Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
N 25-13 (опубликовано 15 июля 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2013
Полный текст решения изготовлен 28.06.2013
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
рассмотрев в отсутствие члена Комиссии <_> дело N25-13 по признакам нарушения Советом депутатов города Гагарин Смоленской области, расположенным по адресу: 215010, Смоленская область, Гагаринский район, г. Гагарин, ул. Советская, д.4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителей Ответчика: <_> установила:
Инспекцией Смоленского УФАС России в период со 2 по 29 апреля 2013 года проводилась плановая проверка соблюдения антимонопольного законодательства Советом депутатов города Гагарин Смоленской области. По итогам работы Инспекции был составлен Акт от 29.04.2013 N23/03-к.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что Советом депутатов города Гагарин Смоленской области было принято Решение от 31.03.2011 N37 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от 28.09.2006 N88 "Об утверждении Положения "О муниципальном долге в муниципальном образовании город Гагарин Смоленской области"" (далее - Решение N37).
Статья 11 Решения Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от 28.09.2006 N88 "Об утверждении Положения "О муниципальном долге в муниципальном образовании город Гагарин Смоленской области" (далее - Решение N88) содержит определение муниципальных гарантий в целях данного Положения.
В статье 12 Положения "О муниципальном долге в муниципальном образовании город Гагарин Смоленской области", утвержденного Решением N88 описан порядок предоставления муниципальных гарантий.
Решением N37 статья 12 Положения "О муниципальном долге в муниципальном образовании город Гагарин Смоленской области", утвержденного Решением N88, изложена в следующей редакции:
1. Предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления на основании решения Совета депутатов Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области о бюджете Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), Администрации города Гагарин Смоленской области, а также договора о предоставлении муниципальной гарантии при условии:
проведения анализа финансового состояния принципала;
предоставления принципалом соответствующего требованиям ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ и гражданского законодательства РФ обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-то части гарантии;
отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по муниципальным гарантиям, ранее предоставленным муниципальному образованию.
При предоставлении муниципальной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу анализ финансового состояния принципала может не проводиться. При предоставлении указанных гарантий обеспечение исполнения обязательств принципала перед гарантом, которые могут возникнуть в связи с предъявлением гарантом регрессных требований к принципалу, не требуется.
2. Предоставление муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлений муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом в Администрацию города Гагарин Смоленской области документов согласно перечню, устанавливаемому Администрацией города Гагарин Смоленской области.
3. Анализ финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии осуществляется Администрацией города Гагарин Смоленской области в установленном ею порядке.
4. Решением Совета депутатов города Гагарин Смоленской области о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных муниципальных гарантий.
5. Муниципальное образование город Гагарин Смоленской области в целях предоставления и исполнения муниципальных гарантий, а также ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в (связи с предоставлением и исполнением муниципальных гарантий, вправе воспользоваться услугами агента, назначаемого Администрацией города Гагарин Смоленской области.
В результате анализа Решения N37 установлено следующее.
В соответствии с положениями пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, государственные или муниципальные преференции это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Таким образом, предоставление муниципальных гарантий является одним из видов муниципальной преференции.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 этой статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:
1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;
4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, отсутствие в рассматриваемом Решении положений о необходимости согласования предоставления муниципальных гарантий (как одного из видов муниципальных преференций) с антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьями 19-20 Закона о защите конкуренции, может привести к предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных преимуществ и как следствие - недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
До момента рассмотрения дела в адрес Смоленского УФАС России поступило письмо Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от 14.06.2013 N61 в котором было указано следующее.
Неурегулирование порядка согласования с антимонопольным органом предоставления муниципальных гарантий объясняется детальным определением данного порядка в законе, и ни в коей мере не может означать отрицание необходимости его соблюдения органами местного самоуправления, осуществляющими распоряжение муниципальным имуществом, юридическими и физическими лицами. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Также в отношении рассматриваемого правового акта Гагаринской межрайонной прокуратурой осуществлялась антикоррупционная экспертиза (в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"), по результатам проведения которой каких-либо замечаний и предложений не было высказано.
Таким образом, рассматриваемое Положение не нарушает законные права и интересы хозяйствующих субъектов, не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку принято без выхода за рамки компетенции Совета депутатов города Гагарин Смоленской области по установлению порядка распоряжения муниципальной собственностью.
По мнению Совета депутатов, "действиями с выходом за рамки предоставленной компетенции явилось бы установление правовых норм, в полном объеме дублирующих действующее антимонопольное законодательство, поскольку в соответствии с Конституцией РФ установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации (пункт "ж" статьи 71), частями 1, 2 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, иных федеральных законов. Отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Совет депутатов просит прекратить рассмотрение дела N 25-13 по причине отсутствия нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Совета депутатов города Гагарин Смоленской области.
В ходе рассмотрения дела представители Ответчика поддержали доводы, указанные в письме от 14.06.2013 N61.
Доводы, изложенные в указанном выше письме Совета депутатов города Гагарин Смоленской области не подлежат удовлетворению в связи с тем, что рассматриваемые правовые акты не содержат определения муниципальной гарантии как одного из видов муниципальной преференции. Также рассматриваемый правовой акт не содержит указания на то, что муниципальные гарантии будут предоставляться только в порядке исключений, указанных в части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, что дает возможность производить данные действия без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Ответчика, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Совета депутатов города Гагарин Смоленской области факта нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии правового акта на основании положений которого предоставление муниципальной преференции возможно осуществлять без соблюдения порядка, установленного главой 5 данного Закона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Смоленского УФАС России решила:
1. Признать Совет депутатов города Гагарин Смоленской области нарушившим положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части принятия органом местного самоуправления акта (Решения Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от 28.09.2006 N88 "Об утверждении Положения "О муниципальном долге в муниципальном образовании город Гагарин Смоленской области" (в редакции Решения от 31.03.2011 N37)), согласно которому предоставление муниципальной преференции возможно осуществлять без соблюдения порядка, установленного главой 5 данного закона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов города Гагарин предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства N25-13
28 июня 2013 года г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 28 июня 2013 года по делу N25-13 о нарушении Советом депутатов города Гагарин Смоленской области, расположенным по адресу: 215010, Смоленская область, Гагаринский район, г. Гагарин, ул. Советская, д.4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Совету депутатов города Гагарин Смоленской области в срок до 08.07.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем приведения Решения 28.09.2006 N88 "Об утверждении Положения "О муниципальном долге в муниципальном образовании город Гагарин Смоленской области" (в редакции Решения от 31.03.2011 N37) в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, в части исключения возможности предоставления муниципальных гарантий (одного из видов муниципальных преференций) без соблюдения порядка, установленного главой 5 данного Закона.
2. О выполнении настоящего Предписания Совету депутатов города Гагарин Смоленской области письменно сообщить в Смоленское УФАС России в пятидневный срок со дня исполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области N 25-13 (опубликовано 15 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016