Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 30 декабря 2010 г.
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, рассмотрев материалы дела N 822-10-АДМ и протокол N 822-10-АДМ от 26 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении по нарушению ОАО "Метафракс", предусмотренному статьей ч.4 ст.19.8 КоАП РФ выразившееся в непредставлении в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Метафракс"
ул. Заводская, 1, г. Губаха, Пермский край, 618250
ИНН 5913001268
ОГРН 1025901777571
в присутствии представителя ОАО "Метафракс" по доверенности от 27.12.2010 года. установил:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее Пермское УФАС России) в результате проверки соблюдения антимонопольного законодательства ОАО "Метафракс" (акт проверки от 08 ноября 2010 года) выявлено нарушение части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), а именно: нарушение порядка и сроков представления уведомления в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федеральный закон "О защите конкуренции") о приобретении 31% долей в уставном капитале ОАО "Метасервис".
При подаче уведомления ОАО "Метафракс" нарушен порядок представления уведомления: Общество не представило сведения о конечных выгодоприобретателях ОАО "Метафракс", который в соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции" должен быть подан одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, в связи с чем, Федеральная антимонопольная служба (далее ФАС России) отказала в принятии уведомления к сведению. Дальнейших действий по подаче уведомления надлежащим образом ОАО "Метафракс" не предприняло, что привело к нарушению сроков подачи уведомления, установленных частью 3 статьи 31 Федерального закона "О защите конкуренции".
Описание административного правонарушения:
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федеральный закон "О защите конкуренции") регламентированы вопросы осуществления государственного контроля экономической концентрации. Разграничиваются виды действий и сделок, на осуществление которых требуется разрешение антимонопольного органа и об осуществлении которых необходимо уведомить антимонопольный орган.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц и лица, акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом:
приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его создании.
Суммарная балансовая стоимость активов участников сделки, включая лиц, составляющих группу лиц с участниками сделки, на момент сделки составила более 16 млрд. рублей. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона "О защите конкуренции" совершение данной сделки должно быть осуществлено после получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона "О защите конкуренции" сделки, иные действия, указанные в статьях 27 - 29 Федерального закона "О защите конкуренции", осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 настоящего Федерального закона, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
1) сделки, иные действия, указанные в статьях 27 - 29 Федерального закона "О защите конкуренции", осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
В связи с тем, что суммарная балансовая стоимость активов участников сделки, включая лиц, составляющих группу лиц с участниками сделки, превышает 15 млрд. рублей и на основании подпункта г) пункта 4.1.2 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденном Приказом ФАС РФ от 15.12.2006 N 324, рассмотрение указанного ходатайства входит в компетенцию ФАС России.
Перечень лиц, входящих в одну группу с ОАО "Метафракс" размещен на сайте ФАС России и на момент осуществления сделки не изменился по сравнению с ранее представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
На основании вышеизложенного ОАО "Метафракс" подало в ФАС России в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О защите конкуренции" уведомление (исх. N124810 от 10.08.2009 г.) о приобретении 31% долей в уставном капитале ОАО "Метасервис" (618250, Пермский край, г.Губаха, пр.Октябрьский, 9-б, основные виды деятельности: оказание жилищно-коммунальных услуг) что в совокупности с имеющимися в распоряжении ОАО "Метафракс" 20% долей составило 51% долей в уставном капитале ОАО "Метасервис".
В представленных ОАО "Метафракс" (заявителем) вместе с уведомлением документах отсутствуют сведения о конечных выгодоприобретателях ОАО "Метафракс".
Перечень документов и информации, которые одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, представляются в антимонопольный орган, установлен частью 5 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции", в том числе в соответствии с пунктом 15 части 5 статьи 32 представляются:
- сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем пятью процентами акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, зарегистрированных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о юридическом лице (оффшорные зоны).
В отсутствии сведений о действительных владельцах лиц, участвующих в сделке, ФАС России не может оценить влияние результатов рассматриваемой сделки на конкурентные отношения и принять решение, предусмотренное пунктом 3.40 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС РФ от 20.09.2007 N 294 (ред. от 06.02.2008) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2007 N 10370).
ФАС России дополнительно запросило указанную информацию (исх. N АЦ/41439 от 20.11.2009 г.), однако информация о конечных выгодоприобретателях ОАО "Метафракс" так и не была представлена.
На основании вышеизложенного ФАС России отказало ОАО "Метафракс" в принятии уведомления к сведению.
Как было установлено в ходе проверки соблюдения антимонопольного законодательства ОАО "Метафракс" (акт проверки от 08 ноября 2010 года) дальнейших действий по подаче уведомления надлежащим образом (с приложением сведений о конечных выгодоприобретателях ОАО "Метафракс") ОАО "Метафракс" не предприняло.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках, об иных действиях, осуществляемых с соблюдением условий, предусмотренных настоящей статьей, лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в статьях 28 и 29 настоящего Федерального закона сделок, иных действий, или лицом, которое было создано в результате осуществления сделок, иных действий, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, - не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.
В соответствии с частью 5.1 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае представления не в полном объеме необходимых документов и сведений, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции", ходатайство считается непредставленным.
В соответствии с пунктом 3.30 Приказа от 20.09.2007 г. N 294 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятеьности, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации (в ред. Приказа ФАС РФ от 06.02.2008 N 30) в случае не представления всех необходимых для рассмотрения уведомления заверенных должным образом копий документов и сведений, ходатайство (уведомление) не считается представленным.
На основании вышеизложенного установлено, что ОАО "Метафракс" нарушен порядок представления уведомления (не представлены сведения о конечных выгодоприобретателях ОАО "Метафракс"). Также ОАО "Метафракс" нарушены сроки представления уведомления, установленные частью 3 статьи 31 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа в случаях, указанных в статьях 27 - 29 настоящего Федерального закона, или уведомления антимонопольного органа в случаях, указанных в статьях 30 и 31 настоящего Федерального закона, в антимонопольный орган в качестве заявителей обращаются лица, приобретающие акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок, предусмотренных статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства", учитывая, что если ни одним из лиц, заинтересованных в совершении сделок, предусмотренных статьями 28 и 29 Закона о защите конкуренции, ходатайство о получении предварительного согласия на их совершение не представлено, к административной ответственности за это может быть привлечено не любое заинтересованное лицо, о котором упоминает пункт 1 части 1 статьи 32 Закона, а лишь лицо, приобретающее акции (доли), права и (или) имущество и отвечающее определенным в части 1 статьи 28 Закона условиям, или лицо, приобретающее акции (доли), активы финансовой организации или права в отношении финансовой организации и отвечающее условиям, изложенным в части 1 статьи 29 Закона.
Таким образом, ответственность за непредставление ходатайства несет ОАО "Метафракс" - приобретатель долей ОАО "Метасервис".
В соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до одной тысячи двухсот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
(часть четвертая введена Федеральным законом от 09.04.2007 N 45-ФЗ).
В действиях ОАО "Метафракс" содержится состав административного правонарушения:
1) объект административного правонарушения - общественные отношения, связанные с порядком управления;
2) объективная сторона административного правонарушения - действия ОАО "Метафракс", выразившиеся в нарушении части 3 статьи 31 и пункта 15 части 5 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения установленных этими статьями Федерального закона "О защите конкуренции" порядка и сроков подачи уведомлений;
3) субъект административного правонарушения - ОАО "Метафракс" (ул.Заводская, 1, г. Губаха, Пермский край, 618250);
4) субъективная сторона административного правонарушения - вина ОАО "Метафракс", выразившаяся в несоблюдении требований действующего законодательства РФ при наличии возможности их соблюдения.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "Метафракс" имело возможность соблюсти требования части 3 статьи 31 и пункта 15 части 5 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", однако ОАО "Метафракс" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, установленных этими статьями Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, вина в действиях ОАО "Метафракс" установлена.
Представитель ОАО "Метафракс" Путинцев Н.П. в возражениях по факту нарушения порядка и сроков подачи уведомления указывает, что уведомление было подано в строгом соответствии с требованиями, установленными статьей 31 Федерального закона "О защите конкуренции", срок представления уведомления не пропущен.
Данные пояснения представителя ОАО "Метафракс" не принимаются во внимание на основании следующего.
В представленных ОАО "Метафракс" вместе с уведомлением документах отсутствуют сведения о конечных выгодоприобретателях ОАО "Метафракс". Указанные сведения в соответствии с требованиями пункта 15 части 5 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции" представляются одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок.
Подача ходатайства (уведомления) без необходимых документов и сведений, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции" не может считаться представлением ходатайства в срок.
Доказательств невозможности предоставления в Пермское УФАС России одновременно с уведомлением информации о конечных выгодоприобретателях ОАО "Метафракс" не представило.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правонарушение, совершенное ОАО "Метафракс" является грубым нарушением, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере соблюдения антимонопольного законодательства и препятствует осуществлению антимонопольным органом возложенных на него функций при проведении антимонопольного контроля за экономической концентрацией.
Вместе с тем, смягчающим обстоятельством можно считать тот факт, что ОАО "Метафракс" впервые привлекается к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное ОАО "Метафракс" правонарушение малозначительным, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Совершение ОАО "Метафракс" административного правонарушения было обнаружено Пермским УФАС России при проведении выездной плановой проверки ОАО "Метафракс" (акт проверки N 75 от 08 ноября 2010 года), следовательно, срок привлечения к административной ответственности не истек.
Обстоятельства, исключающие производство по данному делу, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью 5 статьи 19.8 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановил:
1. Признать Открытое акционерное общество "Метафракс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 г. N116-ФЗ).
2. Назначить Открытому акционерному обществу "Метафракс" административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (Сто пятьдесят тысяч рублей)
Постановление объявлено 30 декабря 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
код штрафа: 161 1 16 02010 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
БИК 045773001
ОКАТО 57401000000
В тридцатидневный срок ОАО "Метафракс" обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 декабря 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016