Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении директором общества с ограниченной ответственностью "Дакота" (далее - ООО "Дакота", общество), <_> Т. <_> правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие Т. (о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом), установил:
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России 20.09.2014 обнаружено, что на внешней стене здания, расположенного по адресу: <_> (у входа в "Рюмочную"), размещены плакаты с рекламой пива торговых марок "Золотая бочка" и "Сибирская корона", содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (служебная записка N 1152 от 05.05.2015).
Ульяновским УФАС России определением от 05.05.2015 по данному факту возбуждено дело N 12129/05-2015 по признакам нарушения законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения которого решением от 29.05.2015 (в полном объеме решение изготовлено 10.06.2015) реклама пива торговых марок "Золотая бочка" и "Сибирская корона", размещенная у входа в "Рюмочную" на внешней стене здания, расположенного по адресу: <_> признана ненадлежащей, нарушающей требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"). Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 15.07.2015 о возбуждении в отношении директора ООО "Дакота" Т. дела об административном правонарушении N 12368-К/05-2015 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 28.07.2015 в 14 час. 00 мин. Определение от 15.07.2015 (исх. N 4577-05 от 15.07.2015) направлено Т. по адресу места регистрации заказным письмом с уведомлением N 43206888634350 от 15.07.2015, а также на адрес места работы (ООО "Дакота") - заказным письмом с уведомлением N 43206888634343 от 15.07.2015.
В Ульяновское УФАС России по состоянию на 28.07.2015 Т. письменного пояснения, иных документов по делу не представлено.
28.07.2015 заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении директора ООО "Дакота" Т. в ее присутствии составлен протокол об административном правонарушении N 303 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола N 303 от 28.07.2015 и определение от 28.07.2015 о назначении рассмотрения дела N 12368-К/05-2015 на 11.08.2015 в 11 час. 00 мин. вручены лично Т. под роспись 28.07.2015.
В протоколе об административном правонарушении N 303 от 28.07.2015 Т. указала, что раскаивается, просит учесть, что правонарушение совершено неумышленно, ненадлежащая реклама демонтирована.
07.08.2015 в Ульяновское УФАС России Т. представлена справка о доходах физического лица за февраль-июль 2015 года (вх. N 5425 от 07.08.2015).
На рассмотрение дела 11.08.2015 Т. не явилась.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе N 12129/05-2015 и дела об административном правонарушении N 12368-К/05-2015 усматривается следующее.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России 20.09.2014 обнаружено, что на внешней стене здания, расположенного по адресу: <_> (у входа в "Рюмочную"), размещены плакаты с рекламой пива торговых марок "Золотая бочка" и "Сибирская корона" следующего содержания.
В центральной части рекламы пива торговой марки "Золотая бочка", размещённой на стене (слева и справа от входа в "Рюмочную") на двух плакатах, имеющих одинаковое содержание, на голубом фоне выполнено изображение бутылок пива "Выдержанное", "Светлое" и "Классическое" торговой марки "Золотая бочка". Над изображением бутылок шрифтом белого цвета выполнена надпись "12 ЛЕТ СТАБИЛЬНОГО КАЧЕСТВА www.***", а под изображением - надпись "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ" и логотип, обозначающий запрет данного информационного продукта (рекламы) для детей ("18+").
На плакате с рекламой пива торговой марки "Сибирская корона", размещённом справа от входа в "Рюмочную", выполнены изображения головных уборов российских правителей XIV и XVII веков, а также бутылки пива "Классическое" торговой марки "Сибирская корона". Ниже приведены надписи "Великие реформы в России" и "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ", а также логотип, обозначающий запрет данного информационного продукта (рекламы) для детей ("18+").
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, распространяемая на плакатах, размещённых на внешней стене здания, расположенного по адресу: <_> (у входа в "Рюмочную"), является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - пиву торговых марок "Золотая бочка" и "Сибирская корона".
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Однако, в нарушение указанной нормы закона, реклама пива торговых марок "Золотая бочка" и "Сибирская корона" размещена на внешней стене здания, расположенного по адресу: <_> доступной для обозрения неограниченному количеству лиц (в том числе, несовершеннолетним).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона, несёт рекламораспространитель.
В соответствии с п. 7 ст. 3 указанного закона рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела N 12129/05-2015 Ульяновским УФАС России установлено, что деятельность "Рюмочной" осуществляет ООО "Дакота" с 04.07.2014. Помещения, в которых располагается "Рюмочная", переданы в субаренду ООО "Дакота" обществом с ограниченной ответственностью "Челси" по договору субаренды нежилых помещений от 15.05.2014.
Следовательно, рекламораспространителем в данном случае является ООО "Дакота".
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 29.06.2015 N 175-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 21 Федерального закона "О рекламе"), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким лицом в ООО "Дакота" является директор общества Т., назначенная на эту должность решением единственного учредителя ООО "Дакота" N 1 от 02.09.2014, допустившая распространение ненадлежащей рекламы.
Следовательно, директором общества с ограниченной ответственностью "Дакота" Т. совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения. В частности, учитывается то, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы. Нормы рекламного законодательства (ст. 21 Федерального закона "О рекламе"), нарушенные Т., направлены на охрану жизни и здоровья граждан, ограничение алкоголизма.
Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное Т., несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы, охраны здоровья и жизни граждан. Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать в действиях директора общества с ограниченной ответственностью "Дакота" Т. наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить директору общества с ограниченной ответственностью "Дакота" Т. административное наказание в виде штрафа в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000016000140.
ОКТМО 73701000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).
Об уплате штрафа сообщить в срок до 03.11.2015, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Временно исполняющий обязанности
руководителя управления И.И. Спиридонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 12368-К/05-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016