Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 16 ноября 2010 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя Комиссии: <_> - руководителя управления,
члены Комиссии: <_> - зам.руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы,
<_> - зам.начальника отдела естественных монополий и рекламы,
рассмотрев дело N 173 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг кредитования в которой указана финансовая услуга и данные о лице предоставляющих эту услугу, которая выполнена мелким неразборчивым шрифтом и не читаема,
(существо нарушения с указанием рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)
в отсутствии представителей юридического лица, ООО "НИКА" (адрес регистрации: г.Брянск, ул. Красноармейская, д.60)
(наименование, адрес юридического лица, Ф.И.О., адрес физического лица; Ф.И.О., должность, данные доверенности представителя) установила:
Специалистами Брянского УФАС России на телеканалах "Россия" и "Первый канал" в октябре 2010 г. обнаружено размещение рекламы магазина "Дом обуви" о предоставлении в магазине при покупке товара услуг кредитования. В указанной рекламе информация о лице, осуществляющем услуги кредитования указана мелким шрифтом на белом фоне, и недоступна для зрительного восприятия.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе от 13.03.2006 N 38-ФЗ ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Так в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В случае если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким, либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы, и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
08.11.2010 г. Брянским УФАС России по данному факту в отношении ООО "НИКА" было возбуждено дело N 173 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (части 7 статьи 5 Закона "О рекламе"). При рассмотрении дела Комиссия приходит к выводу, что указанная реклама вводит потребителя в заблуждение, т.е. содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" так как нечитаемая информация, рассматривается как ее отсутствие. Т.е. в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях использования рекламируемой услуги.
Согласно части 1 статьи 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что рекламодателем данной рекламы является Заказчик данной рекламы общество с ограниченной ответственностью "НИКА", в соответствии с договором N43/1 от 08 февраля 2010 г.
Установлено, что ООО "НИКА" является продавцом товаров магазина "Дом обуви", а также лицом, определившим объект рекламирования и содержание указанной рекламы, то есть является рекламодателем данной рекламы. При этом Общество имело возможность влиять на содержание указанной рекламы с тем, чтобы исключить нарушение требований Закона "О рекламе", однако не предприняло для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлен факт нарушения ООО "НИКА" (рекламодателем) требований части 7 статьи 5 Закона "О рекламе". Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона "О рекламе" к ООО "НИКА" (рекламодателю) необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. ООО "НИКА" (рекламодателю), согласно пункта 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила), выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 5 Закона "О рекламе").
Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Брянского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии Рогачевым В.С. немедленно по окончании рассмотрения дела - 16.11.2010 г.
(излагаются описательная и мотивировочная часть решения в соответствии с п.п. 40, 41,47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую на телеканалах "Россия" и "Первый канал" в октябре 2010 г. магазина "Дом обуви" о предоставлении услуг кредитования при покупке товара, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона "О рекламе". В указанной рекламе информация о лице, осуществляющем услуги кредитования, указана мелким шрифтом на белом фоне, и недоступна для зрительного восприятия.
2. ООО "НИКА" (рекламодателю) выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Возбудить дело об административном правонарушении по части 6 статьи 19.8 за непредставление информации в антимонопольный орган.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Брянского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя - ООО "НИКА".
Решение изготовлено в полном объеме "18" ноября 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев, со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ___________________________ <_>
Члены Комиссии: ___________________________ <_>
___________________________ <_>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"16" ноября 2010 г. г.Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<_> - руководитель Брянского УФАС России,
члены Комиссии:
<_> - зам.руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы,
<_> - зам.начальника отдела естественных монополий и рекламы,
на основании своего решения от "16" ноября 2010 г. по делу N 173 о признании ненадлежащей рекламы общества с ограниченной ответственностью "НИКА" в которой отсутствует часть существенной информации, так как представленная информация выполнена мелким неразборчивым шрифтом и не читаема в указанной рекламе,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "НИКА" в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: соответствовать требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"
2. ООО "НИКА" представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "10" декабря 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председателя Комиссии <_>В.С.Рогачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 16 ноября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016