Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
от 28 декабря 2010 г.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 14 декабря 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2010 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
|
Бобровой О.А. |
исполняющей обязанности руководителя Калининградского УФАС России, |
Членов Комиссии:
|
Бессоновой О.А.
Доценко М.В. |
начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, начальника правового отдела Калининградского УФАС России, |
|
Сидоровой Ю.А. |
главного государственного инспектора правового отдела Калининградского УФАС России, |
рассмотрев дело N АМЗ-56/2010 по признакам нарушения ОАО "Калининградская генерирующая компания" (ИНН/КПП 3905601701/390501001, 236006, г. Калининград, ул. Правая Набережная, 10а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
12.04.2010 года в Калининградское Управление Федеральной антимонопольной службы России (далее - КУФАС, антимонопольный орган) из прокуратуры Ленинградского района г. Калининграда поступило коллективное обращение жителей общежития, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Звездная, 27-31 (далее - Заявители), на действия ОАО "Калининградская генерирующая компания" (далее - ОАО "КГК", Ответчик) в части неправомерного, по мнению Заявителей, увеличения тарифов за содержание жилья.
По данному факту приказом Калининградского УФАС России от 21.06.2010 г. N 149 было возбуждено дело N АМЗ-56/2010 по признакам нарушения ОАО "КГК" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и создана Комиссия по его рассмотрению.
Определением от 21.06.2010 года к рассмотрению дела N АМЗ-56/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве представителя от Заявителей был привлечен Мазин Марат Ефимович.
1. Существо дела в изложении Заявителей
Здание общежития, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Звездная, д. 27-31, до 2008 года находилось в собственности ОАО "Янтарьэнерго", а в июне 2008 года было передано в собственность ОАО "КГК". Став собственником указанного общежития, ОАО "КГК" установило для его жильцов необоснованно высокий тариф на содержание и ремонт жилых помещений.
Так, в период с июля 2008 года по июль 2009 года тариф на содержание и обслуживание жилья по данному общежитию составлял 25,52 руб. за 1 кв.м. Начиная с июля 2009 года по настоящее время данный тариф составляет 68,60 руб. за 1 кв.м. Если к указанному тарифу добавить тариф за найм жилого помещения, который составляет 4,7 руб. за 1 кв.м, а также НДС, то стоимость 1 кв.м жилья для проживающих в общежитии граждан обходится в среднем в 90 рублей. Данный факт указывает на то, что по сравнению с 2008 годом, тарифы по общежитию возросли более чем в 3,5 раза.
Заявители не согласны с установленным ОАО "КГК" тарифом на содержание и ремонт жилых помещений, так как размер установленного тарифа не был согласован Ответчиком на общем собрании жильцов общежития, как это установлено в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Кроме того, в перечень услуг, входящих в тариф на содержание и обслуживания жилья, ОАО "КГК" необоснованно, по мнению Заявителей, включило оплату работы вахтеров-охранников, а также плату за аренду территории, прилегающей к зданию общежития.
Заявители считают, что Ответчик занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по управлению указанным общежитием ввиду того, что является его собственником, и жильцы общежития не имеют возможности выбрать другую управляющую компанию. Установив необоснованно высокий тариф на содержание и обслуживание жилья, Ответчик злоупотребляет своим доминирующим положением, ущемляя при этом интересы жильцов общежития.
Согласно статье 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действие (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
С учетом вышеизложенного Заявители считают, что действия ОАО "КГК", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, ущемляющим интересы жильцов общежития в части установления необоснованной платы за содержание и обслуживание жилья, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Существо дела в изложении Ответчика
Пятиэтажное, трехподъездное здание, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Звездная, д. 27-31, было построено в 1969 году. До 2008 года находилось в собственности ОАО "Янтарьэнерго" и эксплуатировалось как общежитие. В 2003 году была выполнена реконструкция в подъезде N 27 указанного здания, в результате чего появились отдельные квартиры. В настоящее время в данном подъезде расположено 7 квартир, находящихся с 2005 года в собственности жильцов. Кроме того, как отдельная квартира значится также и помещение, расположенное на пятом этаже подъезда N 31.
Остальные помещения подъездов NN 29 и 31 указанного здания являются общежитием коридорного типа.
В связи с тем, что помещения здания д. 27-31 по ул. Звездной г. Калининграда находятся как в собственности (7 квартир подъезда N 27) граждан, так и в собственности юридического лица (подъезды NN 27 и 31), указанное здание является многоквартирным.
02 июня 2008 года ОАО "Янтарьэнерго" во исполнение Соглашения о реформировании от 01.12.2007 года, заключенного между ОАО РАО "ЕЭС России" и Правительством Калининградской области, выделило свои дочерние структуры и в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены записи о создании ОАО "Янтарьэнерго" и ОАО "Калининградская генерирующая компания".
По акту приема-передачи основных средств от 05.06.2008 года ОАО "Янтарьэнерго" передало в уставной капитал ОАО "КГК" здание общежития NN 27-31 по ул. Звездной в г. Калининграде, общей площадью 3148,7 кв.м, на основании протокола собрания учредителей и договора о создании ОАО "КГК" от 19.05.2008 г.
04.07.2008 года ОАО "КГК" произвело государственную регистрацию права собственности на данное общежитие, о чем было выдано свидетельство 39-АА N 604588, и стало его полноправным собственником.
После передачи общежития в собственность ОАО "КГК" вопрос о выборе управляющей компании на рассмотрение собственников жилых помещений не ставился, поскольку отношения по управлению жилым фондом уже сложились, т.к. ОАО "КГК" было создано на базе филиала ОАО "Янтарьэнерго" "ТЭЦ-1", на балансе которого ранее находилось общежитие.
В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением по его назначению и в пределах его использования.
Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению общежитием, содержанию, текущему и капитальному ремонту, плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений в многоквартирном доме по договору найма жилого помещения вносят плату за пользование жилым помещением и плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), а также на основании ст. 156 ЖК РФ ОАО "КГК", как собственник общежития и фактически управляющая организация, вправе самостоятельно определять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в размере, который обеспечит содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании указанных нормативных актов ОАО "КГК" своими локальными приказами: от 30.03.2009 г. N 56, от 18.06.2009 г. N 116 и от 30.06.2009 г. N 124 утвердило новые тарифы на содержание и ремонт жилых помещений в здании общежития NN 27-31 по ул. Звездной в г. Калининграде. При утверждении размера платы Ответчиком были учтены все необходимые затраты, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества указанного многоквартирного дома (общежития).
В целях разъяснения структуры тарифа, а также экономического обоснования платы, установленной с 01.07.2009 года за содержание и ремонт жилых помещений ОАО "КГК" с участием представителей администрации городского округа "Город Калининград" 16 апреля 2010 года было проведено общее собрание с жильцами общежития.
Несмотря на установление обоснованных и отвечающих требованиям действующего законодательства тарифов на содержание и ремонт жилых помещений, в 2009 году ОАО "КГК" понесло большие убытки по содержанию здания общежития, расположенного по ул. Звездной в г. Калининграде. В связи с этим Ответчиком было принято решение о безвозмездной передаче данного общежития, как многоквартирного жилого дома, в муниципальную собственность городского округа "Город Калининград". Работа в данном направлении была начата ОАО "КГК" совместно с ОАО "Янтарьэнерго" еще в 2009 году и закончена в декабре 2010 года.
3. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела
3.1. Во исполнение Соглашения о реформировании от 01.12.2007 года, заключенного между ОАО РАО "ЕЭС России" и Правительством Калининградской области 02 июня 2008 года ОАО "Янтарьэнерго" выделило свои дочерние структуры и в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании ОАО "Калининградская генерирующая компания".
На основании протокола собрания учредителей и договора о создании ОАО "КГК" от 19.05.2008 г. по акту приема-передачи основных средств от 05.06.2008 года ОАО "Янтарьэнерго" в уставной капитал ОАО "КГК" было передано здание общежития NN 27-31 по ул. Звездной в г. Калининграде, общей площадью 3148,7 кв.м.
ОАО "КГК" зарегистрировало право собственности на данное общежитие, о чем было выдано свидетельство 39-АА N 604588 от 04.07.2008 года, став тем самым его полноправным владельцем.
3.2. В соответствии со ст. 288 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением по его назначению и в пределах его использования.
Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению общежитием, содержанию, текущему и капитальному ремонту, плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений в многоквартирном доме по договору найма жилого помещения вносят плату за пользование жилым помещением и плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества, а также на основании ст. 156 ЖК РФ собственник общего имущества либо управляющая организация вправе самостоятельно определять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в размере, который обеспечит содержание общего имущества в многоквартирном доме.
3.3. Согласно пункту 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет полномочия по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В рамках рассмотрения дела N АМЗ-56/2010 Калининградским УФАС России было установлено, что ОАО "Калининградская генерирующая компания", являясь собственником общежития и фактически управляющей организацией, в соответствии с Правилами содержания общего имущества, а также статьей 156 ЖК РФ вправе самостоятельно определять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в размере, который обеспечит содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что жильцы общежития, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Звездная, д. 27-31, имели возможность сменить место жительства, сняв иное жилое помещение, положение ОАО "Калининградская генерирующая компания" на рынке предоставления в наем жилых помещений не может быть квалифицировано как доминирующее.
Кроме того, статья 10 Закона о защите конкуренции распространяется на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном рынке превышает 35%.
ОАО "Калининградская генерирующая компания" не имеет на рынке предоставления в наем жилых помещений доли более 35%, следовательно, положение ОАО на данном рынке не является доминирующим, а значит не подпадает под действие Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Принимая во внимание отсутствие доминирующего положения Ответчика на рынке предоставления в наем жилых помещений, действия ОАО "Калининградская генерирующая компания" не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО "Калининградская генерирующая компания" (ИНН/КПП 3905601701/390501001, 236006, г. Калининград, ул. Правая Набережная, 10а) в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель Комиссии О.А. Боброва
Члены Комиссии О.А. Бессонова
М.В. Доценко
Ю.А. Сидорова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016