Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 2 ноября 2010 г.
резолютивная часть оглашена 25 октября 2010 г.
г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 02 ноября 2010 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: ;
члены Комиссии: ,
рассмотрев дело N СЮ 04-03/2010-186Р, возбуждённое в отношении Индивидуального предпринимателя, по факту распространения на торговом павильоне, расположенном на автобусной остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону ул. Ленина), наружной рекламы пива и табака с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствии ИП, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление от 25.10.2010 г. N 42605131122629), установила:
В ходе осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы в г. Ижевске, специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 29 июня 2010 года установлен факт распространения на торговом павильоне, расположенном на автобусной остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону улицы Ленина), рекламы следующего содержания:
- "ПИВО" - "СУР" *, размещённой на рекламной конструкции, установленной над внешней витриной слева от входной группы;
- "ТАМАК" **, размещённой на рекламной конструкции, установленной над внешней витриной слева от входной группы, под надписью "Пиво Соки Воды". ____________________________
*"сур" - в переводе с удмуртского языка означает "пиво",
** "тамак" - в переводе с удмуртского языка означает "сигареты", "табак"
В ходе данного мероприятия была осуществлена фото-съёмка рекламы с помощью цифровой фотокамеры Konica Minolta Dimage Z3, по результатам составлен акт б/н от 29.06.2010 г. и установлено, что деятельность по продаже пива и сигарет в торговом павильоне, расположенном на автобусной остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону улицы Ленина), осуществляет индивидуальный предприниматель (ИНН 183300048933, ОГРНИП 304184002300111), что также подтверждается товарным чеком б/н от 29.06.2010 г.
03 сентября 2010 года Удмуртским УФАС России в отношении Индивидуального предпринимателя было возбуждено дело N СЮ 04-03/2010-186Р по признакам нарушения ч.3 ст.22, п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"; рассмотрение дела N СЮ 04-03/2010-186Р было назначено на 28 сентября 2010 года в 11-30 часов.
Определением от 28.09.2010 г. рассмотрение дела N СЮ 04-03/2010-186Р было отложено на 25 октября 2010 года, в связи с отсутствием в Удмуртском УФАС России доказательств надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела Комиссией.
В тоже время, в целях установления лица, осуществляющего деятельность в торговом павильоне, расположенном на автобусной остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону улицы Ленина), Удмуртское УФАС России обратилось в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Удмуртской Республики.
В ответ, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Удмуртской Республики представило копии следующих документов: договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 05.02.2004 г. N 07/04 с приложением; постановление Администрации Устиновского района г. Ижевска "О предоставлении земельного участка для размещения временного сооружения торговли ИП, по адресу: ул. Барышникова, ост. "Магазин "Жигули" от 06.02.2003 г. N 150; соглашение N 07/04-1 о продлении и внесении изменений в договор аренды земли (порядковый N 07/04 от 05.02.2004 г.); соглашение о продлении и внесении изменений в договор аренды земельного участка N 07/04-2 от 28.06.2005 г. с приложением; постановление "О предоставлении земельного участка для размещения временного сооружения торговли ПБОЮЛ по адресу: ул. Барышникова, 59 (остановка "Магазин "Жигули")" от 11.11.2004 г. N 1555, соглашение о продлении и внесении изменений в договор аренды земельного участка N 07/04-3 от 11.09.2006 г.; распоряжение Администрации Устиновского района г. Ижевска "О предоставлении в аренду земельного участка ИП для размещения временного сооружения торговли по адресу: ул. Барышникова, 59 (остановка "Магазин "Жигули")" от 09.08.2006 г. N 908; соглашение о продлении и внесении изменений в договор краткосрочной аренды земельного участка N 07/04-4 от 25.07.2008 г.; распоряжение Администрации Устиновского района г. Ижевска "О предоставлении в аренду земельного участка ИП для размещения временного сооружения торговли по адресу: ул. Барышникова, 59 (остановка "Магазин "Жигули")" от 26.10.2007 г. N 1037.
Согласно договору о предоставлении участков в пользование на условиях аренды от 05.02.2004 г. N 07/04 Администрация г. Ижевска, в лице начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска (Арендодатель) сдает, а индивидуальный предприниматель (Арендатор) принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 50,0 кв.м. с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Барышникова (остановка "магазин Жигули"), согласно паспорту МАФ 132-04 в Устиновском районе. В соответствии с приложением N 1 к указанному договору участок предоставляется для размещения торгово-остановочного комплекса.
Соглашением N 07/04-4 от 25.07.2008 г. договор краткосрочной аренды земельного участка был продлен до 26.09.2008 г.
На заседание Комиссии 25 октября 2010 года ИП, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Изучив документы, представленные Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Удмуртской Республики, а также материалы мероприятия, проведенного сотрудниками Удмуртского УФАС России 29.06.2010 г., Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно п.1) ст.3 ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из содержания рекламы ("ПИВО" - "СУР", "ТАМАК"), и её месторасположения (размещение на рекламной конструкции, установленной на торговом павильоне), указанная информация привлекает внимание к товару, реализуемому в торговом павильоне, расположенном на автобусной остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону улицы Ленина), способствует его продвижению на рынке, следовательно, является рекламой данной продукции (пива и сигарет).
Согласно договору о предоставлении участков в пользование на условиях аренды от 05.02.2004 г. N 07/04, заключенному между Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Удмуртской Республики и ИП, арендатором торгового павильона, расположенного на остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону улицы Ленина), является ИП, осуществляющий торговлю продуктами питания, в том числе, пивом и табачными изделиями, что также подтверждается товарным чеком б/н от 29.06.2010 г.
Таким образом, ИП является рекламораспространителем как лицо, осуществляющее непосредственное распространение рекламы с помощью средства стабильного размещения - торгового павильона, находящегося в его пользовании.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе в размере не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рекламе "ПИВО" - "СУР", размещённой на рекламной конструкции, установленной над внешней витриной слева от входной группы в павильон, предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива отсутствует, что является нарушением части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 22 Федерального закона "О рекламе".
Следовательно, ИП, разместив указанную рекламу пива на торговом павильоне, расположенном на автобусной остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону улицы Ленина), без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, нарушил часть 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Распространение рекламы "ТАМАК" с помощью средства стабильного территориального размещения - рекламной конструкции, установленной над внешней витриной слева от входной группы в павильон, под надписью "Пиво Соки Воды", является нарушением требований п.4) ч.2 ст.23 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, ИП, разместив рекламу сигарет с помощью средства стабильного территориального размещения - рекламной конструкции, установленной над внешней витриной слева от входной группы в павильон, расположенного на автобусной остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону улицы Ленина), нарушил п.4) ч.2 ст.23 ФЗ "О рекламе".
Принимая во внимание то обстоятельство, что до рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства РФ о рекламе со стороны ИП представлены не были, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, в соответствии с пп.44. 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пп. 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, пп. 3.55, 3.55.1-3.55.6, 3.56, 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу "ПИВО" - "СУР", размещённую на рекламной конструкции, установленной над внешней витриной слева от входной группы в торговый павильон, расположенный на автобусной остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону улицы Ленина), ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать рекламу "ТАМАК", размещенную с помощью средства стабильного территориального размещения - рекламной конструкции, установленной над внешней витриной слева от входной группы в торговый павильон (под надписью "Пиво Соки Воды"), расположенный на автобусной остановке "Магазин "Жигули" (вдоль улицы Союзная, по направлению в сторону улицы Ленина), ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования пункта 4) части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Признать индивидуального предпринимателя рекламораспространителем, нарушившим ч.3 ст.22, п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
4. Выдать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя производства по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 2 ноября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016