Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 8 октября 2010 г.
(изготовлено в полном объеме 22 октября 2010)
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела N 03-03/46-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.,
члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
рассмотрев дело N 03-03/46-10 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Научно-производственное объединение "Сатурн" (далее - ОАО "НПО "Сатурн"), расположенным по адресу: 152903, г. Рыбинск, пр.Ленина, д.163, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
При рассмотрении Ярославским УФАС России заявления Ассоциации Ярославских страховщиков (вх. N 7354 от 18.12.2009) о заключении ОАО "НПО "Сатурн" договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (полисы серии ВВВ N 0144981953, ВВВ N 0144981954 от 24.07.2009 года) с ОСАО "РЕСО-Гарантия" (Ярославским филиалом) без проведения открытого конкурса выявлено нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
ОАО "НПО "Сатурн" нарушение требований части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции при заключении договоров страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств не признало. В обоснование своей позиции общество привело следующие доводы.
По мнению ОАО "НПО "Сатурн", общество не является субъектом естественной монополии в сфере передачи тепловой энергии, поскольку как энергоснабжающая организация, обладающая правом собственности на тепловую энергию, не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, а продает ее потребителю (письмо N 210/013-191 от 11.05.2010).
Представитель ОАО "НПО "Сатурн" на заседании Комиссии пояснил, что общество поставляет тепловую энергию по договорам купли-продажи. Продажу тепловой энергии потребителю общество осуществляют на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, поэтому транспортировка тепловой энергии из котельной до границы балансовой принадлежности сетей входит в технологический процесс поставки тепловой энергии, а не является отдельной услугой по передаче тепловой энергии. Исходя из этого, общество не осуществляет передачу тепловой энергии и поэтому не является субъектом естественной монополии, следовательно, на него не возложена обязанность заключать договоры на оказание финансовых услуг путем проведения процедуры открытого конкурса, действия общества не регламентируются частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
При выборе страховой организации для заключения договоров ОСАГО ОАО "НПО "Сатурн" проводило мониторинг рейтинга надежности страховых компаний. Выбор был сделан в пользу ОСАО "РЕСО-Гарантия" как одного из надежных страховщиков (рейтинг надежности А++), занявшего в 2008 году 4-е место в списке крупнейших страховых компаний (письмо от 12.02.2010 вх. N 811)
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 года "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, в том числе к ним отнесены услуги по передаче тепловой энергии.
ОАО "НПО "Сатурн", осуществляя поставку тепловой энергии потребителям по договорам купли-продажи от границы балансовой принадлежности тепловых сетей, но до точки поставки общество транспортирует (передает) тепловую энергию по тепловым сетям, которые имеют большую протяженность по территории объединения с учетом занимаемых производственных площадей. Тепловые сети требуют дополнительных затрат на их ремонт и содержание в надлежащем состоянии.
Постановлением Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов от 09.12.2009 N ППр-208-ТЭ установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ОАО "НПО "Сатурн" г. Рыбинска.
Из письма Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (исх. N 01-07/3023 от 19.08.2010) следует, что при расчете тарифа на 2009 год на тепловую энергию, вырабатываемую ОАО "НПО "Сатурн", в составе необходимой валовой выручки департаментом были учтены затраты цеха N14, обслуживающего инженерные сети, в части расходов на техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей всего в сумме 5 942 042 руб., в том числе, отнесено на тепловую энергию 4 995 345 руб.
Таким образом, в стоимость тарифа на тепловую энергию включены затраты и на ремонт и содержание тепловых сетей, без чего передача тепловой энергии по тепловым сетям невозможна. Передача тепловой энергии по своим тепловым сетям ОАО "НПО "Сатурн" относится к естественно-монопольному виду деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе страхования ответственности.
Как следует из пункта 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Пункт 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями указанного федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Из системного толкования статей 1 и 18 Закона о защите конкуренции следует, что возложение на субъектов естественных монополий обязанности по отбору финансовых организаций для оказания услуг по страхованию введено законодателем именно в целях защиты конкуренции.
Таким образом, действия ОАО "НПО "Сатурн" по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства серии ВВВ N 0144981953, ВВВ N 0144981954 от 24.07.2009 года с Ярославским филиалом ОСАО "РЕСО-Гарантия" без проведения открытого конкурса или открытого аукциона являются нарушением части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Срок действия указанных договоров обязательного страхования истек 24.07.2010 года.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
р е ш и л а:
1. Признать Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" нарушившим часть 1 статьи 18 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции".
3. Выдать ОАО "НПО "Сатурн" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении проведения открытого конкурса с целью отбора финансовой организации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 03-03/46-10
8 октября 2010 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 22 октября 2010 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/46-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 8 октября 2010 г. по делу N 03-03/46-10 о нарушении Открытым акционерным обществом "Научно-производственное объединение "Сатурн" (далее - ОАО "НПО "Сатурн"), расположенным по адресу: 152903, г.Рыбинск, пр.Ленина, 163, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
п р е д п и с ы в а е т:
Открытому акционерному обществу "Научно-производственное объединение "Сатурн" совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции:
- осуществлять отбор финансовых организаций для оказания услуг по страхованию ответственности путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд;
- предварительно информировать антимонопольный орган о намерении проведения открытого конкурса (аукциона) с целью отбора финансовой организации для оказания услуг по страхованию ответственности в течении двух лет с момента выдачи предписания.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 октября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016