Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
от 9 ноября 2010 г.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 02.11.2010, решение в полном объеме изготовлено 09.11.2010.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии К.- и.о. руководителя управления, членов Комиссии К.- начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, С. - специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, П. - специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, рассмотрев дело N 03-47/35, о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "М" (ул. З, д. 53, г. Йошкар-Ола, 424003) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
у с т а н о в и л а:
Заявитель: В (далее по тексту - В.).
В. гражданин Российской Федерации, место регистрации: Медведевский район, пос. Знаменский, ул. П, д. 6, кв. 2.
Ответчик по делу: Общество с ограниченной ответственностью "Марикоммунэнерго" (далее по тексту - ООО "М.", Общество).
ООО "М." создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в единый государственный реестр юридических лиц внесено 09.11.2007 ИФНС по г. Йошкар-Оле, ОГРН. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 12 N.
ООО "М" является юридическим лицом, коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли (п.1.1. Устава). Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 07.12.2008 г. основным видом деятельности ООО "М" является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), код ОКВЭД 40.30.
Заинтересованное лицо: Общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания "Э" (далее по тексту - ООО МУК "Э").
ООО МУК "Э" является юридическим лицом, коммерческой организацией. В Единый государственный реестр юридических лиц внесено 09.10.2006 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по республике Марий Эл, ОГРН. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 12 N, ИНН, КПП 120701001.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 14.05.2010 N 04-68/06128 основным видом деятельности ООО МУК "Э" является управление эксплуатацией жилого фонда", код ОКВЭД 70.32.1.
В Марийское УФАС России поступило заявление В. N 528-ФАС от 09.06.2010 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "М".
Как следует из заявления, выставленные ООО "М" В. счета за поставку тепловой энергии содержали различные нормативы, в связи с чем, В. считает, что ООО "М" нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на поставку тепловой энергии.
Также заявитель сообщает о факте приостановления подачи тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: Медведевский район, пос. Знаменский, ул. П д. 6, кв. 2. Считает приостановление подачи тепловой энергии незаконным, поскольку задолженности за оплату тепловой энергии не имеет.
В письменных пояснениях от 30.06.2010 N 1749, от 01.11.2010 N 3634/1 и на заседании Комиссии Марийского УФАС России представители ООО "М" пояснили следующее.
Годовой норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 0,202 Гкал/кв.м на 2010 год утвержден постановлением Администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" Республики Марий Эл от 10.12.2009 N 1858. В связи с переходом на оплату в отопительный период норматив потребления тепловой энергии получен расчетным путем 0,202/7,3 месяца (отопительный период 220 дней) и равен 0, 02767 Гкал/кв.м. В 2009 году применялся норматив, рассчитанный на 11 месяцев, полученный расчетным путем 0,202/11=0,01836. Таким образом, сумма начислений, распределяемая ранее на 11 месяцев, в 2010 году распределяется на период - 7,3 месяца.
По факту применения разных нормативов в январе, феврале и марте 2010 ООО "Марикоммунэнерго" пояснило, что с 01.01.2010, в связи с переходом на оплату в отопительный период норматив на отопление составил в месяц для многоквартирных домов 0, 02767 Гкал/кв.м. В январе начисление производилось по округленному нормативу, который составил 0,028 Гкал/кв.м. В феврале 2010 г. с учетом перерасчета за январь 2010 г. норматив составил 0,02767-0,00033=0,02734 Гкал/кв.м., в дальнейшем применялся только норматив 0, 02767 Гкал/кв.м. Средний норматив за январь и февраль 2010 равен (0,028+0,02734)/2=0,02767 Гкал/кв.м.
ООО "М" в результате применения округленного норматива в январских квитанциях 2010 не получило денежных средств из-за того, что впоследствии начисление в февральских квитанциях произведено с учетом корректировки норматива.
Период взимания платы установлен постановлениями администраций сельских и городских поселений (на основании коллективных собраний жителей районов и по их общему решению) и с 01.01.2010 не изменялся, письмо Администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" Республики Марий Эл N 400 от 03.03.2010 (Приложение N 6).
Счета за отопление В. были выставлены в марте 2010 года за февраль 2010 года и в феврале 2010 года за январь 2010 года.
Перерывы в подаче тепловой энергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Знаменский, д.6, не зафиксированы. Нарушения в предоставлении коммунальной услуги не обнаружены. Заявления граждан, проживающих в данном доме, кроме В. и соседних домах поселка, о недостаточном отоплении квартир не поступали. По заявлению гражданина В. 04.05.2010 проведено расследование, по результатам которого нарушений в работе персонала, повлекших перепад температуры теплоносителя ниже нормативной не обнаружено. Температура теплоносителя на выходе из котельной соответствовала температурному графику. Персонал котельной находился на рабочих местах круглосуточно и выполнял полный объем работ, соответствующий режиму в отопительный период. Случаев полной остановки оборудования котельной, тепловой сети и вспомогательного оборудования не установлено. Аварии на оборудовании отсутствовали.
ООО "М" считает, что в его действиях по начислению В. платы за тепловую энергию за январь, февраль 2010, исходя из периода взимания платы в 7,3 месяца, отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
В письменном объяснении от 29.10.2010 3 732 ООО МУК "Э" сообщила, что В А.Л. по факту отключения тепловой энергии в адрес управляющей компании с заявлениями не обращался.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства (документы), оценив их в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Приказом Марийского УФАС России N 132 от 16.09.2010 ООО "М" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции "реализация тепловой энергии" с долей более 50 % на территории расположения тепловых сетей. Такое положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим.
Нормами статьи 10 Закона о защите конкуренции введены ограничения на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. Из материалов дела следует, что между ООО "М" и ООО МУК "Э" заключен договор на передачу тепловой энергии в виде горячей воды N 196-10 от 01.01.2010 г. Предметом договора на передачу тепловой энергии в виде горячей воды N 196-10 от 01.01.2010 является передача тепловой энергии в виде горячей воды Управляющей организации для обеспечения тепловой энергией потребителей.
Между ООО МУК "Э" и В. заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого ООО МУК "Э" предоставляет коммунальные услуги (в том числе поставку тепловой энергии) В.
ООО МУК "Э" на основании агентского договора N 196-10 А от 01.01.2010 передало ООО "М" функции по сбору денежных средств. Так, согласно пунктам 1.1., 1.5 данного договора ООО "М" осуществляет действия, связанные со сбором с населения денежных средств за потребленную тепловую энергию, а именно: ежемесячно выписывает и доставляет населению документы за потребленную тепловую энергию.
Из выставленных ООО "М" В. квитанций за отопление за январь 2010 года, февраль 2010 года следует, что норматив на отопление в январе 2010 года составил 0, 028, в феврале 2010 года 0,02734 Гкал/кв.м.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется путем умножения норматива потребления коммунальной услуги на общую площадь жилого помещения, а также на тариф на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Годовой норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений в 2009 году составил 0,202 Гкал/кв.м, при расчете платы за отопление применялся норматив, рассчитанный на 11 месяцев, полученный расчетным путем 0, 202/11=0, 01836 Гкал/кв.м.
Годовой норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 0, 202 Гкал/кв.м. на 2010 год утвержден постановлением Администрации МО "Медведевский муниципальный район" N 1858 от 10.12.2009 г.
Постановлениями главы администрации МО "Медведевский муниципальный район" от 26.11.2008 N 1100 "О порядке расчетов за услуги отопления", от 26.11.2008 N 1101 "О порядке расчетов за услуги отопления" установлено, что период взимания платы за услуги отопления для населения Медведевского муниципального района, получающего тепловую энергию от ООО "Марикоммунэнерго", установлен в течение 11 месяцев в году.
ООО "М" пояснило, что при начислении платы за отопление в январе, феврале 2010 руководствовалось постановлением главы администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 28.01.2010 N 39 "о порядке расчетов за услуги отопления".
Согласно пункта 2 постановления главы администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 28.01.2010 N 39 "о порядке расчетов за услуги отопления" следует, что период взимания платы за услуги отопления для населения Медведевского муниципального района, получающего тепловую энергию от ООО "М", установлен в течение 11 месяцев в году (точно также как и в 2009 году), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 3 данного нормативно-правового акта при обращении гражданина к исполнителю коммунальной услуги с заявлением об изменении периода взимания платы на 7,4 месяца в году, такой период применяется при расчетах, начиная с 1-го числа месяца, следующего за датой поступления заявления.
Гражданин В. с соответствующим заявлением об изменении периода взимания платы в ООО "М" не обращался.
Постановление главы администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 28.01.2010 N 39 "О порядке расчетов за услуги отопления" было опубликовано в районной газете "Вести" 05.02.2010 г. и вступило в законную силу через 10 дней с момента официального опубликования - 16 февраля 2010 года.
Со дня вступления в законную силу указанного постановления были признаны утратившими силу постановления главы администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 26.11.2008 N 1100 "о порядке расчетов за услуги отопления", от 26.11.2008 N 1101 "О порядке расчетов за услуги отопления".
То есть, до вступления в законную силу постановления главы администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 28.01.2010 г. N 39 "О порядке расчетов за услуги отопления" действовали вышеуказанные нормативно-правовые акты, которыми период взимания платы за услуги отопления для населения Медведевского муниципального района, получающего тепловую энергию от ООО "М", установлен в течение 11 месяцев в году.
Постановлением администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 17.02.2010 (опубликовано в газете "Вести" N 7 от 19.02.2010 г., вступило в законную силу с 01 марта 2010) постановление Администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 28.01.2010 N 39 "О порядке расчетов за услуги отопления" признано утратившим силу.
Период взимания платы за услуги отопления для населения Знаменского сельского поселения (в течение отопительного периода 7,3 месяца в году), а также годовой норматив (0,202 Гкал/кв.м) были установлены постановлением Главы Администрации муниципального образования "Знаменское сельское поселение" от 17.02.2010 N 7.
Следовательно, определение с 01 января 2010 года ООО "Марикоммунэнерго" месячного норматива потребления исходя из периода взимания платы за услуги отопления в течение отопительного 7,3 месяца в году) является незаконным, поскольку при начислении платы за отопление в январе, феврале 2010 года ООО "М" должно было применять норматив 0, 02767 Гкал/кв.м. (0,202 Гкал/кв.м/11).
Таким образом, действия ООО "М", выразившиеся в применении при расчете платы за отопление месячного норматива исходя из периода взимания платы 7,3 месяца вместо установленного нормативными правовыми актами периода взимания платы в 11 месяцев, является злоупотреблением доминирующим положением в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что запрещено пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ 2О защите конкуренции".
3. Из заявления и устных пояснений В. следует, что в период с 25.03.2010 по 15.04.2010 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Знаменский, ул. П, д. 6, была приостановлена подача тепловой энергии.
В подтверждении данного факта заявителем в материалы дела представлены пояснительные записки В, проживающей по адресу: п. Знаменский, ул. Н, д. 14, кв. 12, Г. (п. Знаменский, ул. П, д.3, кв. 6), Н. (п. Знаменский, ул. П, д. 8, кв. 12), М (п. Знаменский, ул. П, д. 1, кв. 10), С. (п. Знаменский, ул. Победы, д. 2, кв. 5), К. от 29.08.2010 (п. Знаменский, ул. Победы, д. 6, кв. 5), М. (п. Знаменский, ул. Победы, д. 9, кв. 1).
Пояснительные записки В, Г., Н., М., С., М. об отсутствии тепловой энергии в их квартирах не могут являться доказательствами отсутствия тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Знаменский, ул. П, д. 6.
Иных доказательств отсутствия тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Знаменский, ул. П, д. 6, в период с 25.03.2010 г. по 15.04.2010 г. В А.Л. не представлено.
Кроме того, из письменных пояснений ООО МУК "Э" следует, что в период с 25.03.2010 по 15.04.2010 В. по факту отключения тепловой энергии в адрес управляющей организации не обращался. Представленные ООО МУК "Э" копии выписок из журналов регистрации заявлений жителей, заявок диспетчерской службы не содержат обращений граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Знаменский, ул. П, д. 6 по факту отсутствия тепловой энергии.
ООО МУК "Э" совместно с представителями ООО "М" 16.04.2010 проведены замеры температуры в ряде квартир жилых домов N 1, N 3, N 6 по ул. Победы и N 11 по ул. Новая. По результатам проверки комиссия в составе главного инженера ООО МУК "Э" К., специалиста администрации Знаменского сельского поселения С., мастера ТСР-1 Н., инженера ТСР-1 К., мастера ДУ Ш. составила акт, фиксирующий температуру в указанных квартирах. В ходе проведения проверки установлено, что температура в помещениях соответствует норме.
Таким образом, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства N 03-47/35 факт отсутствия тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Знаменский, ул. П, д. 6, в период с 25.03.2010 г. по 15.04.2010 г., не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
решила:
1. Признать факт нарушения ООО "М" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" -злоупотребление доминирующим положением в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. Передать материалы дела уполномоченному специалисту Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" датой принятия решения является дата изготовления решения в полном объеме.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 9 ноября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016