Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 187/02 (опубликовано 21 января 2016 г.)
В соответствии с пунктом 3.1.1. Договора, исполнитель обязуется надлежащим образом производить оплату электроэнергии (мощности) с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных Договором.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Таким образом, согласно действующему законодательству в издержках по содержанию общего имущества многоквартирного дома обязаны участвовать как собственники расположенных в данном доме квартир, так и собственники нежилых помещений.
В силу пунктов 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники нежилых помещений наряду с собственниками жилых помещений владеют на праве собственности общим имуществом многоквартирного жилого дома и несут бремя его содержания.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В свою очередь, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правила N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354:
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги,
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Таким образом, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию.
Как следует из информации, представленной по запросам Управления ООО "ТНС энерго Великий Новгород" (от 24.12.2015 вх. N 11097) и Товариществом (от 11.12.2015 вх. N 10641), собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 111, находящемся под управлением Товарищества, является ОАО "Новгородоблэнергосбыт".
ОАО "Новгородоблэнергосбыт" имеет действующий договор с ООО "ТНС энерго Великий Новгород". Таким образом, поставщиком коммунального ресурса - электрической энергии для ОАО "Новгородоблэнергосбыт" является непосредственно ООО "ТНС энерго Великий Новгород".
В то же время, согласно пункту 18 Правил N 354, в случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по договорам, заключенным непосредственно с ресурсоснабжающей организацией такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
Таким образом, по смыслу данной правовой нормы наличие отдельной системы электроснабжения не является основанием для освобождения собственников нежилых помещений от участия в расходах по содержанию многоквартирного дома, в том числе по оплате электроэнергии, поставляемой на общедомовые нужды.
Исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме по адресу ул. Большая Санкт-Петербургская, д.111, является Товарищество.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 34 Правил N 354, одним из обязательств потребителя является своевременное и в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, ОАО "Новгородоблэнергосбыт" обязано вносить плату за общедомовые нужды в адрес Товарищества.
Как следует из ответа, представленного ТСЖ "Большая Санкт-Петербургская 111" в Управление 11.12.2015 вх. N 10641, между ТСЖ и ОАО "Новгородоблэнергосбыт" 01.07.2011 заключен договор на содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества жилого многоквартирного дома Подтверждения наличия каких-либо иных договорных отношений с Обществом заявителем по запросу Управления не представлено.
В то же время, отсутствие договорных отношений между Товариществом и ОАО "Новгородоблэнергосбыт" не может свидетельствовать об отсутствии фактического предоставления услуги электроснабжения на общедомовые нужды, а также, в свою очередь об отсутствии обязанности оплаты Товариществом в адрес ООО "ТНС энерго Великий Новгород" электроэнергии, использованной Товариществом для предоставления вышеназванной коммунальной услуги собственнику нежилого помещения, в соответствии с Договором энергоснабжения N 01-61270.
Как следует из ответа, представленного ООО "ТНС энерго Великий Новгород", объем электроэнергии, приобретаемый ТСЖ в целях предоставления ОАО "Новгородоблэнергосбыт" услуги электроснабжения на общедомовые нужды рассчитывается в соответствии с Правилами N 354 как доля от общего потребления, определенного исходя из показаний общедомового учета.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354, коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.
Таким образом, коммунальная услуга электроснабжения на общедомовые нужды предоставляется Товариществом ОАО "Новгородоблэнергосбыт" с момента возникновения у Общества права собственности на данное нежилое помещение. Право собственности на нежилое помещение возникло у ОАО "Новгородоблэнергосбыт" до 01.10.2014. Следовательно, услуга электроснабжения на общедомовые нужды предоставлялось Товариществом Обществу в том числе и весь период с 01.10.2014 по 31.08.2015.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 25.12.2015) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 15 Правил N 124, Договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса, определенной с учетом положений пункта 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 10.1 Договора энергоснабжения N 01-61270, договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует с 00 часов 00 минут "1" октября 2014 года по "31" декабря 2014. Договор считается пролонгированным на каждый последующий календарный год, если за 20 дней до окончания срока его действия ни одна из Сторон письменно не заявит другой Стороне о его прекращении или изменении, или заключении нового договора.
В соответствии с вышеизложенным, действия ООО "ТНС энерго Великий Новгород" по включению в выставляемые Товариществу счета-фактуры за потребленную ОАО "Новгородоблэнергосбыт" на общедомовые нужды электрическую энергию начиная с 01.10.2014 являются правомерными.
Приложением N 1 к "Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, установлен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
ОАО "Новгородоблэнергосбыт", как коммерческая организация, не является потребителем, приравненным к населению.
Постановлениями Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 16.12.2013 N 72/1 "О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Новгородской области на 2014 год" и Постановлением Комитета от 17.12.2014 N 63 (ред. от 26.03.2015) "О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Новгородской области на 2015 год" что прямо следует из названия и содержания вышеуказанных нормативных правовых актов, были установлены цены (тарифы) на электрическую энергию исключительно для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Таким образом, так как в рассматриваемом случае собственник нежилого помещения не относится к категории потребителей, приравненных к населению, ООО "ТНС энерго Великий Новгород" не имело правовых оснований при выставлении Товариществу счетов на оплату коммунального ресурса определять стоимость электроэнергии, потребленной данным собственником на общедомовые нужды, исходя из тарифов для населения.
Более того, в соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил N 124, стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений (включая подлежащий оплате этими лицами объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды), рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.
Вышеназванное положение Правил N 124 отражено в п. 1.2 Приложения N 1 к Договору энергоснабжения N 01-61270, в соответствии с которым стоимость электроэнергии (мощности) рассчитывается исходя из предельных уровней нерегулируемых цен и количества потребленной электроэнергии (мощности), приобретаемой Исполнителем в целях, в частности, предоставления услуги на общедомовые нужды собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме.
Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Согласно пункту 86 Основных положений, предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее - предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:
первая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно разделу "Термины и определения" Договора энергоснабжения N 01-61270, "расчетный период" - период времени, в течение которого Исполнителю поставляется электроэнергия и за который Исполнителем производится расчет, равный 1 месяцу.
Таким образом, учет объемов покупки электрической энергии согласно Договору энергоснабжения N 01-61270 осуществляется в целом за расчетный период.
В данной связи ООО "ТНС энерго Великий Новгород" правомерно включало в счета-фактуры выставляемые Товариществу стоимость электрической энергии, потребленной ОАО "Новгородоблэлектро" на общедомовые нужды не с применением установленных Комитетом по ценовой и тарифной политике цен (тарифов) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а в соответствии предельными уровнями нерегулируемых цен 1-й ценовой категории в период с 01.10.2014. по 31.08.2015.
При таких обстоятельствах Управление не усматривает признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Общества.
Руководствуясь вышеизложенным, а также пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства отказать в связи с отсутствием признаков в рассматриваемых действиях ООО "ТНС энерго Великий Новгород" нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководитель Управления
Государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Исп.: Аванесян М.В.
738-851
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 187/02 (опубликовано 21 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016