Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 6874 (опубликовано 12 июля 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <> членов Комиссии: <>
в отсутствии представителей ООО "Меридиан": извещены надлежащим образом (почтовое уведомление о вручении от 14.06.2013 г.),
в присутствии представителя администрации м/о Сакмарский район Оренбургской области: <> (доверенность N2030 от 03.07.2013 г.),
рассмотрев дело N 06-07-24/2013 по признакам нарушения Администрацией м/о Сакмарский район Оренбургской области ч.1 ст.17 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" при организации проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на разработку проекта генерального плана и правил землепользования и застройки м/о Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, выразившиеся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно установление количественных показателей критерия "Качество работ и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ", установила:
08.05.2013 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Меридиан" (исх. N998 от 07.05.2013 г.) на действия Администрации м/о Сакмарский район Оренбургской области при организации открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на разработку проекта генерального плана и правил землепользования и застройки м/о Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области.
Пунктом 2.1 информационной карты конкурса наряду с показателями цены и срока выполнения контрактных обязательств в основу критерия "качество работ, опыта и квалификации участника конкурса" был принят показатель, подтверждаемый комплектом документов (копии контрактов, акты выполненных работ) по выполненным ранее аналогичным договорам за последние 5 лет. При этом, максимальный балл (40 баллов за каждый вид работ) может быть присвоен только тем компаниям, которые предоставят 50 комплектов соответствующих документов. В случае предоставления документов меньше участнику размещения заказа будет присвоено 0 баллов.
Пунктом 2.3. информационной карты конкурса указано, что лучшим условием исполнения муниципального контракта по данному показателю является наличие у участника размещения заказа сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 или 9001-2001 и сертификата добросовестного поставщика. При отсутствии хотя бы одного сертификата участнику размещения заказа присваивается 0 баллов (максимальное значение показателя 20 баллов).
По мнению заявителя ООО "Меридиан", заказчик создал для одной организации преимущественные условия участия в конкурсе, поскольку установил в конкурсной документации такие квалификационные требования, которые в совокупности с их балльной оценкой делают бесперспективным участие в данном конкурсе всех остальных организаций.
В действиях Администрации м/о Сакмарский район Оренбургской области были усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом Оренбургского УФАС России от 07.06.2013 г. N141 в отношении Администрации м/о Сакмарский район Оренбургской области возбуждено дело N 06-07-24/2013. Определением от 10.06.2013 г. исх. N5238 дело назначено к рассмотрению на 03 июля 2013 г. на 11 ч. 30 мин.
В ходе рассмотрения дела представитель администрации м/о Сакмарский район Оренбургской области нарушение признал частично, пояснил следующее: "В случае включения заказчиком в конкурсную документацию требований к участнику размещения заказа, на основании которых принимается решение о допуске к торгам, такие как наличие опыта по выполнению работ, оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, репутации, производственных мощностей и т.д., будет являться нарушением Закона. Зная эти требования, администрация м/о Сакмарский район их в обязательном порядке учла и в перечень документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе не включила.
Поскольку Законом не предусмотрена возможность включения в конкурсную документацию требований о наличии у участника конкурса деловой репутации, опыта выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов, квалификационном составе работников, можно прийти к ошибочному выводу, что данные обстоятельства не могут учитываться при оценке заявок на участие в конкурсе.
В подпункте 2 пункта 27 Информационной карты конкурса были установлены показатели критерия "Качество работ и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ" и определён порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, в том числе документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
Заказчик вправе указывать перечень сведений и документов, которыми участник размещения заказа может подтвердить "квалификацию участника конкурса" по предмету конкурса.
В своей конкурсной документации администрация установила, что опыт выполнения работ должен быть подтверждён документами, удостоверяющими выполнение участником конкурса работ по 50-ти объектам аналогичным предмету конкурса, но при этом они должны были быть выполнены за последние пять лет.
Данное количество было определено после проведения анализа опыта выполнения работ по разработке генеральных планов участниками торгов, на основании протоколов вскрытия конвертов, опубликованных в 2013 г. на www.zakupki.gov.ru.
Конкурсная комиссия при принятии решения основывалась на оценке всех критериев отбора в отношении каждой заявки, какого-либо преимущества одному или нескольким претендентам по сравнению с другим участником не предоставлялось. По результатам рассмотрения заявок к участию в конкурсе было допущено 2 участника размещения заказа.
На участие в конкурсе подали заявки 2 претендента, все 2 заявки были допущены к участию в конкурсе. ООО "Меридиан" в конкурсе не участвовали, заявку не подавали. Муниципальный контракт заключен с победителем конкурса ООО "ГЕОГРАД".
Заслушав пояснения стороны, исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.
26.04.2013 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru был размещен заказ N0153300031013000004 на право заключить муниципальный контракт на подготовку проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области.
08.05.2013 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Меридиан" (исх. N998 от 07.05.2013 г.) на действия Администрации м/о Сакмарский район Оренбургской области при организации открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на разработку проекта генерального плана и правил землепользования и застройки м/о Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области.
ООО "Меридиан" в конкурсе участия не принимали, заявку не подавали.
Пунктом 2.1 информационной карты конкурса наряду с показателями цены и срока выполнения контрактных обязательств в основу критерия "качество работ, опыта и квалификации участника конкурса" был принят показатель, подтверждаемый комплектом документов (копии контрактов, акты выполненных работ) по выполненным ранее аналогичным договорам за последние 5 лет. При этом, максимальный балл (40 баллов за каждый вид работ) может быть присвоен только тем компаниям, которые предоставят 50 комплектов соответствующих документов. В случае предоставления документов меньше участнику размещения заказа будет присвоено 0 баллов.
Пунктом 2.3. информационной карты конкурса указано, что лучшим условием исполнения муниципального контракта по данному показателю является наличие у участника размещения заказа сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 или 9001-2001 и сертификата добросовестного поставщика. При отсутствии хотя бы одного сертификата участнику размещения заказа присваивается 0 баллов (максимальное значение показателя 20 баллов).
По мнению заявителя ООО "Меридиан", заказчик создал для одной организации преимущественные условия участия в конкурсе, поскольку установил в конкурсной документации такие квалификационные требования, которые в совокупности с их балльной оценкой делают бесперспективным участие в данном конкурсе всех остальных организаций. При этом, количественный показатель не является объективным критерием, поскольку количество договоров фактически не отражает объем выполненной участником заказа работы.
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам, в частности, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 названного Закона; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 этого Закона.
Согласно статье 28 Закона N94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона N94-ФЗ, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (часть 4.1 этой же статьи).
В силу ч.7 ст.28 Закона N94-ФЗ порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 этой статьи, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг. В целях реализации названных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N722 утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - Правила).
Возможность установления в качестве такого критерия оценки заявки, как квалификация участника, которая может подтверждаться, в том числе опытом оказания услуг, предусмотрена пунктом 1.1 части 4 и частью 4.1 статьи 28 Закона N94-ФЗ, а также пунктом 2 названных Правил, согласно которому оценка заявок осуществляется с использованием критерия оценки заявок - качество услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание юридических услуг, процентное соотношение которого в соответствии с абзацем вторым пункта 10 Правил составляет не более 45%, а также критерии оценки заявок - цена контракта, процентное соотношение которого в соответствии с пунктом 6 Правил не может быть менее 35%.
Частью 3 ст.25 Закона N94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны содержаться в заявке на участие в торгах. В соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.
В нарушение ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов, в пп. 2.3 "Качество работ" п. 27 Информационной карты конкурсной документации "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" установлено требование о наличии у участника размещения заказа сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 или 9001-2011 и сертификата добросовестного поставщика.
Кроме того, как установлено комиссией Оренбургского УФАС России, сертификат добросовестного поставщика выдается коммерческими организациями, на платной основе.
Таким образом, квалификационные условия и балльная система оценки заявок, требование о предоставлении указанных сертификатов противоречат названным Правилам, требованиям ч.4 ст.25, ст.28 Закона N94-ФЗ. Кроме того, требование о наличии указанных сертификатов является необязательным, т.к. введено в действие исключительно для добровольного применения и не может носить обязательный характер.
Следовательно, данные требования, установленные Администрацией м/о Сакмарский район, создают преимущественные условия участия в конкурсе для определенного хозяйствующего субъекта, а конкурсная документация ограничивает возможность равного участия в конкурсе других организаций (в частности, ООО "Меридиан"), поскольку установленные квалификационные критерии в совокупности с их балльной оценкой и требованием о предоставлении указанных сертификатов делают участие в конкурсе таких организаций бесперспективным и, как следствие, приводят или могут привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции на определенном товарном рынке.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
С учетом изложенного, Комиссией Оренбургского УФАС России в действиях Администрации м/о Сакмарский район Оренбургской области при организации проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на разработку проекта генерального плана и правил землепользования и застройки м/о сельского поселения Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области установлен факт нарушения ч.1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Оренбургского УФАС России установлено, что победителем указанного конкурса, согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 07.06.2013 г., признано ООО "ГЕОГРАД". 26.06.2013 г. между администрацией м/о Сакмарский район и ООО "ГЕОГРАД" заключен муниципальный контракт N4. В связи с этим Комиссия Оренбургского УФАС приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания администрации м/о Сакмарский район.
Согласно ст.22 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьи Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать администрацию м/о Сакмарский район Оренбургской области нарушившей ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 6874 (опубликовано 12 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016