Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 21 декабря 2015 г. N 1-00-2120/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "НОВЕЛТИ ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины" ФМБА России" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на на поставку генератора технеция-99-м (реестровый N 31502976338) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в установлении избыточных требований в составе Аукционной документации, а также требований, ограничивающих допуск к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины" ФМБА России" (далее - Положение о закупках).
19.11.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 19.11.2015 дата окончания подачи заявок - 10.12.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 10.12.2015, дата подведения итогов Аукциона - 14.12.2015.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре от 10.12.2015 N б/н следует, что заявка Заявителя была отклонена Заказчиком так как все генераторы, предложенные Заявителем являются генераторами ПОЛГЕНТЕК, что не соответствует типам, указанным в спецификации, что в свою очередь не соответствует требованиям Технического задания Извещения о проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
в установлении требования в составе Аукционной документации о предоставлении в составе заявки участника лицензии на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в установлении требования в составе Аукционной документации о предоставлении в составе заявки участника лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
в установлении требования в составе Аукционной документации о предоставлении в составе заявки участника правил хранения товара;
в установлении в составе Технического задания Аукционной документации требования о предоставлении товара, страной происхождения которого является Россия, а также о предоставлении товара конкретного производителя;
В ходе заседания Комиссии Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым указание в спецификации на закупку конкретных типов радионуклидных генераторов конкретных производителей является обязательным условием соблюдения законодательства Российской Федерации в области обращения лекарственных средств.
Комиссия изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 6 Извещения о проведении Аукциона предметом Аукциона является поставка генератора технеция-99-м.
Согласно подпункту "м" пункта 24.14. Аукционной документации для участия в Аукционе, участнику необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе в том числе документы, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие требования установлены). Перечень лицензий и т. п.:
лицензия на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.10.2008 N 262 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии") (1 экземпляр);
лицензии на эксплуатацию радиационных источников (оборудования, в котором содержатся радиоактивные вещества), выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
правила хранения товара (в случае, если для товара производителем предусмотрены особые условия хранения). Данные документы предоставляются в оригинале (сканы оригиналов), либо нотариально заверенные копии.
Учитывая изложенное, участники Аукциона должны представить в составе своей заявки на участие в Аукционе лицензию на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.2. части 6 Приложения N 6 Аукционной документации (Проект договора) Заказчик своими силами и за свой счет забирает товар со склада поставщика.
Исходя из вышеизложенного, в составе Аукционной документации, а именно подпунктом "м" пункта 24.14. Аукционной документации, установлено требование о необходимости участникам Аукциона предоставить в составе заявки на участие в Аукционе лицензию на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, однако из пунктом 6.2. части 6 Приложения N 6 Аукционной документации (Проект договора) вытекает то, что лицо, признанное победителем по итогам Аукциона и с которым заключен договор (поставщик), не поставляет товар, а Заказчик своими силами и за свой счет забирает товар со склада поставщика.
Вышеуказанное требование о предоставлении лицензии на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, установленное в составе Аукционной документации, является излишним в силу того, что из условий Аукционной документации не вытекает обязанность участника Аукциона, признанного победителем по его итогам, транспортировать товар собственными силами и за собственные средства.
При этом в ходе заседания Комиссии, Заказчиком не была доказана целесообразность установления вышеуказанного требования о предоставлении лицензии на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом информационной открытости закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части довода относительно установления требования в составе Аукционной документации о предоставлении в составе заявки участника лицензии на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При этом, Комиссия сообщает, что установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе вышеуказанной лицензии не повлияла на права и законные интересы Заявителя в силу того, что в составе его заявки на участие в Аукционе такая лицензия присутствовала.
Вместе с тем, подпунктом "м" пункта 24.14. Аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе, в том числе лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
При этом, как было указано ранее, предметом Аукциона является поставка генератора технеция-99-м.
В соответствии с Приложением к положению о лицензировании фармацевтической деятельности Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011
N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" фармацевтическая деятельность, требующая лицензирования, включает в себя виды работ и услуг связанные с торговлей, хранением, перевозкой, отпуском, изготовлением лекарственных средств и препаратов.
Вместе с тем, в ходе заседания, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия установила, что товар, требуемый для поставки, а именно генератор технеция-99-м, не является лекарственным препаратом либо лекарственным средством, так как вышеуказанный генератор является техническим приспособлением, используемым для изготовления лекарственных средств.
Учитывая вышеизложенное, установление требование к участникам Аукциона в составе Аукционной документации о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, не обосновано в силу того, что поставляемый товар не является лекарственным препаратом либо лекарственным средством.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части довода относительно установления требования в составе Аукционной документации о предоставлении в составе заявки участника лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В указанных действиях Заказчика также усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При этом, Комиссия сообщает, что установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе вышеуказанной лицензии не повлияла на права и законные интересы Заявителя в силу того, что в составе его заявки на участие в Аукционе такая лицензия присутствовала.
Вместе с тем, подпунктом "м" пункта 24.14. Аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе, в том числе правил хранения товара (в случае, если для товара производителем предусмотрены особые условия хранения).
Исходя из текста жалобы Заявителя, формулировка вышеуказанного требования о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе правил хранения товара (в случае, если для товара производителем предусмотрены особые условия хранения) ограничивает конкуренцию, так как правила хранения товара оформляются в виде отдельного документа не всеми производителями. В отдельных случаях требования к условиям хранения товара указаны в составе инструкции по применению изделия медицинского назначения.
При этом, Комиссия сообщает, что требование, установленное подпунктом "м" пункта 24.14. Аукционной документации, не устанавливает ограничение на возможность предоставления правил хранения товара не в виде отдельного документа, а в составе иного документа. Вышеуказанное утверждение подтверждается тем, что Комиссией была изучена заявка Заявителя и было установлено, что Заявителем была представлена инструкция по применению изделия медицинского назначения в составе которой присутствовали требуемые Аукционной документацией правила хранения товара. Однако, на этом основании Заявителю не было отказано в допуске к участию в Аукционе.
Учитывая изложенное, установление требования о предоставлении правил хранения товара в составе заявки на участие в Аукционе не повлияло на права и законные интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части довода относительно установления требования в составе Аукционной документации о предоставлении в составе заявки участника правил хранения товара.
В соответствии с Техническом задание Аукционной документации установлены прочие требования к товару, его функциональным характеристикам:
срок годности на момент поставки товара должен составлять не менее 10,5 дней от общего срока годности;
страна происхождения товара: Россия.
Вместе с тем, Приложением N 2 к Извещению о проведении Аукциона (далее - Спецификация) установлены требования к технических характеристикам поставляемого товара.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что указанные в Спецификации типы товаров, а именно ГТ-2-м, ГТ-4к, на территории Российской Федерации производится только двумя организациями.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 6.3. Положения о закупках Заказчик вправе установить следующие требования к закупаемой продукции:
требования к качеству, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и техническим характеристикам продукции, требования к безопасности продукции и иные показатели, связанные с определением соответствия продукции потребностям Заказчика;
наличие товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, при этом в требованиях должны быть указаны слова "или аналог" ("или эквивалент");
Указание в требованиях продукции без слов "или аналог" ("или эквивалент") допустимо:
при закупке запасных частей или расходных материалов для оборудования, находящегося на гарантии, и если использование именно таких запасных частей или расходных материалов предусмотрено условиями гарантии, технической эксплуатационной документацией;
по решению Заказчика, в случае если закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми Заказчиком, и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков; при этом обоснование такого решения указывается в документации процедуры закупки;
при закупке продукции, закупаемой в рамках исполнения контракта для государственных (муниципальных) нужд.
В ходе заседания Комиссии, Заказчиком были представлены государственные контракты (в том числе от 10.12.2015 N 331А, от 13.11.2015 N 91 ГК, 20.07.2015
N 01642000031015002967), согласно которым Заказчик обязуется исполнить контракты на поставку генераторов технеция для государственных (муниципальных) нужд.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик правомерно установил требования к товару в составе Аукционной документации о необходимости поставить конкретный товар Российского производства.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части довода относительно установления в составе Технического задания Аукционной документации требования о предоставлении товара, страной происхождения которого является Россия, а также о предоставлении товара конкретного производителя.
Вместе с тем, в ходе заседания Заказчик представил договор от 16.12.2015
N ФЦ91/12-2015, заключенный по итогам Аукциона с ОАО "Всерегиональное объединение "Изотоп".
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части доводов относительно установления требования в составе Аукционной документации о предоставлении в составе заявки участника лицензии на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также относительно установления требования в составе Аукционной документации о предоставлении в составе заявки участника лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. В остальной части жалобу признать необоснованной.
Признать в действия Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Аукциона.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 декабря 2015 г. N 1-00-2120/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016