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга не нашли свое подтверждение.
Вместе с тем, МКП "Комсервис" внесено в ЕГРЮЛ (ОГРН 1045607457830, ИНН 5611031890, 460044, Оренбургская область, г.Оренбург, ул.Терешковой, 154) 22.06.2012 г. Основным видом деятельности является уборка территории и аналогичная деятельность (код по ОКВЭД 90.00.3), дополнительными видами деятельности являются производство прочих строительных работ, требующих специальной квалификации (код по ОКВЭД 45.25.6), производство земляных работ (код по ОКВЭД 45.11.2), розничная торговля в палатках и на рынках (код по ОКВЭД 52.62) и др.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (в редакции Федерального закона N 173-ФЗ от 17.07.2009 г.) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям.
ООО "Зеленстрой" внесено в ЕГРЮЛ (ОГРН 1055612004062, ИНН 5612045021, 460035, Оренбургская область, г.Оренбург, ул.Пролетарская, 216) 05.04.2005 г. Основным видом деятельности является уборка территории и аналогичная деятельность (код по ОКВЭД 90.00.3), дополнительными видами деятельности являются лесоводство (код по ОКВЭД 02.01.5), предоставление прочих услуг (код по ОКВЭД 74.84), оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных (код по ОКВЭД 51.21) и др.
Имущество передано МКП "Комсервис" в аренду ООО "Зеленстрой" без уведомления КУИ г.Оренбурга, для осуществления хозяйственной деятельности без проведения публичных процедур, что обеспечивает обществу более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке услуг.
Следовательно, нарушение ч.3 ст.17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" в действиях МКП "Комсервис" при предоставлении муниципального имущества в аренду ООО "Зеленстрой" в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством признано Комиссией по рассмотрению данного дела доказанным.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно ст. 22 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, п.2 ч.1 ст.48, ст.49 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 06-07-10/2013 в отношении Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
2. Признать Муниципальное казенное предприятие "Комсервис" нарушившим ч.3 ст.17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
3. Выдать МКП "Комсервис" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:
- направить контрагенту по договору аренды Nб/н от 19.04.2012 г. уведомление о расторжении указанного договора;
- обеспечить предоставление муниципального имущества в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела N06-07-10/2013 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Предписание
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции
по делу N 06-07-10/2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <> членов Комиссии: <> руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частью 4 ст. 41, статьей 50 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N 06-07-10/2013 о нарушении МКП "Комсервис" ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. МКП "Комсервис" ПРЕКРАТИТЬ нарушение ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившееся в предоставлении муниципального имущества в аренду ООО "Зеленстрой" в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды Nб/н от 19.04.2012 г.), для этого в срок до 22.07.2013 г.:
- направить контрагенту по договору аренды Nб/н от 19.04.2012 г. уведомление о расторжении указанного договора;
- обеспечить предоставление муниципального имущества в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до 25.07.2013 г., представив документы, подтверждающие его исполнение.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 6166 (опубликовано 2 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016