Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 25 октября 2010 г.
Я, Гофман Эдуард Робертович, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России), рассмотрев постановление и.о. прокурора Республики Хакасия Н.Н. Макеева о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.09.2010 в отношении юридического лица - ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД"
свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серия 77 N 007929731, основной государственный регистрационный номер 1027739185407,
юридический адрес: 125167, г. Москва, пр. Ленинградский, 47,
ИНН: 7714030099,
квалифицируемого по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение порядка ценообразования),
в присутствии:
старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Хакасия Гончаренко Светланы Юрьевны.
ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" извещено о времени и месте рассмотрения дела посредством факсимильной связи, своего представителя на рассмотрение дела не направило, в связи с изложенным дело рассматривается в отсутствие представителя ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД". установил:
16 сентября 2010 года в адрес Хакасского УФАС России поступили материалы и постановление и.о. прокурора Республики Хакасия Н.Н. Макеева о возбуждении административного производства в отношении ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Из указанного постановления следует, что Прокуратурой Республики Хакасия по заданию Генеральной прокуратуры РФ в мае 2010 года проведена проверка соблюдения всеми участниками фармацевтического рынка требований федерального законодательства о ценообразовании на лекарственные средства. Установлено, что в ноябре 2009 года было отмечено значительное увеличение стоимости лекарственного препарата "Арбидол" вследствие завышения его оптовой стоимости поставщиками лекарственных средств при поставках данного лекарства в Республику Хакасия.
При этом, на официальном сайте в сети Интернет производителя лекарственного препарата "Арбидол" - ОАО "Фармстандарт" неоднократно размещалась информация о неповышении стоимости на данное лекарство до конца 2009 года и сохранении его стоимости на уровне цен 2008 года. Данная информация являлась общедоступной для всех участников фармацевтического рынка.
Вместе с тем, отдельными поставщиками допускались случаи завышения не только торговых надбавок на лекарства, но и недостоверного указания в товарных накладных стоимости на данное лекарство в графе "цена завода-изготовителя".
Согласно перечню цен ОАО "Фармстандарт" цена завода изготовителя на лекарственный препарат "Арбидол" 100 мг капс. N 10 серия 2110809, отпущенного ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва, составляет 151,8 рублей с НДС.
ЗАО "СИА Интернейшнл-Красноярск" 12.11.2009 в адрес ООО "Фармация-Хакасия" г. Абаза произведена оптовая поставка лекарственных препаратов "Арбидол" 100 мг капс. N 10 серия 2110809 с завышением реальной цены завода изготовителя, что привело к увеличению торговой надбавки до 23,5%, вместо предельно допустимого размера надбавки - 15%. Таким образом, по мнению прокуратуры Республики Хакасия, оптовая стоимость "Арбидол" 100 мг капс. N 10 серия 2110809 необоснованно завышена на 13,8 руб. или на 8,5%.
На основании вышеизложенного, прокуратурой Республики Хакасия в адрес ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва направлено уведомление N 7-11-267-2010 от 23.08.2010, согласно которому директор общества был приглашен 15.09.2010 к 14 часам для вынесения постановления о возбуждении административного производства в отношении ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ. Также было разъяснено, что в случае неявки законного представителя юридического лица согласно требованиям части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ постановление о возбуждении будет вынесено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указанное письмо было отправлено почтой по юридическому адресу ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва, получено обществом 08.09.2010, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказной корреспонденции с простым уведомлением, имеющееся в материалах дела.
Директор ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва в назначенное время не явился, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ было вынесено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.09.2010 были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
Вышеназванное постановление было направлено прокуратурой РХ в адрес ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва заказным письмом с простым уведомлением 16.09.2010, квитанция об отправке N 04792 имеется в материалах дела.
Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.6 КоАП РФ (за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).
Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях по статье 14.6 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.
И.о. прокурора Республики Хакасия Н.Н. Макеевым, возбудившим административное производство по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в отношении ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва, соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ, общество извещено о месте и времени рассмотрения настоящего дела, определение о месте и времени рассмотрения дела от 30.09.2010 N 05-3002 направлено Хакасским УФАС России посредством факсимильной связи и заказным письмом, таким образом, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее Закон о лекарственных средствах), государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, (далее Постановлением Правительства РФ N 239) утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее перечень).
В соответствии с указанным перечнем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 239 Правительством Республики Хакасия принято Постановление от 15.02.2002 N 36 "Об изменении формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения", которое устанавливает предельные размеры торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением лекарственных средств, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, согласно приложению.
Предельные размеры торговых надбавок устанавливаются к фактической отпускной цене отечественного производителя или к контрактной цене иностранного производителя.
Согласно примечанию к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 15.02.2002 N 36 "Об изменении формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" при поставке одновременно через несколько оптовых звеньев, посредников суммарная оптовая надбавка не должна превышать 15% и распределяется по согласованию сторон.
Торговая надбавка розничного звена не должна превышать 30 % от цены производителя.
Формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями оптовой торговли осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя и оптовых надбавок, не превышающих предельную оптовую надбавку, установленные в субъекте Российской Федерации.
12.11.2009 по товарной накладной N Р-1002287 ЗАО "СИА Интернейшнл-Красноярск" в адрес ООО "Фармация-Хакасия" г. Абаза произведена оптовая поставка лекарственных препаратов "Арбидол" 100 мг капс. N 10 серия 2110809 в количестве 200 упаковок. Согласно указанной товарной накладной цена производителя с НДС на "Арбидол" 100 мг капс. N 10 серия 2110809 - 179,8 рублей за 1 упаковку, оптовая торговая надбавка - 4,93%, оптовая стоимость лекарства составила 188,66 рублей.
Вместе с тем, в материалах дела имеется перечень лекарственных препаратов "Арбидол", которые поставлял завод-производитель ОАО "Фармстандарт" разным покупателям-посредникам. В том числе, ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва было отпущено лекарственного препарата "Арбидол" 100 мг капс. N 10 серия 2110809 по цене завода 151,8 рублей с НДС.
Таким образом, оптовик - посредник, указав в товарной накладной N Р-1002287 от 12.11.2009 недостоверные сведения о цене завода производителя на лекарственный препарат (179,80 рублей вместо 151,8 рублей), от которой осуществляется формирование отпускной цены оптового звена и цены реализации в рознице, нарушило порядок ценообразования на лекарственное средство "Арбидол" 100 мг капс. N 10. А именно, указывая недостоверную завышенную цену завода на "Арбидол" 100 мг капс. N 10 в размере 179,80 рублей вместо реальной цены - 151,80 рублей, общество фактически установило оптовую надбавку от реальной цены производителя в размере 24%, что противоречит требованиям Постановления Правительства Республики Хакасия от 15.02.2002 N 36 "Об изменении формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения". В результате этих действий ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" конечная цена для потребителей на лекарственное средство была завышена по вине общества, и общество излишне получило выручку от реализации лекарственного препарата "Арбидол" 100 мг капс. N 10 вследствие неправомерного завышения цены завода производителя.
В письменных пояснениях (вх. N 2979 от 30.09.2010) генеральный директор ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" указал, что лекарственное средство "Арбидол" в форме капсул в то время не являлось жизненно необходимым и важнейшим лекарственным средством, Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" государственное регулирование цен применяется только в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, перечень кото-рых утверждается Правительством РФ.
Действия ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" и ЗАО "СИА Интернейшнл -Красноярск" не противоречили требованиям федерального законодательства, действовавшего на момент по-ставки (ноябрь 2009 года). Этот факт был установлен проверкой исполнения законодательства о ценообразовании, проведенной сотрудниками прокуратуры и антимонопольной службы г. Красноярска в ноябре 2009 года, а также сотрудниками прокуратуры Октябрьского района г. Красноярска в мае 2010 го-да в ЗАО "СИА Интернейшнл-Красноярск".
Кроме того, ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" не имеет отношения к договору между ЗАО "СИА Интернейшнл-Красноярск" и ООО "Фармация-Хакасия". Между ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" и ЗАО "СИА Интернейшнл-Красноярск" заключен договор N 28 к/03 от 04.01.2003, в соответствии с которым (пункт 7.1), цена товара в накладной служит условным денежным измерителем хозяйственных взаимоотношений между комитентом и комиссионером.
На основании изложенного генеральный директор ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
С учетом пояснений генерального директора ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" был продлен срок рассмотрения, и дело было отложено определением от 30.09.2010 в связи с необходимостью представления документов, на которые имеется ссылка в пояснениях генерального директора общества. Кроме этого, были запрошены копии товарных накладных, по которым производилась закупка лекарственного препарата Арбидол у ОАО "Фармстандарт" и копии товарных накладных между ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" и ЗАО "СИА Интернейшнл-Красноярск", подтверждающих поставку в адрес ЗАО "СИА Интернейшнл-Красноярск" лекарственного препарата Арбидол в октябре - ноябре 2009 года.
Однако ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" к моменту рассмотрения дела не представило никаких документов.
Статьей 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу требований части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Считаю, что у юридического лица ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва имело возможность для правильного указания цены завода производителя на лекарственное средства "Арбидол" 100 мг капс. N 10, но не приняло для этого все зависящие от него меры, что свидетельствует о наличии вины.
В своем заключении старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Хакасия Гончаренко Светлана Юрьевна поддержала постановление и.о. прокурора Республики Хакасия о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.09.2010, считает, что ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва умышленно завысило цену завода изготовителя, это привело к увеличению торговой надбавки по сравнению с допустимой в Республике Хакасия. Эти обстоятельства свидетельствуют о совершении обществом умышленного административного правонарушения, имеются основания для привлечения ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами административного дела, которым установлено, что совершено административное правонарушение в области предпринимательской деятельности.
Лицо, совершившее административное правонарушение - юридическое лицо - ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва.
Событие административного правонарушения в области предпринимательской деятельности: нарушение порядка ценообразования.
Место совершения административного правонарушения: г. Абаза, Республики Хакасия.
Время совершения административного правонарушения: 12 ноября 2009 года.
Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В связи с тем, что лекарственного средства "Арбидол" 100 мг капс. N 10 было поставлено 200 упаковок по цене завода - производителя 179,8 рублей (с НДС) вместо 151,8 рублей, следовательно, двукратный размер излишне полученной выручки от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, составляет 11200 рублей, исходя из следующих расчетов:
"Арбидол" 100 мг капс. N 10.
179,8 - 151,8 = 28 * 200 = 5600 * 2 =11200
Принимая во внимание обстоятельства дела, считаю необходимым назначить ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва административное наказание в виде штрафа в размере -11200 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 14.6, статьей 23.48, пунктом 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Привлечь ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере 11200 рублей (одиннадцать тысяч двести рублей 00 копеек).
Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (юридический адрес: ул. Вяткина, 3, г. Абакан, РХ, 655017).
Должник: юридическое лицо - ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу 27 ноября 2010 года.
Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана 26 октября 2010 года.
Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 1 года со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Сумму штрафа за нарушение законодательства о государственном регулировании цен необходимо уплатить:
? в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010010000140.
В поле назначения платежа после основания, указать "денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о государственном регулировании цен".
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" г. Москва следует представить в Хакасское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
В соответствии части 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.
Руководитель управления Э.Р. Гофман
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 25 октября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016