Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
N 03-03/28-2015 (опубликовано 14 августа 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: "--" - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии: "--" - начальник отдела
"--" - специалист-эксперт
"--" - специалист-эксперт,
рассмотрев дело N 03-03/28-2015 по признакам нарушения администрацией муниципального образования Одоевский район (301440, Тульская область, Одоевский район, г. Одоев, ул. Л. Толстого, д. 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования Одоевский район, свидетельствующие о том, что отдельные нормы Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования Одоевский район муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения вывески" (далее - регламент), утвержденного постановлением администрации муниципального образования Одоевский район от 01.04.2014 N 172 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения вывески" на территории муниципального образования р.п. Одоев" противоречат требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" указанный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300- "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, до сведения потребителя доводится информация о номере лицензии и/или номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и/или свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и/или свидетельство, если изготовитель (исполнитель, продавец) осуществляют деятельность, подлежащую лицензированию и/или государственной аккредитации.
При этом такая информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
Кроме того, статья 10 Закона о защите прав потребителей обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, указанные статьи не содержат запрета на доведение до потребителя в вывеске иной информации, которая не подпадает под понятие рекламы.
В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, и не вправе издавать нормативные правовые акты в целях конкретизации информации, которую обязаны размещать хозяйствующие субъекты на вывеске, а также устанавливать требования к размещению вывесок, включая размеры, место размещения и цветовое решение информационных конструкций (табличек).
Определенные законом полномочия органов местного самоуправления по установлению требований к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений не следует понимать как наделение указанных органов полномочиями по регламентированию размещения вывесок, не являющихся наружной рекламой (места и высоты их размещения, площади вывески), и необходимости обязательного согласования их размещения на зданиях, сооружениях.
Действующее федеральное законодательство не устанавливает требований об обязательном согласовании вывесок (места размещения, цветового решения, информационного содержания) с органами местного самоуправления.
Таким образом, административный регламент предоставления муниципальной услуги "Согласование дизайн - проекта размещения вывески" был утвержден с превышением полномочий, предусмотренных Законом о местном самоуправлении, и, по сути, является административным барьером, а также несет необоснованную и незаконную дополнительную финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты, незаконно возлагает на такие субъекты дополнительные обязанности, что противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка, в том числе необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать администрацию муниципального образования Одоевский район нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Выдать администрации муниципального образования Одоевский район предписание об изменении акта в соответствии с антимонопольным законодательством.
Оснований для принятия иных мер в отношении администрации муниципального образования Одоевский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 32
14.08.2015 г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: "--" - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии: "--" - начальник отдела
"--" - специалист-эксперт
"--" - специалист-эксперт,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 14.08.2015 по делу N 03-03/28-2015 о нарушении администрацией муниципального образования Одоевский район (301440, Тульская область, Одоевский район, г. Одоев, ул. Л. Толстого, д. 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Администрации муниципального образования Одоевский район в срок до 23.10.2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования Одоевский район муниципальной услуги "Согласование дизайн - проекта размещения вывески на территории муниципального образования р.п. Одоев" (далее - регламент) постановлением администрации муниципального образования Одоевский район от 01.04.2014 N 172 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование дизайн - проекта размещения вывески" на территории муниципального образования р.п. Одоев" нормы которого противоречат антимонопольному законодательству, а именно:
- изменить постановление администрации муниципального образования Одоевский район от 01.04.2014 N 172 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование дизайн - проекта размещения вывески" на территории муниципального образования р.п. Одоев" в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области N 03-03/28-2015 (опубликовано 14 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016