Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 17 ноября 2010 г.
Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И. Г., члены Комиссии - ведущий специалист отдела контроля размещения государственного заказа Левахина А.Ю., государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
с участием:
от Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области (далее - Департамент, Заказчик) - представителей по доверенности - <_>
от ООО "Агроимпорт-Ярославль" - представителей по доверенности - <_>
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленных Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Агроимпорт-Ярославль", и осуществив в соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ) проверку факта уклонения участника размещения заказа - ООО "Агроимпорт-Ярославль" от заключения государственного контракта на поставку баровой грунторезной машины (лот N 3), а также государственного контракта на поставку комбинированной дорожной машины (лот N 1),
установила:
в Ярославское УФАС России поступили сведения от Департамента о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Агроимпорт-Ярославль".
Представители Заказчика на заседании Комиссии поддержали ранее изложенные доводы, просят включить ООО "Агроимпорт-Ярославль" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители ООО "Агроимпорт-Ярославль" выразили несогласие с доводами Заказчика, обосновывающими необходимость включения ООО "Агроимпорт-Ярославль" в реестр недобросовестных поставщиков; пояснили, что подобные представленным Департаменту 14.10.2010 г. договоры поручительства с ООО "Перестраховочная компания "Девелоп" постоянно выступают в качестве средства обеспечения исполнения государственных контрактов при участии ООО "Агроимпорт-Ярославль" в различных торгах и при этом у заказчиков никогда не возникало претензий к указанному средству обеспечения.
Кроме того, представители ООО "Агроимпорт-Ярославль" отметили факт отсутствия умысла со стороны участника размещения заказа при непредоставлении в срок, установленный документацией об аукционе (20 дней с момента подписания протокола открытого аукциона), надлежащего обеспечения исполнения государственного контракта: ООО "Агроимпорт-Ярославль" необоснованно руководствовалось 20-дневным сроком с момента размещения протокола открытого аукциона для предоставления Заказчику подписанного контракта и обеспечения исполнения контракта.
Заслушав позиции сторон и изучив представленные материалы, Комиссия приходит к следующему выводу.
Департаментом была проведена процедура размещения заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения государственных контрактов на поставку баровой грунторезной машины (лот N 3), комбинированной дорожной машины (лот N 1) (далее - открытый аукцион по лоту N 1, 3).
Извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственных контрактов от 11.09.2010 г. N 68/03 было размещено на официальном сайте Ярославской области в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов www.dgz.adm.yar.ru.
Пунктом 23 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об открытом аукционе определено, что срок, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного контракта по лотам 1-3, составляет не менее чем 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона и не более чем 20 дней со дня подписания указанного протокола.
Пункт 21 Раздела 1 "Общие положения" документации об аукционе, пункты 24-25 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе устанавливают требование обеспечения исполнения обязательств по контракту.
Исходя из абзаца 9 пункта 21.4 Раздела 1 "Общие положения" документации об аукционе в случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, данный договор должен содержать указание на согласие поручителя с тем, что изменения и дополнения, внесенные в государственный контракт, не освобождают его от обязательств по соответствующему договору поручительства.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 07.10.2010 г. N 03-427-1 на процедуру рассмотрения по лотам N 1,3 было представлено три заявки (в том числе и от ООО "Агроимпорт-Ярославль"), каждая из которых была допущена к участию в открытом аукционе.
В соответствии с пунктом 8 протоколов открытого аукциона N 03-427-2/1, N 03-427-2/3 от 08.10.2010 г. открытый аукцион по лотам N 1,3 был признан несостоявшимся в связи с тем, что в аукционе участвовал один участник - ООО "Агроимпорт-Ярославль".
В течение трех рабочих дней со дня подписания протоколов открытого аукциона N 03-427-2/1, N 03-427-2/3 от 08.10.2010 г. Заказчик направил единственному участнику аукциона для подписания прилагаемый к документации об аукционе проект контракта.
28 октября 2010 г. (в день истечения срока предоставления подписанного проекта государственного контракта) ООО "Агроимпорт-Ярославль" представил в адрес Заказчика подписанные государственные контракты на поставку комбинированной дорожной машины, а также на поставку баровой грунторезной машины; спецификации к указанным контрактам; договоры поручительства с ООО "Перестраховочная компания "Девелоп" от 14.10.2010 г. N 1028-ПР/2010-190, N 1027-ПР/2010-190; уставные и бухгалтерские документы компании поручителя.
Договор поручительства N 1027 -ПР/2010-190 от 14.10.2010 г. 28.10.2010 г. согласно пункту 2.26 <1> Порядка взаимодействия департамента государственного заказа Ярославской области с государственными заказчиками Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации Ярославской области от 23.12.2005 N 344, был отправлен Заказчиком на согласование с департаментом государственного заказа Ярославской области, поскольку цена обеспечиваемого указанным договором поручительства государственного контракта на поставку комбинированной дорожной машины (лот N 1) превышает 3 000 000 (три миллиона) рублей.
29.10.2010 г. от департамента государственного заказа поступило Заключение о том, что поручитель - ООО "Перестраховочная компания "Девелоп" не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, а договор N 1027 -ПР/2010-190 от 14.10.2010 г. - положениям документации и условиям контракта, поэтому возможность заключения государственного контракта на поставку комбинированной дорожной машины (лот N 1) на представленных условиях отсутствует.
Заказчиком в адрес ООО "Агроимпорт-Ярославль были направлены письма N 6844 от 28.10.2010 г, N 6858 от 29.10.2010 г., где Департамент, ссылаясь на истечение срока, установленного документацией об аукционе для заключения государственных контрактов, а также, обосновывая непринятие в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов договоров поручительства от 14.10.2010 г. N 1028-ПР/2010-190, N 1027-ПР/2010-190 ввиду их несоответствия требованиям закона, указывает на отсутствие возможности заключить государственные контракты на поставку комбинированной дорожной машины (лот N 1), баровой грунторезной машины (лот N 3) с ООО "Агроимпорт-Ярославль".
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в виде вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном документацией об аукционе. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником аукциона самостоятельно.
Согласно пунктам 4.1 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ в случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, стоимость основных средств (в части зданий) поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать не менее чем в десять раз размер поручительства или стоимость указанных основных средств (в части зданий) должна составлять более чем один миллиард рублей; чистая прибыль поручителя должна превышать не менее чем в три раза размер поручительства или размер чистой прибыли поручителя должен составлять более, чем один миллиард рублей.
При этом пунктом 4.2 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлено, что соответствие поручителя указанным требованиям определяется по данным бухгалтерской отчетности за два последних отчетных года или, если договор поручительства заключен до истечения срока представления годовой отчетности, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, по выбору поручителя по данным бухгалтерской отчетности за два отчетных года, предшествующих последнему отчетному году.
В соответствии с пунктом 4.3 указанной статьи государственный контракт может быть заключен только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, одновременно с договором поручительства соответствующих копий бухгалтерских отчетностей поручителя, представленных в налоговый орган в установленном порядке.
ООО "Агроимпорт-Ярославль" в нарушение пунктов 4.2-4.3 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ в качестве данных бухгалтерской отчетности организации, выступающей в качестве поручителя по договорам поручительства N 1028-ПР/2010-190, N 1027-ПР/2010-190 от 14.10.2010 г., представлены бухгалтерские балансы по состоянию на 01.01.2010 г. и на 30.06.2010 г., т.е. за один отчетный период (2009 год).
Согласно данным бухгалтерского баланса за 2009 г. на начало отчетного года и на конец отчетного периода поручитель не имеет на балансе зданий, что является нарушением подпункта 3 пункта 4.1 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ; чистая прибыль поручителя за 2009 г. составила 2 681 000 (два миллиона шестьсот восемьдесят одну тысячу) рублей, что не превышает в три раза размер поручительства по договору N 1027-ПР/2010-190 от 14.10.2010 г. и составляет менее чем 100 000 000 (сто миллионов) рублей, а, следовательно, является нарушением подпункта 2 пункта 4.1 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Кроме того, несмотря на установленное абзацом 9 пункта 21.4 Раздела 1 "Общие положения" документации об аукционе требования, в договорах поручительства N 1028-ПР/2010-190, N 1027-ПР/2010-190 от 14.10.2010 г. не содержится указания на согласие поручителя с тем, что изменения и дополнения, внесенные в государственные контракты на поставку комбинированной дорожной машины (лот N 1), баровой грунторезной машины (лот N 3), не освобождают его от обязательств по соответствующему договору поручительства.
Также следует отметить, что в пунктах 1.2 договоров поручительства N 1028-ПР/2010-190, N 1027-ПР/2010-190 от 14.10.2010 г. имеются противоречия требованиям пункта 5 раздела 2 "Информационная карта аукциона", а также условиям государственных контрактов в части указаний на сроки выполнения работ по государственным контрактам: в договоре поручительства N 1028-ПР/2010-190 указанный срок обозначен как "30 рабочих дней календарных дней с момента подписания контракта" вместо установленных документацией об аукционе "30 рабочих дней со дня подписания государственного контракта"; в договоре поручительства N 1027-ПР/2010-190 срок выполнения работ составляет "50 календарных дней с момента подписания контракта", тогда как в документации об аукционе он составляет "35 рабочих дней со дня перечисления аванса, предусмотренного государственным контрактом".
Из всего вышеизложенного следует, что представленные ООО "Агроимпорт-Ярославль договоры поручительства N 1028-ПР/2010-190, N 1027-ПР/2010-190 от 14.10.2010 г., не являются надлежащим обеспечением исполнения государственных контрактов, поскольку не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, а также противоречат положениям документации об аукционе и условиям государственных контрактов.
Поскольку на момент выявления Заказчиком несоответствия представленного ООО "Агроимпорт-Ярославль" обеспечения исполнения государственных контрактов требованиям закона и документации об аукционе установленный для заключения государственных контрактов срок истек, возможность для предоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта ООО "Агроимпорт-Ярославль" и заключения государственных контрактов в дальнейшем отсутствовала, поэтому отказ Департамента от заключения государственных контрактов со ссылкой на истечение срока, установленного документацией об аукционе законен и обоснован.
В соответствии с пунктом 13 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ при непредставлении заказчику единственным участником аукциона в срок, предусмотренный документацией об аукционе, подписанного контракта, а также обеспечения исполнения контракта в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, такой участник аукциона признается уклонившимся от заключения государственного контракта.
Согласно пунктам 1-2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Комиссией установлен факт уклонения ООО "Агроимпорт-Ярославль" от заключения государственного контракта на поставку баровой грунторезной машины (лот N 3), а также государственного контракта на поставку комбинированной дорожной машины (лот N 1) с государственным заказчиком - Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 8 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктом 8 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 27 августа 2007 г. N 267, пунктом 10 Приказа Ярославского УФАС России от 06 сентября 2007 г. N 68, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
решила:
сведения, представленные Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Агроимпорт-Ярославль" <_> включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственных контрактов сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Агроимпорт-Ярославль" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И. Г. Паутов
Члены Комиссии А.Ю. Левахина
Т.В. Крюков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 ноября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016