Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 30 декабря 2015 г.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Технологии безопасности" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГАУК г. Москвы "Усадьба Воронцово" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по содержанию и уборке подведомственных территорий ГАУК г. Москвы "Усадьба Воронцово" (реестровый N 31503004119) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерной оценке заявки Заявителя при подведении итогов Конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУК г. Москвы "Усадьба Воронцово" в редакции, действующей на момент объявления Закупок (далее - Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
26.11.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 26.11.2015 дата окончания подачи заявок - 17.12.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 17.12.2015, дата подведения итогов - 18.12.2015.
Начальная (максимальная) цена договора - 24 184 000, 00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 18.12.2015
N 31503004119-3 заявке Заявителя было присвоено второе место с общим баллом равным 37,5.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик неправомерно произвел оценку его заявки по подкритерию "Описание порядка выполнения работ" критерия "Качество технического предложения".
Заказчик с данным доводом жалобы Заявителя не согласился, представив при этом письменные возражения.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 5.4.2 Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе установлен в приложении 1 к Информационной карте Конкурсной документации.
Согласно приложению 1 Информационной карты Конкурсной документации оценка заявок участников производится, в том числе по критерию "Качество технического предложения". При этом, вышеуказанный критерий содержит в себе подкритерий "Описание порядка выполнения работ".
Рейтинг, присуждаемый заявке по данному критерию определяется следующим образом: количество баллов, присваиваемых заявке по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии. Оценка заявки участника по данному критерию определяется согласно представленным участником сведениям о качестве технического предложения, в соответствии с формой 4 "Техническое предложение участника закупки", приведенной в части IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" Конкурсной документации.
При этом, техническое предложение о работах разрабатывается участником на основе технического задания Заказчика, со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью документации и по желанию участника может содержать в себе или отдельным документом дополнительные документы, которые помогут более содержательно раскрыть техническое предложение участника.
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от совокупности признаков, которые позволяют выявить лучшие по сравнению с другими участниками Конкурса предложения.
Под совокупностью признаков (действий), которые являются лучшими по сравнению с предложениями других участников Конкурса, понимается:
a) представленные предложения рациональны и применимы для Заказчика;
б) представленные предложения создают наилучшие условия получения конечных работ потребителем;
в) представленные предложения предлагают высокий уровень реализации проекта, а так же соответствуют целям и задачам проекта;
д) представленные предложения, по мимо текстового описания, содержат в себе изображения, графики, схемы, таблицы.
Оценка в 0 баллов по критерию присваивается участнику, в случае, если техническое предложение не представлено либо по данным сайта www.kad.arbitr.ru в отношении участника имеется вступившее в законную силу решение о возмещении убытков, неустоек, штрафов, связанных с некачественным, несвоевременным оказанием услуг, выполнения работ, либо участник является ответчиком по вышеуказанным спорам. Максимальное значение 100 баллов присваивается наиболее содержательно проработанному предложению, позволяющему составить однозначное мнение об объективно обоснованном достижении наилучшего результата закупки.
Баллы по показателю начисляются по следующей шкале:
Предложение не представлено - 0 баллов;
Предложение представлено, но содержит в себе ссылки на соответствие требованиям технической части документации или на соответствие положениям документации, без содержательного описания по всем пунктам технического задания - 10 баллов;
Предложение разработано в соответствии с требованиями технического задания, содержит в себе документы, характеризующие качество работ, с содержательным описанием по всем пунктам технического задания, но совокупность признаков (действий) не позволяет составить однозначное мнение об объективно обоснованном достижении наилучшего результата Конкурса при выполнении предложенной подрядчиком совокупности признаков (действий) - 50 баллов;
Предложение разработано в соответствии с требованиями технического задания, содержит в себе документы, характеризующие качество работ, с содержательным описанием по всем пунктам технического задания, по которым объективно обосновано повышение качества либо количества работ, включая систематизированную совокупность признаков (действий), позволяющих составить однозначное мнение об объективно обоснованном достижении наилучшего результата закупки, при выполнении предложенной подрядчиком совокупности признаков (действий) - 100 баллов.
При начислении баллов по показателю Заказчик будет исходить из совокупности признаков, указанных выше, которые позволяют выявить лучшие по сравнению с другими участниками Конкурса предложения, с учетом, представленных в составе заявки документов, характеризующих качество работ.
Таким образом, Комиссия отмечает, что установленный в Конкурсной документации порядок оценки по подкритерию "Описание порядка выполнения работ" критерия "Качество технического предложения" раскрыт не полностью и приводит к субъективному начислению баллов членами Конкурсной комиссии ввиду наличия неоднозначных показателей оценки участников Конкурса. В связи с чем, невозможно определить какое количество баллов исходя из максимального количества будет присвоено той или иной заявке участников Конкурса, в зависимости от тех или иных представленных документов.
В виду вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что документы в составе заявки по ранее названному критерию оцениваются членами комиссии субъективно, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника. В утвержденном порядке оценки отсутствуют сведения, относительно конкретного объема документов и данных, необходимого для получения максимального балла по ранее указанному критерию.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок по критерию "Качество технического предложения", утвержденный в Конкурсной документации не позволяет определить правомерность присвоения баллов по указанному критерию, тем самым лишая участников возможности получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам и правомерности определения победителя, а также не обеспечивает равные права, возможности и условия для участников Конкурса.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны Заказчика в целях определения победителя проводимого Конкурса.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании Конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в Конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.
Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и заказчиков при подведении их итогов.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016