Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 46 (опубликовано 25 июля 2013 г.)
Изготовлено в полном объеме: 24 июля 2013 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева - руководителя управления;
Членов Комиссии:
- К.А. Бабаева - заместителя руководителя управления,
-И.И.Матакаева- главного государственного инспектора отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- З.У. Узденовой - главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- Г.Р. Зименко - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,
рассмотрев дело N 46 по признакам нарушения Мэрией муниципального образования города Черкесска (369000, г. Черкесск, пр. Ленина, 54-а) статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении норм накопления твердых бытовых отходов для индивидуальных предпринимателей, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности города Черкесска, установила:
При рассмотрении дела N 25, возбужденного приказом от 18.04.2013 г. N 100, было установлено, что Мэрией муниципального образования города Черкесска (далее - Мэрия) были утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов не только для населения, но и в нарушение норм действующего законодательства - для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования города Черкесска. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении настоящего дела установлено следующее.
Уставом муниципального образования г. Черкесска (принят решением Думы муниципального образования города Черкесска 30.10.2012 N 12) предусмотрено, что Мэрия - это исполнительно-распорядительный орган, возглавляемый Руководителем мэрии (мэром). Акты по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, издаются Мэрией в форме постановлений.
Пунктом 24 статьи 16 Закона от 06.10. 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ), установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Мэрией издано постановление от 24.12.2012 N 2340 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов для населения, индивидуальных предпринимателей, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности города Черкесска", в котором указано, что при его издании Мэрия руководствовалась пунктом 24 статьи 16 N 131-ФЗ. Постановлениями от 27.02.2013 N 397, от 15.03.2013 N 533 в постановление N 2340 внесены изменения. Постановлением от 01.07.2013 г. N 1364, в котором также указано, что при его издании Мэрия руководствовалась пунктом 24 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, отменены с 01.07.2013 г. постановления N 2340, N 397, N 533 и в отношении индивидуальных предпринимателей, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности города Черкесска утверждены такие же нормативы накопления отходов, что и в постановлении N 2340.
Законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется этим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (ч.1. ст.2). К полномочиям городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статьей 18 этого закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 5.2.56.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" Минприроды РФ изданы приказ от 25.02.2010 N 50, которым утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений) и приказ от 16.02.2010 N 30, устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, предназначенный для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Исходя из приведенных положений следует, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации. Поскольку разработка и принятие нормативных актов в области обращения с отходами не входит в компетенцию исполнительно-распорядительного органа городского округа (Мэрии), постановления от 24.12.2012 N 2340 и от 01.07.2013 г. N 1364 в части установления нормативов образования (накопления) отходов для хозяйствующих субъектов, является незаконным, т.к. принято за пределами его полномочий.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В результате принятия Мэрией постановлений от 24.12.2012 N 2340 и от 01.07.2013 г. N 1364 для предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания; рынков; лечебных и детских дошкольных учреждений; предприятий культурно-массового назначения; учреждений и организаций всех форм собственности установлены нормы накопления отходов, не отражающие фактический объем образующихся в результате их хозяйственной деятельности твердых отходов. В перечень объектов образования твердых отходов включены все хозяйствующие субъекты, в том числе, не являющиеся муниципальными предприятиями (учреждениями). Эти действия Мэрии повлекли заключение Черкесским городским муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство" договоров на вывоз и утилизацию (захоронение) твердых отходов, в которых объем предъявленных к вывозу и захоронению отходов установлен с нарушением норм действующего законодательства по определению подлежащего к вывозу и утилизации объема твердых отходов. Таким образом, для хозяйствующих субъектов, не являющихся муниципальными предприятиями (учреждениями) и не находящиеся в подчинении у органа местного самоуправления, Мэрией установлены не предусмотренные требования к объему оказываемых им услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых отходов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Мэрию муниципального образования города Черкесска (369000, г. Черкесск, пр. Ленина, 54-а) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Мэрии муниципального образования города Черкесска (369000, г. Черкесск, пр. Ленина, 54-а) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
- исключить из приложения к постановлению Мэрии муниципального образования города Черкесска N 1364 от 01.07.2013 г. раздел II "Нежилой фонд" нормы накопления твердых отходов в отношении хозяйствующих субъектов, не находящихся в подчинении органа местного самоуправления города Черкесска.
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9. КоАП РФ.
Председатель Комиссии А.С.Уракчиев
Члены Комиссии К.А.Бабаев
И.И.Матакаев
З.У. Узденова
Г.Р. Зименко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 46 (опубликовано 25 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016