Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 3720/02 (опубликовано 26 июля 2013 г.)
Великий Новгород Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2013 года.В полном объеме решение изготовлено 26 июля 2013 года.
Комиссия Новгородского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: Пашковой Г.Н. - заместителя руководителя Управления - начальника отдела антимонопольного контроля,
членов Комиссии:
Попович Л.И. - ведущего специалиста-эксперта Управления,
Крапивина А.И. - ведущего специалиста-эксперт Управления;
при участии представителя Думы Валдайского муниципального района Ширяеева Владимира Игоревича, действующего по доверенности от 24.07.2013,
рассмотрев дело N 36 по признакам нарушения Думой Валдайского муниципального района Новгородской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В результате проведенной специалистами Управления выездной плановой проверки по соблюдению антимонопольного законодательства Думой Валдайского муниципального района Новгородской области установлено, что Думой Валдайского муниципального района Новгородской области принято решение от 25.03.2010 N 452 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Валдайского муниципального района" (в редакции решений Думы Валдайского муниципального района от 27.05.2010 N 464, от 27.09.2010 N 485). Указанным решением утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Валдайского муниципального района (далее - Положение), которое определяет порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 2.2 раздела 2 Положения "Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения" предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица подают заявление в Администрацию района о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, что не соответствует действующей в настоящее время в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 05.04.2013) (далее - ЗК РФ) и пункту 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - Приказ N 475), в соответствии с которыми предоставление кадастрового паспорта является правом, а не обязанностью заявителя.
Пункт 4.5.2 раздела 4 Положения "Порядок продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам расположенных на них объектов недвижимости" также не соответствует требованиям части 5 статьи 36 ЗК РФ в действующей редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ и пункту 2 Приказа N 475, которыми предусмотрено, что ряд документов, которые находятся в распоряжении Администрации района, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, и которые необходимы для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности пунктом 2 части 1 указанной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
На рассмотрении дела представитель Думы Валдайского муниципального района признал нарушение антимонопольного законодательства и заявил, что в вышеуказанный акт Думы Валдайского муниципального района в ближайшее время будут внесены изменения.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения лица, комиссия установила следующее.
Наличие в Положении требований о представлении документов, не предусмотренных частью 5 статьи 36 ЗК РФ и Приказом N 475 может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, так как происходит ущемление законных прав, интересов хозяйствующих субъектов, имеющих намерение купить земельный участок либо прибрести его на ином законом прав, вследствие необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, выполнение которых налагает на хозяйствующих субъектов дополнительные обременения в виде временных и финансовых затрат на получение документов.
Таким образом, нормативный правовой акт Думы Валдайского муниципального района, а именно - решение от 25.03.2010 N 452 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Валдайского муниципального района" (в редакции решений Думы Валдайского муниципального района от 27.05.2010 N 464, от 27.09.2010 N 485) содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях (бездействии) Думы Валдайского муниципального района нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии и невнесении изменений в нормативный правовой акт, а именно - в решение от 25.03.2010 N 452 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Валдайского муниципального района" (в редакции решений Думы Валдайского муниципального района от 27.05.2010 N 464, от 27.09.2010 N 485) в части пунктов 2.2 раздела 2, пункта 4.5.2 раздела 4 Положения, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Думе Валдайского муниципального района обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: внести изменения в решение от 25.03.2010 N 452 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Валдайского муниципального района" (в редакции решений Думы Валдайского муниципального района от 27.05.2010 N 464, от 27.09.2010 N 485) с целью приведения его в соответствие с действующим антимонопольным законодательством либо отменить указанный акт и обеспечить официальное опубликование акта об отмене или внесении изменений в указанное решения Думы Валдайского муниципального района в средстве массовой информации.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии Л.И. Попович
А.И. Крапивин
Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 3720/02 (опубликовано 26 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016