Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 13 ноября 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 03 ноября 2010 года.
В полном объеме изготовлено 13 ноября 2010 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Луканцова В.В., председателя Комиссии, руководителя управления, членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста-эксперта, Зоткиной Н.В., специалиста 1 разряда, в присутствии <_> рассмотрев дело N283/2010-М/В по признакам нарушения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области (ул. Горького, д.1, г. Рязань, 390046) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление ООО "Наш Регион" от 23.08.2010 N0005 с приложениями о нарушении территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов - Инспекцией Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области (390046, г. Рязань, ул. Горького, д.1) требований антимонопольного законодательства.
Из содержания заявления и прилагаемых документов следует, что 14.04.2010 г. было зарегистрировано ООО "Наш Регион" (ОГРН 1106230001173, ИНН 6230069738).
21.06.2010 г. ООО "Наш Регион" (далее - Заявитель) направило по форме N 62.2-1 в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области (далее - Ответчик) заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения со дня государственной регистрации. В тот же день это заявление было получено Ответчиком.
16.08.2010 г. исх. N1 ООО "Наш Регион" обратилось к Инспекции с просьбой выдать документ, подтверждающий факт перехода Общества на упрощенную систему налогообложения.
18.08.2010 г. Инспекцией ООО "Наш Регион" был направлен ответ за N 11-07/17264, воспринятый заявителем как неправомерный отказ территориального налогового органа в праве выбора режима налогообложения, что, по мнению заявителя, является незаконным вмешательством в его предпринимательскую деятельность.
Признав изложенное в заявлении достаточным для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, Рязанское УФАС России 27.09.2010 г. возбудило производство по настоящему делу.
Комиссия считает необходимым отметить, что одновременно с заявлением ООО "Наш Регион" в Управление поступило обращение Рязанского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" (исх. N85 от 23.08.2010 г.) наш вх. N 2327 от 24.08.2010 г.) о многочисленных обращениях в адрес указанной общественной организации предпринимателей, связанных с неправомерными действиями налоговых органов в части отказа в применении упрощенной системы налогообложения. Ввиду того, что упомянутое обращение не содержит указаний на конкретные факты таких действий и не было сопровождено соответствующими документами, в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства было отказано. Вместе с тем полагаем, что рассматривая данное дело, Управление вправе установить, имели ли место в практике ответчика факты, изложенные в заявлении ООО "Наш регион", что позволило бы судить о систематичности возможного нарушения антимонопольного законодательства и выступить Управлению, в случае признания нарушения, в защиту прав, как заявителя, так и неопределенного круга лиц. В этой связи у ответчика трижды (определением о назначении дела к рассмотрению от 27.09.2010 и двумя определениями об отложении от 15.10.2010 г. и 27.10.2010 г.) запрашивались сведения о хозяйствующих субъектах, подавших заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в период 2009-2010 гг (с приложением копий обращении и результатов их рассмотрения). Запрашиваемые сведения представлены не были.
Комиссия разделяет позицию ответчика по делу, что требование о предоставлении информации определением о назначении дела к рассмотрению не было письменно мотивировано. Вместе с тем отмечает, что повторные запросы были совершены Управлением в условиях, когда Межрайонная инспекция ИФНС N3 по Рязанской области осознавала их цель, так как представитель ответчика по делу участвовал в заседаниях Комиссии, и до него доводилась мотивировка запросов (заседания протоколировались, в том числе путем ведения аудиозаписи). Ссылка представителя ответчика на запрет представления антимонопольному органу запрашиваемой информации в связи с наличием утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2003 г. NБГ-3-28/96 "Порядке доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" неправомерна, так как приведенный нормативно-правовой акт содержит п. 3, возлагающий на налоговые органы обязанность обеспечить доступ к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Антимонопольное законодательство предоставляет территориальному антимонопольному органу право доступа к информации, необходимой для исполнения его функций.
Возвращаясь к рассмотрению дела, Комиссия отмечает, что ответчиком по делу был представлен отзыв на заявление по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 11.10.2010 г N04-02/1402 с дополнением от 14.10.2010 N04-02/20993. Из содержимого отзыва следует, что Инспекция N3 по Рязанской области не могла и не отказывала ООО "Наш Регион" в применении упрощенной системы налогообложения и указанное общество с момента государственной регистрации вправе применять эту систему.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей сторон (в том числе и заинтересованных лиц), Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Межрайонной инспекции ИФНС N3 по Рязанской области нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Рассматриваемое письмо налогового органа фактически уведомляет ООО "Наш Регион", что специальный налоговый режим по отношению к нему не применим, так как ему разъясняется о сроках 2010 года, в которые оно может осуществить переход на выбранный режим налогообложения. Доказательств применения к заявителю упрощенной системы налогообложения представлено не было.
В то же время сложившаяся судебная практика свидетельствует о неправомерности приведенного выше подхода налоговых органов к рассмотрению обращений о выборе специального режима налогообложения в случае пропуска заявителем установленного Налоговым кодексом РФ срока его подачи (определения ФАС РФ от 24.04.2008 N 5626/08 и от 28.03.2008 N 4016/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.01.2008 N Ф08-21/2008-8А и от 12.04.2010 по делу N А32-30712/2009-51/383).
Затраты на ведение предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность в условиях применения специального режима налогообложения (упрощенной системы налогообложения), в сравнении с хозяйствующим субъектом, налогообложение которого осуществляется в общем порядке, при прочих равных условиях, различны.
Таким образом, невозможность применения созданным хозяйствующим субъектом упрощенной системы налогообложения в первоначальный период его деятельности и, как следствие, невозможность минимизировать свои затраты в этот период, вследствие неправомерных действий налогового органа, может привести к ограничению конкуренции (так как могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке вследствие принятия потенциальными участниками рынка решения об отказе регистрации хозяйствующего субъекта в силу осознания возможных затрат в первоначальный период своей деятельности).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области, выразившиеся в неправомерном отказе в выборе специального режима налогообложения (упрощенной системы налогообложения) ООО "Наш Регион" с момента государственной регистрации (что подтверждается письмом указанного территориального органа от 18.08.2010 N11-07/17264) нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 283/2010 - M/B
13 ноября 2010 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: - председателя Комиссии - Луканцова В.В., руководителя управления;
членов Комиссии:
- Тихомирова В. И., начальника отдела,
- Федоровой Е. Н., специалиста-эксперта,
- Зоткиной Н.В., специалиста 1-ого разряда,
в присутствии <_> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 13.11.2010 г. по делу N 283/2010 - M/B о нарушении Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области (ул. Горького, д.1, г. Рязань, 390046) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области в 15-тидневный срок со дня получения настоящего предписания направить в адрес ООО "Наш Регион" письмо, дезавуирующее содержание письма от 18.08.2010 г. N 11-07/17264.
2. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области представить в адрес Рязанского УФАС России копии доказательств, подтверждающих факт осуществления действий по постановке ООО "Наш Регион" на налоговый учет по упрощенной системе налогообложения.
3. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области не осуществлять действий, связанных с отказом в выборе созданными хозяйствующими субъектами специального режима налогообложения.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в Рязанское УФАС России до 01.12.2010 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 13 ноября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016