Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 4 августа 2015 г. N 04-01/34-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Солодяшкина С.Д., специалист-эксперт Бочарова А. В.,
рассмотрев дело N 04-01/34-15 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы ИП <_> с признаками нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - Индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>), место регистрации: <_> в лице <_> по доверенности от 15.06.2015 г., установила:
Ярославским УФАС России в связи с поступившим 29 апреля 2015 года запросом редакции газеты "Городские новости" 08 мая 2015 года выявлен факт размещения информации следующего содержания: "ТОЛЬКО ЛУЧШЕЕ КИНО ПО САМЫМ ДОСТУПНЫМ ЦЕНАМ", расположенной над входом в кинотеатр "Родина" по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 7А.
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), поскольку в данной рекламе содержатся некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Представитель ИП <_> пояснил, что не согласен с вменяемым правонарушением, считает, что реклама некорректных сравнений и несоответствующих действительности сведений не содержит.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам показа фильмов в кинотеатре "Родина", формирование и поддержание интереса к этим услугам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
На основании пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Указание в рекламе "лучшее кино" означает, что фильмы в других кинотеатрах, такой характеристикой не обладают и не относятся к числу "лучших". При этом словосочетание "лучшее кино" используется без указания конкретных критериев, по которым осуществляется сравнение.
Также указание "по самым доступным ценам" означает, что цены в других кинотеатрах, такой характеристикой не обладают и не относятся к числу "самых доступных". Оснований для такого утверждения в рекламе также не указано.
Следовательно, в данном случае имеет место некорректное сравнение рекламируемых услуг показа фильмов в кинотеатре "Родина" и цен на данные услуги по сравнению с другими кинотеатрами.
Индивидуальный предприниматель <_> в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. 5814 от 08.06.2015) в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении данного лица представил следующие пояснения. Рекламный баннер с текстом "ТОЛЬКО ЛУЧШЕЕ КИНО ПО САМЫМ ДОСТУПНЫМ ЦЕНАМ" был размещен над входом в кинотеатр "Родина" в рамках рекламной акции по продвижению скидочных дней (вторник и среда), в течение которых действует специальное ценовое предложение на самые популярные категории фильмов (по версии подписчиков официальной группы кинотеатра "Родина" в социальной сети vkontakte.ru). Согласно условиям акции, зрители своим голосованием еженедельно выбирают лучший фильм из текущего репертуара кинотеатра, на который действует минимально допустимая цена (100 рублей на фильмы 2-D-формата, 150 рублей-3D формата). Распечатанные скриншоты опросов за 6 марта 2015 г. и 2 апреля 2015 г. прилагаются. Указанный баннер над центральным входом в кинотеатр предполагалось разместить исключительно на период действия данной акции, продолжительность которого формировалась исключительно на период действия данной акции, продолжительность которого формировалась исходя из экономической ситуации в кинотеатре.
Тем не менее, в рассматриваемой рекламе какие-либо подобные дополнительные сведения отсутствуют.
Доказательств указанных в рекламе преимуществ кинотеатра "Родина" по отношению к другим кинотеатрам ИП <_> также не представлено.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит утверждение "ТОЛЬКО ЛУЧШЕЕ КИНО ПО САМЫМ ДОСТУПНЫМ ЦЕНАМ", без указания каких-либо критериев и параметров, на основании которых сделано данное утверждение, без указания сведений, свидетельствующих о его достоверности, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований частей 2, 3 статьи 5 Закона несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В качестве приложений к ранее указанным пояснениям (вх. 5814 от 08.06.2015) индивидуальным предпринимателем <_> представлены копия акта N 240 от 06 мая 2015 г., а также копия платежного поручения N 173 от 06.05.2015 г. Согласно данных документов заказчиком печати перетяжки с рассматриваемой рекламой и плательщиком выступает индивидуальный предприниматель <_> а исполнителем и получателем оплаты по счету является ООО РА "Хэд Мэйд про".
Также ИП <_> представил следующие документы (вх. N 7630 от 29.07.2015): заверенную копию счета на оплату N 79 от 16 февраля 2015 г., выставленного ООО РА "Хэд Мэйд про", заверенную копию платежного поручения N 83 от 24 февраля 2015 г. Дополнительно представлены пояснения, согласно которых письменный договор на изготовление и размещение рассматриваемой рекламы между ИП <_> и ООО РА "Хэд Мэйд про" отсутствует. Все согласования макета производились посредством электронной почты, какие-либо письменные доказательства отсутствуют. Акта приема-сдачи выполненных работ не подписывали. На данный момент, указанный рекламный баннер снят (фото прилагается).
Следовательно, именно индивидуальный предприниматель <_> является лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, и в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является рекламодателем рассматриваемой рекламы.
Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Индивидуальный предприниматель <_> заявил о прекращении распространения рассматриваемой рекламы.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "ТОЛЬКО ЛУЧШЕЕ КИНО ПО САМЫМ ДОСТУПНЫМ ЦЕНАМ", расположенную над входом в кинотеатр "Родина" по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 7А, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание индивидуальному предпринимателю <_> о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушений.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "13" августа 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов
Члены Комиссии: С.Д. Солодяшкина
А. В. Бочаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 4 августа 2015 г. N 04-01/34-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016