Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 26 октября 2010 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
рассмотрев дело N 07-18/2010-047, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы фитнес-клуба "Republika" на страницах журнала "1000 экз.",
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- от индивидуального предпринимателя Федотовской Л.<_> Д.<_> (<_>) - <_>
- ООО "1000 экз." (<_>), <_>
заявитель <_> на рассмотрение дела не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, установила:
09 сентября 2010 г. в Ивановское УФАС России поступило заявление от жительницы г. Иваново <_> в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе при распространении рекламы фитнес-клуба "Republika" (ИП Федотовская Л.Д.) на страницах журнала "1000 экз." (ООО "1000 экз.").
Так, в журнале "1000 экз." N 6/50/2010 на странице N 21 распространяется реклама следующего содержания: "Republika, сеть фитнес республик. Фитнес-лето в подарок! г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, 33, тел: (4932) 30-60-10, www.republika-ivanovo.ru".
Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушений ч. 7 ст. 5 и ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которым не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы; в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
Ивановским УФАС России по факту распространения указанной рекламы 06 октября 2010 года возбуждено дело N 07-18/2010-047 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей ИП Федотовской Л.Д. и ООО "1000 экз.", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о предоставляемом в "Republike" фитнес-лета в подарок, является рекламой, исходя из следующих присутствующих в ней признаков рекламы:
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- распространена на страницах журнала "1000 экз.";
- направлена на привлечение внимания к фитнес-клубу "Republika" и предоставляемой им услуге (фитнес-лето в подарок); призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Антимонопольным органом был направлен запрос ИП Федотовской Л.Д. с целью получения сведений о проводимой фитнес-клубом акции "Фитнес-лето в подарок".
Из представленных ИП Федотовской Л.Д. документов следует, что клиент получит летом фитнес в подарок только при условии приобретения годового абонемента (клубной карты) с 24 мая по 21 июля 2010 г., минимальная стоимость которого для взрослого человека составляет 22 000 рублей. Действие годового абонемента начинается с момента покупки и заканчивается 31 августа 2011 года.
Необходимо отметить, что в связи с отсутствием в рекламе условий проводимой акции, потребитель может решить, что бесплатные занятия фитнесом в летний период предоставляются клубом "Republika" просто в подарок, то есть без выполнения со стороны потребителя каких либо обязательных условий.
Комиссия считает, что все условия, при соблюдении которых возможно приобретение товара, в данном случае получение летом в подарок занятия фитнесом, являются существенными и, поэтому, отсутствие хотя бы одного из них вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно приобретения рекламируемого товара.
Таким образом, отсутствие в рассматриваемой рекламе необходимых условий получения подарочных занятий фитнесом, а именно приобретение годового абонемента с 24 мая по 21 июля 2010 г., действие которого начинается с момента покупки и заканчивается 31 августа 2011 года, вводит потребителей данной рекламы в заблуждение, что нарушает требования ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Признаки нарушения ст. 9 Закона о рекламе в рассматриваемом случае не подтверждены, в связи с тем, что требования данной статьи не распространяются на мероприятия, по условиям которого подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку. В рассматриваемом случае подарок в виде занятия фитнесом в летний период предоставляется всем лицам, купившим годовой абонемент в установленный срок.
За нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6, ч. 7 и ч. 8 статьи 38 данного закона ответственность несет рекламодатель. Рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламодателем в данном случае является ИП Федотовская Л.Д., рекламопроизводителем - ООО "1000 экз.".
Представитель ИП Федотовской Л.Д. - <_> нарушение законодательства о рекламе не признала и пояснила, что в рассматриваемой рекламе помимо слогана "Фитнес-лето в подарок", который означает занятия фитнесом в подарок в летний период, указаны: контактный телефон, адрес фитнес-клуба, название сайта, где любой потенциальный клиент сможет получить всю полную информацию о рекламируемой услуге. Следовательно, данная реклама не нарушает требования ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе. <_> сообщила, что рассматриваемая реклама размещалась в мае (на радио) и в июне (в журнале "1000 экз.") 2010 года.
Представитель ООО "1000 экз." <_> полностью поддержал позицию <_> добавив, что изготовлением рекламы на основании договора от 25.12.2009 г., заключенного между ООО "1000 экз." и ИП Федотовской Л.Д., занималось ООО "1000 экз.". Изготовленный макет рекламы был согласован с рекламодателем.
Приведенный довод представителей ответчиков о замене в тексте рекламы части существенной информации номером телефона либо сайтом, по мнению Комиссии, несостоятелен и полностью опровергается тем фактом, что информация о возможности уточнения существенных условий о рекламируемой услуге по номеру телефона или на сайте фитнес-клуба, не заменяет необходимого опубликования в рекламе существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что в данном случае нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя - ИП Федотовской Л.Д.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу сети фитнес республик "Republika", в содержании которой используется словосочетание "Фитнес-лето в подарок!", ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с окончанием срока акции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении ИП Федотовской Л.Д.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 26 октября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016